Трудовой потенциал экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было раскрытие понятие «трудовой потенциал», его структуру. Характеристика трудовой потенциал как фактор экономической поли-тики. Методы и показатели оценки трудового потенциала.
Основные показатели трудового потенциала Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………14

Файлы: 1 файл

КР Государственная политика социально-экономического развития России.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………..4

Заключение………………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………………14

 

Введение

Целью данной работы было раскрытие понятие «трудовой потенциал», его структуру. Характеристика трудовой потенциал как фактор экономической политики. Методы и показатели оценки трудового потенциала.

Основные показатели трудового потенциала Российской Федерации.

Пути и условия более полного использования трудового потенциала России. Раскрыть основные направления государственной политики в сфере занятости, а также механизм ее реализации.

 

 

Трудовой потенциал экономики.

 

Понятие "трудовой потенциал" в отечественной научной литературе вошло в обиход относительно недавно — в 80-х гг.

Трудовой потенциал — это развитая в данном обществе совокупность демографических, социальных и духовных характеристик и качеств трудоактивного населения, которые воплощены или могут быть воплощены в рамках и посредством существующей в обществе системы отношений по участию в процессе труда и общественной деятельности.

Трудовой потенциал является формой воплощения человеческого фактора производства, экономики, т.е. в трудовом потенциале учитываются только занятые.

В состав трудового потенциала входят три взаимосвязанные между собой подсистемы.

Демографическая подсистема

В ее состав входят:

  • демографическое воспроизводство, обеспечивающее непрерывное возобновление поколений людей как физических носителей всех социальных качеств и отношений;
  • оценка здоровья различных категорий и возрастных групп населения;
  • миграционные перемещения как один из источников общих границ численности возрастных групп трудоактивного населения.

Эта подсистема составляет основу количественного элемента трудового потенциала. Скорость и направление оборота количественного элемента следующие. В условиях расширенного воспроизводства населения из поколения в поколение происходит непрерывное увеличение и омоложение трудового потенциала населения, а при простом или суженном — количественное его уменьшение и старение.

Социально-экономическая подсистема

Социально-экономическая подсистема, или качественный элемент трудового потенциала населения. Центральное место в ней занимает проблема трудовой активности населения, обуславливаемая формами хозяйствования, занятости, мотивацией экономического поведения, системой материального стимулирования. Например, всеобщая занятость в недавнем прошлом на практике не стимулировала трудовую активность и являлась тормозом на пути повышения эффективности труда. Рыночная же экономика должна создать эффективную систему социальных гарантий и поддержки населения для возмещения издержек при потере или перемене места работы и переквалификации.

Социально-психологическая подсистема

Социально-психологическая подсистема предполагает решение проблем, возникающих при формировании личности как субъекта трудовой деятельности. Эта подсистема необходима для формирования потенциала трудоспособности, который создается по мере становления личности, ее воспитания, обучения, профессиональной подготовки. [1]

Изучение состояния трудового потенциала общества, территории или предприятия имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда и числа рабочих мест с учетом изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.

Поскольку трудовой потенциал существенно влияет на спрос и предложение на рынке труда, возникает вопрос о возрастном ограничении состава трудового потенциала – об определении нижней и верхней границ дееспособности населения, юридически имеющего право на деятельность и отвечающего за свои поступки.

Нижние границы трудового потенциала до сих пор не определены. Российские нормы, ограничивающие прием на работу некоторых групп населения, не являются эталоном. Верхние границы трудового потенциала в зависимости от сохранения работоспособности людьми можно распределить на три группы:

от 60 до 65 лет (данная группа сохраняет работоспособность на 65-70%);

65 – 70 лет (работоспособность сохраняется  на 50-60%);

70 – 75 лет  и старше (эта группа людей  сохраняет трудоспособность примерно  на 35-40%).

В настоящее время в России официальный статистический учет в исследованиях экономически активного населения ограничен возрастной группой 15 лет – 72 года. О состоянии трудового потенциала России дает представление коэффициент демографической нагрузки.

Количественная характеристика трудового потенциала может быть представлена численностью среднегодовых работников (число человеко-лет труда). Для более детального анализа трудовой потенциал можно определить как фонд ресурсов труда (ФРТ) путем умножения среднегодовой численности на среднюю продолжительность рабочего времени (год, месяц, день, час):

ТП = Рср.числ.раб × Траб.врем.

где, ТП – трудовой потенциал; Рср.числ.раб — среднегодовая численность работников; Траб.врем. – средняя продолжительность рабочего времени.

Тогда фонд ресурсов труда будет выражаться в человеко-месяцах, человеко-днях, человеко-часах.

Располагая фондом ресурсов труда и числом рабочих мест, можно довольно точно рассчитать потребную численность персонала с учетом коэффициента загруженности рабочих мест, результатов их паспортизации, рационализации и аттестации в масштабе не только предприятия, но и региона.

Качественный аспект трудового потенциала можно исследовать с помощью показателей уровня квалификации работников и полезности их знаний для производства (предприятия, фирмы).

Следовательно, качественная характеристика трудового потенциала выражается в степени профессиональной и квалификационной пригодности людей к выполнению работы, а это зависит от общеобразовательной и профессиональной подготовки, навыков в труде и личных способностей работников.

