Транснациональные корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы - в настоящее время человечество занимают проблемы глобализации, влияющие на все сферы жизни человеческого общества. Процесс глобализации имеет объективный характер, являясь неизбежным результатом эволюции мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций (ТНК) была выдвинута концепция «отмирания» национальных государств как участников экономического процесса. ТНК – это новые «глобальные субъекты», крупнейшие из которых превосходят по финансово-экономическому и технологическому потенциалу большинство малых и средних государств мира
Цель работы - рассмотреть причины возникновения ТНК и особенности управления в транснациональных корпорациях.

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

«ТНК и МНК можно  рассматривать как формы существования  международных корпораций, при чем  разделение последних на две формы  достаточно условно, так как их главным  качественным признаком является не то, что капитал скольких стран  создал материнскую компанию, а интернациональный  характер деятельности компаний.»*

С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных  корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование  многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных  филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.


 

* С.Н. Волков, С.О. Денисова  «Мировая экономика и международные  экономические отношения» стр.  79

 

ГЛАВА 3: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ  КОРПОРАЦИЙ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

 

ТНК являются активными участниками  международного разделения труда и способствуют его развитию. Движение капиталов ТНК, как правило, независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпорации. Транснациональные корпорации устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира. Они проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей ТНК.

Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» выпускает не только известные во всем мире автомобили. Эта ТНК, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия одиннадцати отраслей, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии —78, во Франции — 84, в Италии — 90. Количество и характер входящих в ТНК предприятий определяются главным образом экономической целесообразностью.

Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы.

Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном и международном масштабе.

В качестве конкретного примера  возникновения и развития международной корпорации можно привести сосредоточившую в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК «Электролюкс». Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, «Электролюкс» уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие «Электролюкс» приобрел компанию «Уайт Кон-солидейтед» — третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др., «Занусси» —крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также «АЭГ» —главного производителя электротоваров в ФРГ.

После присоединения этих трех фирм «Электролюкс» превратился в мирового лидера в своей отрасли, обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электроники в 75 странах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой ТНК трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

 

3.2 НЕАКЦИОНЕРНЫЕ ФОРМЫ ЭКСПАНСИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

               К числу таких форм экспансии ТНК обычно относят:

               1) лицензирование;

               2) франчайзинг;

               3) управленческие контракты;

               4) оказание технических и маркетинговых услуг;

               5) сдачу предприятий «под ключ»;

               6) ограниченные во времени договоры по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению операций.

На практике достаточно  трудно четко провести между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются недифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

Важная особенность развития этих форм состоит в том, они используются в значительной степени в отношениях самими ТНК, выражая усиление центростремительных  тенденций.

Особое распространение  получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК  превысил показатель 1970 года почти  в 10 раз.

Лицензионное соглашение представляет собой юридический  договор, по которому лицензиар предоставляет  определенные права лицензиату на некоторое  время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутри фирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологии.

Особой разновидностью лицензионного  соглашения франчайзинг (франшиза).

Франчайзинг — это лицензионное соглашение, pacсчитанное на продолжительный срок. При этом «франчайзор» представляет   определенные   права   «фирме-клиенту».   Эти   Права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

С конца 80-х годов  становится популярной такая форма  экспансии ТНК, как оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор по предоставлению управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за, технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.

По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин, советами по использованию «ноу-хау», устранением аварий и контролем за качеством.

В целом тенденция к  использованию многообразных форм экспансии ТНК развивается, как  и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания транснациональными корпорациями международных  рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-Кола» и «Кока-Кола» в Африке. 

3.3 ИНОСТРАННЫЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

К 2012 г. по данным Банка России, прямые иностранные инвестиции, накопленные в нашей стране, достигли 169 млрд. долл. Во вложениях в основной капитал доля иностранных инвестиций превысила 10%.

Отраслевое распределение  инвестиций иностранных ТНК в  российскую экономику характеризуется  крайней неравномерность. Ориентация иностранных ТНК на топливную, металлургическую и пищевую промышленность объясняется  их сравнительной прибыльностью  и хорошим ростом внутреннего  и внешнего спроса на их продукцию. Менее существенные иностранные  инвестиции вкладываются в предприятия  других отраслей – металлообработки, химии, нефтехимии, лесной, деревообрабатывающей промышленности из-за серьезных рисков и непредсказуемости условий  их последующего функционирования.

