Трансформационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его при

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….5
1Трансформационная экономика: понятие, основные черты,
особенности………………………………………………………………...7
2 Основные направления рыночных преобразований и концепции
перехода к рынку…………………………………………………………12
3 Роль государства в трансформационной экономике…………………18
4 Особенности белорусской модели социально-экономического
Развития……………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

моя курсовая (2).docx

— 145.12 Кб (Скачать файл)

     В переходной экономике любого типа обязательно  осуществляется воспроизводственный  процесс. Его общие особенности  по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести  инерционность воспроизводства  и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений.

     Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей  развитие по принципу первоначального  «разрушения до основания» всего  старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность  предопределяет и невозможность  быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно  вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду  производства. Инерционность воспроизводства  в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и  на достаточный длительный период –  старых экономических форм.

     Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры  производства, преобразование которой  требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся  социально-экономическая структура  общества.

     Инерционность воспроизводственного процесса порождает  ряд следствий, которые важно  иметь в виду в экономической  политике. Во-первых, она обусловливает  глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых, она обусловливает  относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих, инерционность  усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.

     Другая  отмеченная закономерность – интенсивное  преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность  переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как  бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это  проявление необратимости эволюционного  процесса, а также его основных тенденций.

     Необходимость трансформационной экономики обусловлена  ее следующими главными задачами:

     1.     Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

     2. Формирование рыночных отношений  и рыночной инфраструктуры.

     3. Реформирование отношений собственности  как основы экономической системы.

     4. Создание условий экономической  свободы для всех субъектов  хозяйствования.

     5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

     Практика  показывает, что в каждой стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции  и программы решения главных  задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в  них можно выделить несколько  общих, "обязательных" направлений:

     - либерализацию экономики, связанную,  в первую очередь, с отпуском  цен. Это первоочередной шаг  реформирования экономики. Он  позволяет выявить реальное соотношение  спроса и предложения, определить  нерентабельные виды производства  и тем самым наметить первоочередные  направления структурной перестройки  народного хозяйства. Последующие  (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

     - реформирование отношений собственности  путем разгосударствления и приватизации  государственной собственности.  Именно в результате приватизации  должно установиться многообразие  форм собственности: государственной,  коллективной и частной. Они  необходимы для преодоления монополии  государства, формирования многоукладной  рыночной экономики, сокращения  сферы государственной регламентации  общественного производства, создания  и развития конкурентных рыночных  отношений;

     - стабилизацию экономики, под которой  понимается устранение резких  колебаний освобожденных цен  и формирование устойчивых финансовых  отношений;

     - реструктуризацию (структурную перестройку)  экономики и отдельных предприятий,  включающую мероприятия по санации  производства, приведение структуры  народного хозяйства в соответствие  с требованиями современной рыночной  экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы  предприятий на основе передовых,  высокоэффективных технологий;

     - интеграцию национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого  типа. Для этого нужно осуществить  либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую  защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость  рубля.

     Таким образом, трансформационная экономика  представляет собой особое состояние  экономической системы, когда она  функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

     Трансформационная экономика имеет ряд отличительных  признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние  отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие. 
 

     2 Основные направления  рыночных преобразований  и концепции перехода  к рынку

     В настоящее время в теории и  практике проведения трансформационных  преобразований сложились два противостоящих друг другу направления. Одно из них  называется «градуализм» (от английского  слова «gradual» - постепенный), а второе - «шоковая терапия».

     Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство  должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики  рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения

     Яркий образец градуализма – реформы  в Китае. С начала 80-х гг. Китаю  удается поддерживать высокие темпы  развития, примерно 10% прироста ВВП  в год. Китай уже вошел в  десятку ведущих государств мира.

     Китайское руководство придерживается прагматичного  подхода. Оно поощряет рыночные отношения  там, где это возможно, и сохраняет  государственный контроль там, где  считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать  благоприятные условия для предпринимательства  в сочетании с дешевой рабочей  силой привлекают в Китай иностранный  капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в десять - пятнадцать раз превышает накопленный  объем иностранных инвестиций в  РБ. Очень удачным решением оказалось  создание свободных экономических  зон в приморских провинциях Китая, где иностранцы на льготных условиях открывают новые производства с  использованием китайского сырья, материалов и рабочей силы.

     В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести  на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепенную реформу  госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции, правительство  в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетное  финансирование. Китайские специалисты  признают, что убыточные и неповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станут конкурентоспособными, и  в обозримом будущем их придется закрывать. Однако они считают, что  государство по мере возможности  должно субсидировать их с тем, чтобы  кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасных экономических  и социальных последствий.

     Китайский опыт, безусловно, заслуживает внимания. Его ценность состоит, прежде всего, в том, что китайскому руководству  удается совмещать реформы с  быстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно, потому что в период реформ «переналадка»  экономических механизмов обычно ведет  к сбоям в работе предприятий.

     Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличием огромного  слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг. позволило в  очень короткие сроки оживить  торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это  дало толчок для более крупных  предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение  иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

     Стоит отметить, что китайские реформы  проводятся в благоприятных условиях политической стабильности, когда государство  имеет возможность добиться исполнения своих решений. Это очень приближает проводимые реформы в этой стране к условиям Республики Беларусь.

     «Шоковая  терапия» – это экономическая  концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию  цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной  рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской  премии Милтоном Фридманом и его последователями .

     Монетаризм  исходит из того, что рынок - это  самая эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного  периода должны происходить с  минимальным участием государства.

     Исходя  из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию  экономики, полагая, что это обеспечит  самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

     Согласно  монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

     Финансовая  политика правительства в период«шоковой терапии» направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денег от государства. Что касается огромных тягот для населения от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

     В наиболее последовательном виде эта  доктрина была реализована в Польше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству  удалось за два - три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы  в сочетании с бурным развитием  частного сектора и притоком иностранных  инвестиций позволило Польше всего  через три - четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

     Выбор, который большинство стран с  переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного  периода обычно нет условий для  постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная  инфляция и развал экономики в  этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление  последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований.

Информация о работе Трансформационная экономика