Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 17:07, курсовая работа
Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.
Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме, по этому тема собственности становиться все более и более актуальной.
Введение
1. Виды и формы собственности: (5)
1.1 Индивидуальная собственность
1.2 Частная собственность
1.3 Кооперативная собственность
1.4 Государственная собственность
1.5 Муниципальная собственность
1.6 Смешанные формы
1.7 Комбинированные формы
1.8 Общая долевая собственность
1.9 Общая совместная собственность
2. Право собственности (17)
2.1 Субъекты и объекты права собственности
2.2 Приобретение права собственности
2.3 Прекращение права собственности
3. Трансформация отношений собственности в России (28)
3.1 Акционирование
3.2 Приватизация
Заключение (45)
Список литературы
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного.
В аналитических материалах Государственного
НИИ системного анализа Счетной палаты
РФ он называется также этапом совершенствования
правовых основ распоряжения государственной
собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать
началом этого этапа закон "О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества
РФ" от 21 июля 1997 года (вступил в силу
2 августа 1997 года, действовал до 2002 года).
Другие исследователи считают нужным
"продлить" денежный этап приватизации
вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.
На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.
Российская Федерация по состоянию на 1 января 2010 года являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 АО.
27 ноября 2010 года правительство России утвердило "Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг."
В августе 2011 года правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний — государство к 2017 году сохранит в ряде компаний только "золотую акцию".
В июне 2012 года правительство РФ утвердило окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.
Кабмин принял решение приватизировать 7,58% минус одна акция Сбербанка, 25,5% минус одна акция ВТБ, 25% минус одна акция РЖД, 50% минус одна акция "Совкомфлота", 10% "Роснано", 100% Объединенной зерновой компании (ОЗК) и 49,9% минус одна акция "Росагролизинга".
Согласно плану, до конца 2013 года должны быть приватизированы 7% акций АК "АЛРОСА", 14,8% акций ОАО "Интер РАО", 25,5% акций авиакомпании "Сибирь", 100% акций ОАО "Архангельский траловый флот", 21,1% акций ОАО "ТГК-5". Кроме того в плане указано прекращение участия РФ в капитале "Ростелекома". До конца 2015 года могут быть приватизированы 11% акций ВТБ и 3,1% акций АК "Транснефть". Кроме того планируется два этапа приватизации "Российских железных дорог". Согласно документу, до конца 2014 года планируется приватизировать 5% акций РЖД, до конца 2016 — еще 20%.
В 2012 году доходы бюджета РФ от приватизации составили 201,5 миллиарда рублей, было продано 273 пакета акций акционерных обществ, включенных в программу приватизации. Пакет Сбербанка в 7,58% акций был продан за 159,3 миллиарда рублей, 100% "СГ-Транса" — за 22,77 миллиарда рублей, 20% акций "Апатита"- за 11,11 миллиарда рублей, 25,5% Мурманского морского торгового порта — за 2,2 миллиарда рублей.
Согласно оценке главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, доходы РФ от приватизации крупнейших активов в 2013 году могут составить 320 миллиардов рублей. Эта оценка включает пакеты акций ТГК-5, авиакомпании "Сибирь", Архангельского тралового флота, "Совкомфлота", "Роснано", АЛРОСы, банка ВТБ, "Интер РАО и плюс 5% пакет "Роснефти.
По прогнозам Минэкономразвития, Россия от приватизации государственных активов с 2012 до 2016 года включительно может получить 3,128 триллиона рублей.
Таблица 1 – Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение ( миллионов рублей )
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества- всего |
41608,9 |
87462,6 |
82938,0 |
200666,1 |
147088,8 |
в том числе находившегося в собственности2): |
|||||
федеральной |
37927,5 |
34875,2 |
17186,4 |
114044,3 |
42192,8 |
субъектов Российской Федерации |
2198,8 |
36597,4 |
25137,4 |
36624,4 |
53498,0 |
муниципальной |
1482,6 |
15990,0 |
40614,2 |
49997,4 |
51398,0 |
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего |
41215,8 |
87268,3 |
81770,1 |
200258,4 |
150184,5 |
из них: |
|||||
в федеральный бюджет |
31324,0 |
34177,5 |
16985,0 |
114136,4 |
44678,3 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации |
5274,1 |
34845,6 |
24725,3 |
37593,3 |
54827,9 |
в муниципальные бюджеты |
1408,4 |
14945,7 |
40055,6 |
48525,9 |
50676,9 |
Таблица 2 – Распределение предприятий и организаций по формам собственности ( на конец года )
Тыс. |
||||||||||
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||
Число предприятий и организаций - всего |
3346 |
4767 |
4823 |
4867 |
4886 |
|||||
в том числе по формам собственности: |
||||||||||
государственная |
151 |
160 |
119 |
116 |
113 |
|||||
муниципальная |
217 |
252 |
246 |
239 |
231 |
|||||
частная |
2510 |
3838 |
4104 |
4165 |
4195 |
|||||
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
223 |
253 |
157 |
150 |
147 |
|||||
прочие формы собственности,
включая сме- |
246 |
265 |
197 |
197 |
201 |
Заключение.
Таким образом, собственность – это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.
Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности: государственная ( в том числе федеральная и субъектов Федерации ), муниципальная, общественных объединений ( организаций ), частная, прочие ( включая смешанную собственность ).
Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику они неизбежно переплетаются. На основе такого переплетения могут возникать смешанные формы собственности.
Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что степень научного подхода к исследованию проблем, возникших в процессе приватизации, явно недостаточна. Целостная научная концепция, охватывающая основные аспекты затронутых в работе проблем, отсутствует. Позиции учёных по отдельным вопросам носят крайне противоречивый характер.
Процесс приватизации продиктован политикой нашего государства, и это стало поистине немаловажным событием для наших граждан.
Думаю, что целью государственной политики в области приватизации должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования предприятий, и, следовательно, все приватизационные решения должны определяться с позиций эффективности работы реального сектора экономики. Последовательная реализация новых задач, принципов и мер по приватизации государственного имущества является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в стране.
Приватизация процесс длительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.
В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основы формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.
Список литературы:
1. Абалкин Л.И. Многообразие видов собственности и управления // ЭКО, 2006. - №1. - С.2-10.
2. Курс экономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М. Г. Муталимов - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 496 с.
3. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И. Е. Рудановой. - М.: Инфра-М. - 2008. - 576 с.
4. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с.
5. .Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. - М.: Издательство "Экзамен", 2005. - 592 с.
6. Российский статистический
7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория Курс лекций для студентов высших учебных заведений - Москва: Общество "Знание" России, 1997.
8. Кузнецов В. Рынок и приватизация.- М: “МЭ и МО”; 1999
9. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. учебник - Москва: "Норма-Инфра-М", 1998.
Информация о работе Трансформация отношений собственности в России