Трансформационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его при

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….5
1Трансформационная экономика: понятие, основные черты,
особенности………………………………………………………………...7
2 Основные направления рыночных преобразований и концепции
перехода к рынку…………………………………………………………12
3 Роль государства в трансформационной экономике…………………18
4 Особенности белорусской модели социально-экономического
Развития……………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

моя курсовая (2).docx

— 145.12 Кб (Скачать файл)

     Обобщая опыт реформ в странах с трансформационной  экономикой, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации  во многом зависит от исходного состояния  дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т.е. способность государства, после  начального этапа распада старых органов управления и создания новых  органов, добиваться осуществления  выбранной экономической политики.

     Программа «шоковой терапии» предлагает следующий  пакет мер:

     1.         Реформа цен и рынка (либерализация  экономики):

     - реформа внутренних цен;

     - либерализация системы распределения;

     - либерализация внешней торговли;

     - либерализация рынка рабочей  силы и системы заработной  платы;

     - реформа банковской системы и  создание финансовых рынков.

     2. Развитие частного сектора —  приватизация:

     - малая приватизация и развитие  частного сектора;

     - крупномасштабная приватизация;

     - структурная перестройка, ликвидация  монополий.

     3. Пересмотр роли государства:

     - ограничение права государственной  собственности;

     - ограничение прямой хозяйственной  деятельности;

     - усиление регулирующей функции  в социальной сфере.

     4. Макроэкономическая стабилизация:

     - новая фискальная политика,

     - изменение денежно-кредитной системы,

     - законодательная реформа;

     - институциональная реформа;

     - социальные гарантии.

     Содержание  пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

     Первый  пакет мер — меры по либерализации  экономики связаны с переходом  к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных  цен приводит к бесконтрольному  расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации  торговли и транспорта.

     Второй  пакет мер предполагает реформу  и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной  собственности и разделении функций  государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление  программ приватизации. Оформление гарантированных  прав частной собственности и  облегчение процессов создания новых  частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения  или увольнения излишков рабочей  силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

     Третий  пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно  должно отказаться от прямой собственности  и контроля над производством  и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую  адаптацию и частную экономическую  деятельность. Другая важная задача государства  — реформировать систему социального  обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую  смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Необходимо реформировать основные правительственные  институты, включая центральный  банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

     Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение налоговой и кредитной  политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую  просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить  равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

     Разработанная до деталей программа вряд ли может  быть с одинаковым успехом применена  в разных странах. Специфические  особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые  эффекты. В то же время, по мнению разработчиков  этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

     Таким образом, в настоящее время в  теории и практике проведения трансформационных  преобразований сложились два противостоящих друг другу направления – градуализм и шоковая терапия.

     Градуализм - это экономическая концепция, которая  предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству  главную роль в формировании рынка.

     «Шоковая  терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ  ЭКОНОМИКЕ 

     Продуманная и последовательная государственная  экономическая политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных  преобразований.

     Важнейшую роль в трансформационной экономике  играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация  и последовательная стабилизация. Либерализация  предполагает свободное ценообразование  и прекращение контроля со стороны  государства в торговле. Значимость либерализации заключается в  ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация  заставляет предприятия ориентироваться  на потребительский спрос и получение  прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению  спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности  в тех или иных товарах Либерализация  на первом этапе неизбежно ведет  к скачку цен, а инфляция мешает нормальному  функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет  разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым  условия для стабилизации экономики.

     Макроэкономическая  стабилизация национальной экономики  означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение  льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в экономике  и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.

     После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными  проблемами становятся вопросы, связанные  с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

     Важнейшим направлением формирования рыночных отношений  является структурная перестройка  национальной экономики, означающая переоснащение  отраслей и производств новой  современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

     Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием  структуры производства структуре  потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной  ориентацией на производство товаров  и услуг, предназначенных для  удовлетворения внутренних потребностей экономики и населения; низкой конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.

     Одно  из основных направлений переходного  периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении  — перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

     Формирование  рыночной экономики требует решения  ряда других задач. К ним относятся:

     - ограничение прямого вмешательства  государства в экономику. Должен  произойти отказ государства  от большинства функций, выполняемых  им в командной экономике, то  есть регулирование всего и  вся. Главной задачей государства  должна стать защита формирующейся  рыночной экономики, сохранение  стабильности в работе народного  хозяйства;

     - демонополизация экономики —  ликвидация преобладания на рынке  отдельных товаров одного либо  небольшого числа производителей;

     -введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;

     - обуздание инфляции, неизбежной  после проведения либерализации  цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной  системы, проявляющейся в "вымывании  " товаров с прилавков и росте  цен на "черном рынке", в открытую  инфляцию, требует проведения жесткой  антиинфляционной политики;

     - развитие рынка товаров и услуг  производственного и непроизводственного  назначения; финансового рынка, создание  регулируемого рынка труда;

     - формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные  биржи и др.;

     - финансово-экономическая стабилизация  посредством проведения жесткой  денежно-кредитной политики с  целью ограничения инфляции;

     - преодоление в экономическом  мышлении у значительной части  населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности  в распределении).

     Таким образом, государство играет первостепенную роль в трансформационной экономике. Оно регулирует процессы перераспределения  ресурсов и производство общественных благ, старается стабилизировать  экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Особенности белорусской модели социально-экономического развития

     В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант  перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство  отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с  ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10%

     После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

     В свете нового соглашения по ценам  на энергоносители, инициированного  Россией, некоторые из этих преимуществ  будут постепенно исчезать. Таким  образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В  то же время международный экономический  кризис наносит тяжелый ущерб  экспорту и росту ВВП в Беларуси.

Информация о работе Трансформационная экономика