При изучении структуры трудового потенциала все население распределяется на две группы:

1).полногодовые работники, которые могут и должны быть заняты трудом в общественном производстве в течение всего года;

2).неполногодовые работники, которые привлекаются на работу с сокращенным рабочим периодом в течение года, недели, дня и т.п.

Полногодовые и неполногодовые работники распределяются и учитываются по месту их проживания, полу, возрасту, образованию, специальности, социальному положению.

Рассматривая количественные и качественные характеристики трудового потенциала в комплексе, можно определить, в какой степени производство страны и составные части народного хозяйства обеспечены рабочей силой в соответствии с требованиями рынка, развитием сферы приложения труда с учетом структурных преобразований в производстве, а также в связи с требованиями научно-технического прогресса (НТП) и конкуренции на рынке труда. Такой анализ позволяет выявить уровень занятости трудового потенциала, наметить пути его эффективного использования и обеспечить регулирование рынка труда с учетом количественных и качественных характеристик трудового потенциала в конкретном регионе.

Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов, можно рассматривать с двух позиций: с позиции распределения занятых в народном хозяйстве и с позиции эффективного применения трудового потенциала. О распределении трудовых ресурсов дает представление показатель – структура.

Структура выражает соотношение конкретных социально-демографических и профессионально-квалификационных групп населения в составе занятых в экономике и формируется под влиянием множества факторов: структурных сдвигов в экономике, состояния рынка труда, институциональных изменений в собственности, благосостояния семей и др.

Структура трудовых ресурсов многогранна. Она включает распределение людей по определенным классификационным признакам – по полу, возрасту, образованию, месту жительства (город, село), общественным группам, профессиям, сферам приложения труда и др.

Изучение структуры по полу (мужчины и женщины) и по возрасту (подростки, пожилые) важно для формирования рабочих мест в экономике (в региональном и отраслевом разрезах) с учетом состояния и развития рынка труда. Особо значимой качественной характеристикой является структура по образованию, поскольку она характеризует состояние интеллектуального развития трудовых ресурсов. Уровень образования определяют три показателя: среднее число лет обучения, численность учащихся и студентов, удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Показатели структуры трудовых ресурсов непосредственно связаны с динамикой трудовых ресурсов, т.е. с их движением.

Количественные изменения в составе численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста трудовых ресурсов.

Абсолютный прирост трудовых ресурсов определяется по формуле:

Тпр. = R n - R 0,

где Тпр. — абсолютный прирост трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде (квартале, году, за ряд лет); Rn и R0 — численность трудовых ресурсов соответственно на конец и начало календарного периода.

Темп роста – отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Абсолютный прирост, темп роста и прироста позволяют отслеживать влияние на структуру трудовых ресурсов естественного движения населения, связанного с рождением и смертностью, механического движения, определяемого миграцией, а также общего изменения численности трудовых ресурсов, связанного и с естественным, и с механическим движением.

Степень эффективности применения труда в любых видах и сферах деятельности измеряется временем, затрачиваемым работником на изготовление продукции или производство услуг. Эффективность оценивается с позиции минимизации затрат времени на единицу результата труда. В материальном производстве эффективность применения труда оценивается показателем производительности труда. В нематериальной сфере (в образовании, здравоохранении, обслуживании и др.) применяются различные показатели, связанные с конечными результатами таких видов деятельности. [2]

Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства.

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами. Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями, других ФЗ и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения. В статье 37 Конституции РФ установлены базы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-нибудь дискриминации, о праве свободно распоряжаться возможностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Направления политики страны в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость сотворения государством критерий для более полного существования права на труд содержится также в Международном акте об экономических, социальных и культурных правах.

Основные направления политики страны по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 «закона о занятости» посреди которых, частности, последующие: развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита государственного рынка труда; обеспечение равных способностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, общественного положения, политических убеждений и дела к религии в реализации права на добровольный труд и вольный выбор занятости; создание критерий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их возможностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение долговременной (наиболее 1-го года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новейшие рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координация деятельности государственных органов, профсоюзов, других представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами местности Российской Федерации и иностранных граждан на местности Российской Федерации, соблюдение интернациональных трудовых норм.

Приведенные выше направления государственной политики, обычно, получают свое развитие в других нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), также в коллективных соглашениях с ролью органов страны. В зависимости от содержания главных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два её вида: 1) активную государственную политику в сфере занятости; 2) пассивную государственную политику в сфере занятости. Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, также на переобучение и профессиональное обучение безработных, другими словами правительство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пробует получить работу. Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на роль в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, правительство воспринимает на себя обязательства по созданию завышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание особых программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства страны конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (также государственными органами субъектов Федерации) особых целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. [3,141]

Механизмы государственного регулирования рынка труда в рыночных условиях.

Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами государственной системы управления трудовыми ресурсами являются: принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда. Основными задачами Минтруда РФ являются: выработка политики в социально-трудовой сфере; разработка направлений социальной политики Правительства; координация работы в социально-трудовой сфере; подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений; участие в заключении генеральной и отраслевых тарифных соглашений; регулирование рынка труда, занятости населения. Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами. Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы, учреждения, предприятия и органы по труду региональных субъектов РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.

Информация о работе Трудовой потенциал экономики