Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 17:07, курсовая работа
Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме, по этому тема собственности становиться все более и более актуальной.
Введение
1. Виды и формы собственности: (5)
1.1 Индивидуальная собственность
1.2 Частная собственность
1.3 Кооперативная собственность
1.4 Государственная собственность
1.5 Муниципальная собственность
1.6 Смешанные формы
1.7 Комбинированные формы
1.8 Общая долевая собственность
1.9 Общая совместная собственность
2. Право собственности (17)
2.1 Субъекты и объекты права собственности
2.2 Приобретение права собственности
2.3 Прекращение права собственности
3. Трансформация отношений собственности в России (28)
3.1 Акционирование
3.2 Приватизация
Заключение (45)
Список литературы
Директивно-плановая модель хозяйствования
советского типа оказалась в конечном
счете менее экономически эффективной по сравнению с западной
моделью рыночного хозяйствования, вследствие
чего необходимость рыночных преобразований
была признана неизбежной. В системе этих
преобразований разрушение государственно-
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается.
Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:
Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.
В целом разгосударствление собственности — сложный, противоречивый и социально-конфликтный процесс, занимающий достаточно длительный период времени.
В странах, традиционно называемых капиталистическими, процесс разгосударствления собственности означает возврат к привычной для них форме собственности, в функционировании которой ими был накоплен огромный исторический опыт. Кроме того, масштабы разгосударствления сравнительно невелики, поскольку государственная собственность никогда не принимала там всеохватывающего характера. Далее, в этих странах в частных руках имеются значительные капталы, поэтому процесс разгосударствления происходит в основном путем приватизации (точнее реприватизации), что к тому же облегчается хорошо развитой рыночной инфраструктурой.
Для России трудности разгосударствления собственности во многом обусловлены противоположными моментами: традиции частной собственности были практически полностью утрачены; основная масса населения не имела сколько-нибудь значительных средств; огромны масштабы государственной собственности; сложившаяся ментальность значительной части населения усугубляет этот сложный процесс идеологическими воззрениями, их борьбой.
Система экономических отношений российской экономики развивается по объективным законам, и любые попытки воздействовать на эти законы путем трансформации какого-либо элемента системы с целью направить экономическое развитие России по пути, считающимся общемировым, заканчиваются возвратом к национальной специфике.
Проведенная в России трансформация собственности преобразовала не только отношения собственности, являющиеся ведущим элементом системы экономических отношений, но и всю систему социально-экономических отношений. Активизировавшиеся социально-психологические, этнодемографические, политические, культурно-исторические и другие внеэкономические, «надстроечные» факторы заставили вспомнить, что экономика – только часть общества, развивается внутри общества, не носит обособленного характера, поэтому при анализе реальных экономических процессов нельзя абстрагироваться от всей совокупности общественных процессов. Диалектический метод познания, с помощью которого мы осмысливаем окружающую действительность, основывается на положении о взаимосвязи единичного и общего: сущность единичного нельзя понять из него самого, а только в связи с породившим его общим.
Отказ от экономического детерминизма при выборе методологии экономических исследований, учет особенностей национального экономического пространства позволит разработать теорию переходной экономики как оригинальное направление экономической мысли, опирающееся на универсальные методы познания. Экономика является лишь элементом общественной системы и в силу этого наряду с собственными характеристиками обладает и системными. При анализе состояния, факторов и тенденций трансформации собственности в российской экономике предлагается использовать комплексный историко-генетический метод познания, позволяющий осмыслить взаимозависимость отношений собственности и социокультурных факторов, формирующих социально-экономический генотип нации, проследить историческую и социальную логику развития отношений собственности.
Формой проявления реализации отношений собственности и процессов их трансформации выступают объективированные результаты функционирования всей системы производственных отношений российской экономики. Принятый в теоретических исследованиях западных экономистов экономический детерминизм означает анализ социально-технологического аспекта общества, за пределами которого остается социально-экономический. Однако производительные силы одного и того же уровня (техники, технологии и квалификации рабочей силы) существуют в разных системах общественных отношений, которые изначально всегда выступают как отношения собственности. В ходе использования производительных сил реальная собственность не проявляется, и лишь распределение произведенных продуктов демонстрирует социальную значимость собственности на средства производства, а уже отношения потребления выражают социальную направленность всех предшествующих ему воспроизводственных процессов, т.к. собственность вне зависимости от ее юридической формы выражает положение собственника в обществе. Отношения собственности наличествуют тогда, когда осуществляется волеизъявление субъекта собственности, то есть когда он фактически пользуется этим объектом, эксплуатирует его, передает, продает и так далее.
Конкретные характеристики экономической сущности собственности проявляются в разновидностях правовых форм собственности, динамика которых в современных условиях активизировалась под воздействием общественных институтов, под которыми понимаются правила, нормы общественного, в том числе экономического взаимодействия. Роль институтов в системе общественных отношений может быть уподоблена генам в биологическом организме, т.к. институт как самоподдерживающийся, самопроизводящийся социальный феномен по своей природе обладает свойствами «непрерывности», то есть наследственности. Институты постоянно эволюционируют, сохраняя и передавая «благоприобретенные» признаки. В процессе эволюции в результате «естественного отбора» постепенно остаются наиболее жизнеспособные (не значит - соответствующие потребностям общества) в данной социокультурной среде институты, которые, в конечном счете, и обусловливают механизм саморегуляции экономической системы. Все институты по мере возрастания роли субъективного фактора в общественном производстве разделились на формальные – легитимные, и неформальные, функционирующие как правила поведения в рамках данного экономического пространства, зачастую более действенные, чем легитимные.
