Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 01:43, реферат
Он осуществляет обмен продукцией между предприятиями, районами и странами, способствует освоению новых территорий и развитию специализации, перемещает грузы и пассажиров, являясь основой территориального разделения труда.
Цель данной работы – изучить основные элементы транспортного комплекса. Исходя из поставленной цели, задачами являются подбор и изучение материала, краткое изложение.
Введение 3
§1. Транспортный комплекс. 4
§2. Железнодорожный транспорт. 7
§3. Автомобильный транспорт. 10
§4. Речной транспорт. 12
§5. Морской транспорт. 14
§6. Трубопроводный транспорт. 16
§7 Воздушный транспорт. 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Проблемой автотранспорта России остается создание современной качественной сети автодорог и отсутствие сквозной широтной автомагистрали, соединяющей западные и восточные регионы страны.
Внутренний речной транспорт.
Россия обладает разветвленной речной
сетью, но значение речного транспорта
в последние годы стало уменьшаться.
Это связано с большой
Главные недостатки речного
транспорта — сезонный характер ввиду
замерзания рек в зимний период,
ограниченность его использования,
обусловленная конфигурацией
В структуре перевозимых
грузов преобладают минерально-
Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного бассейнов.
Волжско-Камский бассейн обслуживает наиболее экономически развитые и плотно заселенные регионы европейской части России. На него приходится более половины грузооборота всего речного транспорта. Крупнейшие порты здесь — московские (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.
Этот бассейн послужил
основой создания Единой глубоководной
системы европейской части
Западно-Сибирский бассейн занимает второе место по объему выполняемой работы и включает Обь с притоками. Главными портами здесь являются Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнаги.
Третье место занимает бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. Ведущий порт — Архангельск.
Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии имеет река Лена. На пересечении Лены и БАМа находится крупный порт Осетрово (Усть-Кут).
Морской транспорт стоит
на пятом месте по грузообороту после
трубопроводного, железнодорожного, автомобильного
и внутреннего водного
Современная Россия занимает девятое место в мире по тоннажу торгового флота (11,6 млн. дедвейта). Но большая часть судов сильно изношена и имеет средний возраст более 20 лет, что значительно выше, чем в мире. В России имеется 37 портов общей мощностью переработки грузов 154 млн. т в год, из которых 11 — крупные, что недостаточно для страны такого масштаба, и до последнего времени Россия использовала порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Портовое хозяйство нуждается в развитии и модернизации, поэтому создание Балтийской Транспортной системы (БТС) на территории Ленинградской области, где завершается строительство 5 новых морских терминалов, отчасти решит эту проблему. Флоту не хватает судов современного типа, таких, как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы и др.
В структуре перевозок
морским транспортом
Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.
Дальневосточный бассейн вышел на первое место в грузообороте морского транспорта РФ. Это самый большой по площади морской бассейн России, через порты которого осуществляются внешнеэкономические связи с государствами Тихоокеанского региона. Крупнейшие порты здесь Владивосток, Находка, Ванино (с железнодорожной морской паромной переправой Ванино — Холмск). Основные грузы — лес, промышленная продукция.
Балтийский бассейн занимает
второе место по переработке грузов.
Крупнейшим портом на Балтике у России
является универсальный порт Санкт-Петербург.
Калининградский порт значительно
меньше по грузообороту, но играет важную
роль в обеспечении транспортных
связей анклавной области с основной
территорией России. Выборгский порт
расположен не очень удобно и специализируется
на лесных грузах. В Балтийском бассейне
завершается строительство
Северный бассейн занимает третье место. Здесь выделяются два порта: Мурманск и Архангельск, на долю которых приходится 3/4 грузооборота всего бассейна. Архангельск — крупнейший лесоэкспортный порт России, а Мурманск — единственный незамерзающий порт страны на севере. Крупнейшие порты действуют в устье Енисея (Дудинка, Игарка), которые имеют важное значение в снабжении районов Крайнего Севера.
Азово-Черноморский бассейн
занимает четвертое место по объему
грузооборота морского транспорта. Здесь
находится самый крупный порт
по грузообороту — Новороссийск, специализирующийся
на нефтяных грузах, меньшим по значению
нефтяным портом является Туапсе. В
этом бассейне предполагается расширение
мощностей действующих и
Каспийский бассейн
Трубопроводный транспорт
— узкоспециализированный вид транспорта,
предназначенный для
Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с развитием нефтяной и газовой промышленности. В 1970–1980 гг. в России была создана уникальная сеть магистральных трубопроводов большого диаметра (1020, 1220, 1420 мм) и высокой пропускной способности, идущих из районов Поволжья, Урала и Западной Сибири на запад страны и далее в Восточную и Западную Европу. Преобладание в производстве первичной энергии России нефти и газа, огромный территориальный разрыв между районами их добычи и потребления привели к высокой доле трубопроводного транспорта в структуре грузооброта всех видов транспорта — 50% (2007 г.).
Современная сеть магистральных нефтепроводов сформировалась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и потребителей нефтепродуктов и имеет несколько систем. В 2004 г. ее протяженность составила 47 тыс. км.
Нефтепроводы России проложены:
К этим системам преобладающего
широтного направления
Сеть нефтепродуктопроводов имеет меньшее значение и составляет 16 тыс. км. Построены линии: Самара — Пенза — Брянск; Уфа — Омск; Уфа — Петропавловск; Омск — Новосибирск; Ишимбай — Уфа и др.
Газопроводный транспорт
— самый молодой вид
В настоящее время функционируют газопроводы: Медвежье — Надым — Ухта — Торжок; Надым — Пунга — Пермь; Уренгой — Сургут — Тюмень — Челябинск; Уренгой — Помары — Ужгород — Западная Европа, протяженностью 4,5 тыс. км; Оренбург — Волгоград — Ужгород (газопровод “Союз”), протяженностью 2750 км; Вуктыл — Ухта — Котлас — Грязовец; Саратов — Пенза — Нижний Новгород — Владимир — Москва — Иваново — Ярославль — Череповец; Ставрополь — Новопсков — Елец — Тула — Серпухов (Московское кольцо) — Тверь — Новгород — Санкт-Петербург и др.
Воздушный транспорт является
преимущественно пассажирским. Пассажирские
перевозки составляют 80% работы этого
вида транспорта, остальное — перевозки
грузов и почты, причем им перевозятся
грузы, быстрая доставка которых
имеет большое народно-
Ведущее место в формировании
пассажиропотоков воздушного транспорта
принадлежит московскому
Особое значение воздушный
транспорт имеет для
Таким образом, для
территориальной организации
1. «География России; население
и хозяйство: учебник для
2. «Региональная экономика», под редакцией проф. Т.Г. Морозовой, М. 1995г.
3. «Экономическая и социальная география», справочные материалы. В.П. Дронов, В.П. Максаковский, В.Я. Ром, М. 1994 год.
4. «Размещение производительных сил.» В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, А.Т. Хрущев, М. 1994 год.