Инвестиции в топливно-сырьевой сектор российской экономики достигали 10% общей суммы капиталовложений в этот комплекс. Крупнейшими инвесторами  с многомиллиардными вложениями в добычу нефти на территории России выступают «Бритиш петролиум» (Великобритания) и «Роял Датч/Шелл групп» (Великобритания-Нидерланды). К наиболее крупным сделкам текущего столетия следует отнести слияние «Тюменской нефтяной компании (ТНК)» (Россия) с корпорацией «Бритиш петролеум», что привело к поступлению в Россию более 2 млрд. долл.

Велики прямые иностранные  инвестиции и в российскую металлургию, преимущественно цветную. Большие  сырьевые богатства нашей страны, давняя экспортная ориентация этой отрасли, ее высокая рентабельность делают ее очень привлекательной для ТНК.

По привлекательности  для иностранных ТНК в Росси  выделяется также пищевая промышленность. В отличие от многих других отраслей отечественной промышленности иностранные ТНК в ряде случаев осуществляют в ней инвестиции путем строительства новых предприятий, оборудованных современными технологическими линиями. Обычно эти предприятия расположены недалеко от основных центров потребления импортных пищевых продуктов – Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Например, так поступили французская компания «Данон» ,построившая завод по производству кисломолочной продукции в г. Чехове Московской области, и ведущий мировой производитель жевательной резинки и леденцов «Ригли» (США), соорудивший свое предприятие в петербургской промзоне Пулково.

Другими центрами притяжения прямых иностранных инвестиций являются торговля и общественное питание (26% всех накопленных инвестиций). Огромный опыт, большие финансовые ресурсы, гибкость позволяют зарубежным ТНК активно  внедряться в эти сферы.

Таким образом, прямые зарубежные инвестиции текут прежде всего в наиболее развитые регионы (Центральный, Уральский) и наиболее богатые сырьем (Сибирский, Дальневосточный).

Основным правовым актом, регулирующим деятельность иностранных  ТНК в России, является Федеральный  закон от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ «ОБ иностранных  инвестициях в Российской Федерации». Согласно этому Закону иностранным инвесторам предоставлен национальный режим, т.е. правовые нормы для них не могут быть менее благоприятными, чем для российских фирм, за исключением изъятий ограничительного характера, которые могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны

Деятельность иностранных  ТНК в России сдерживает еще целый  ряд факторов. К ним относятся  высокое налогообложение, слабое развитие инфраструктуры (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других крупных городов). Помимо этого, не решены вопросы о праве субъектов распоряжаться землей и недрами, защиты прав собственности и корпоративного управления, развития институтов банкротства и защиты прав кредиторов, действенной антимонопольной политики, развития финансовой инфраструктуры к дебюрократизации национального хозяйства национального хозяйства. Иностранные компании отпугивают самоуправство чиновников и реальность угрозы со стороны организованной преступности.

В то же время Правительство  РФ принимает дополнительные меры по привлечению иностранных ТНК  к участию в развитии российской экономики. Например, Минэкономразвития  в целях модернизации автомобилестроения и поддержки отечественных предприятий  намерено сохранить высокие пошлины  на ввоз в страну новых и подержанных  автомобилей как минимум до 2010г. и в тоже время создать благоприятные  условия для совместного производства автомобилей с иностранными компаниями путем снижения пошлин на большую  часть автокомпонентов и технологического оборудования.

 

3.4 РОССИЙСКИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ

 

Российских ТНК можно  насчитать более сотни. Истинный масштаб прямых инвестиций российских ТНК за границей неизвестен из-за отсутствия их учета в самой России.

Судя по ведущим российским ТНК, географически эти инвестиции сосредоточены в двух близлежащих  регионах – Западной, Центральной, Восточной Европе и в СНГ. Таким  образом, российские ТНК принадлежат  к ТНК регионального типа.

С отраслевой точки зрения это прежде всего инвестиции в отрасли топливно-энергитического, металлургического и химико-лесного комплексов, хотя есть немало инвестиций в транспорт, связь и другие отрасли. Подобная отраслевая ориентация зарубежных филиалов российских ТНК связана с тем, что основная масса их родительских компаний занята именно в этих отраслях в самой России.

Мотивы российских ТНК, которыми они руководствуются при осуществлении  прямых инвестиций за рубежом, целесообразно  разбить на две группы - классические (традиционные) и связанные с бегством капитала.

Классические мотивы толкают  российские ТНК закрепляться на важных для них рынках сбыта и обеспечивать надежные источники нехватающего или дешевого сырья. Примером могут быть российские металлургические ТНК, активно приобретающие предприятия по производству сырья (особенно глинозема для алюминиевой промышленности, запасы которого в России ограничены) и металлургические заводы в Европе, США, Африке и СНГ.

Информация о работе Транснациональные корпорации