При анализе процессов трансформации собственности необходимо учитывать, что официальные данные, свидетельствующие о позитивных и негативных сторонах реформирования - это лишь доступная обзору часть айсберга российской экономики, большая часть которого скрыта в тени. Только по официальным данным теневая экономика в стране составляет 40%
Анализ процессов трансформации собственности в российской экономике позволяет утверждать, что экономическая действительность «ускользает» от попыток вести ее в соответствии с интенциональным проектом. Трансформация самостоятельных цивилизационно-культурных метасистем, к которым относится Россия, не укладывается в стандартные модернизационные сценарии. Попытка перенести на российскую почву западные цивилизационно--культурные ценности и институты, выстроить рыночную экономику по классическим либеральным образцам завершается возвратом к национальной специфике экономики. Дальнейшая эволюция института собственности в России и сохранение его прогосударственного характера происходят на нынешнем этапе путем постепенной национализации собственности и разделения ее на федеральную и региональную. Свойственная российскому социально-экономическому генотипу тенденция национализации пробивает себе дорогу через осуществленное приватизацией распыление объектов собственности.
3.1 Акционирование
Несмотря на огромный опыт создания
акционерных обществ понятие акционирование
как экономическая категория не получило
однозначной трактовки. Это показала практика
осуществления процессов акционирования
в нашей стране и других странах постсоциалистического развития.
В отечественной литературе
термин «акционирование» трактуется как
«...преобразование государственного предприятия
в открытое акционерное общество». Наиболее
распространено понятие акционирования
«как способа приватизации государственного
или муниципального предприятия».
По нашему мнению, понятие «акционирование»
гораздо шире. Акционирование является
не только процессом создания АО, процессом
формирования уставного капитала и выпуска
акций.
Определяя эту экономическую
категорию, следует отметить прежде всего,
что акционирование представляет собой динамичный
процесс. Процесс привлечения новых капиталов,
а следовательно и акционеров, продолжается
на всем протяжении функционирования
предприятий. При этом способы привлечения
развиваются: это и слияние с другими компаниями,
и поглощение компаний, это и капитализация
собственной прибыли, это эмиссия акций,
облигаций и других ценных бумаг с обязательным
условием обеспечения их успешного обращения
на фондовых рынках. Это, наконец, обязательное
сочетание условий развития общества
с удовлетворением интересов акционеров
как кредиторов. Высокие дивиденды обеспечивают
успешное обращение ценных бумаг, доход
от которого может быть направлен на инвестирование
развития предприятия, на приобретение
и использование новых технологий, повышение
конкурентоспособности продукции.
С учетом сказанного понятие
акционирование можно определить как организационно-экономический
и правовой механизм объединения финансовых
и имущественных средств многих физических
и юридических лиц для создания объекта
деятельности, целью которой является
получение доходов, обеспечивающих удовлетворение
интересов акционеров, а также постоянное
развитие компании. Средствами, обеспечивающими
доходность компании, являются инвестирование
капитала в развитие технологии, расширение,
диверсификацию деятельности, интернационализацию
интеграции, полученного как за счет собственной
деятельности, так и средств новых акционеров,
а также за счет эмиссии и продажи акций,
облигаций и других ценных бумаг.
Акционирование, таким образом,
является инструментом создания особого канала
финансирования предпринимательской
деятельности во всех сферах экономики.
Акционерная форма хозяйствования является
механизмом распределения доходов и изменения
социальной структуры общества. Акционеры
наделяются правами участия в управлении
акционерным обществом. Участие определяется
величиной пакета акций.
При этом главными принципами
создания и функционирования АО являются:
1) формирование акционерного
капитала необходимых размеров, состава и структуры;
2) формирование состава акционеров,
способного принимать правильные управленческие
3) концентрация контрольных
пакетов акций у лиц (
4) обеспечение успешного (доходного)
обращения ценных бумаг АО на фондовом
рынке.
Само понятие «акционерный капитал»
определяется как капитал, образованный
посредством объединения средств многих
физических и юридических лиц через продажу им
акций, облигаций, капитализации полученной
в процессе функционирования акционерного
общества прибыли, дохода, полученного
от обращения портфельных инвестиций
общества.
Раскрывая содержание акционерного
капитала, К.Маркс писал: «...Kапитал достиг
своей последней формы, где он существует
не только в себе, в соответствии со своей
субстанцией, но и положен по своей форме
как общественная сила и общественный
продукт»16.
Субъектом акционерного капитала
выступает собственник комбинированный,
ассоциированный. Это не простая сумма частных
Своеобразие акционерного капитала
вызвало необходимость использования
двух таких понятий, как действительный
капитал и фиктивный капитал. Действительный
капитал существует в акционерном обществе
в форме производственных, товарных, денежных
и интеллектуальных фондов. Этот капитал
реально функционирует как одно целое,
представляет одну общую коллективную
собственность. Распоряжается этой собственностью
общее собрание.
3.2 Приватизация
Приватизация - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", принятый 3 июля 1991 г. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Рис.7 – Способы приватизации
Рис.8 – Методы приватизации
Рис. 9 – Цели приватизации
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".
Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий.
Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 гг было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысяч.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".
Информация о работе Трансформация отношений собственности в России