Трудовые отношения в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Современная система образования находиться в центре государственных реформ и стала одним их важнейших направления национальной политики. Актуальность темы обусловлено тем, что для развития страны и подготовки высококвалифицированных кадров стоит проблема модернизации нормативно-правовой базы регулирования труда работников образовательных учреждений, которые в процессе своей трудовой деятельности обеспечивают воплощение государственных программ и от эффективности реализации которой зависит эффективность работы самой системы образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Трудовые правоотношения в системе образования…………………4
ГЛАВА 2. Трудовой договор с педагогическими работниками………………...7
ГЛАВА 3. Условия труда в сфере образования.………………….......................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..…13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..….....15

Файлы: 1 файл

реферат по экономике образования.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

                                         Федеральное агентство по образованию

                       Министерство образования и науки Российской Федерации

                           Государственное образовательное учреждение высшего

                                              профессионального образования

        «Волгоградский государственный социально-педагогический  Университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Реферат по экономике образования

на тему: «Трудовые отношения в системе образования»

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Работу выполнила: студентка 1 курса

                                                                               Института иностранных языков

                                                                                                       группы НАБ-112

                                                                                                    Комарницкая Анна

                                                  

                                                     Волгоград 2012




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

 

ГЛАВА 1. Трудовые правоотношения в системе образования…………………4

ГЛАВА 2. Трудовой договор с педагогическими работниками………………...7

ГЛАВА 3. Условия труда в сфере образования.………………….......................11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..…13

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..….....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная система  образования находиться в центре государственных реформ и стала одним их важнейших направления национальной политики. Актуальность темы обусловлено тем, что для развития страны и подготовки высококвалифицированных кадров стоит проблема модернизации нормативно-правовой базы регулирования труда  работников образовательных учреждений, которые в процессе своей трудовой деятельности обеспечивают воплощение государственных программ и от эффективности реализации которой зависит эффективность работы самой системы образования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе трудовой деятельности в образовательной сфере.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие трудовые правоотношения в образовательной сфере.

Цель работы: выявить особенности регулирования трудовых отношений в системе образования.

Задачи работы:

- определение понятия и содержания трудовых правоотношений в системе образования;

- выделение особенностей  заключения и расторжения трудового договора с педагогическим работником;

- содержание и условия труда в сфере образования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Трудовые правоотношения в системе образования

 

Статья 15 Трудового кодекса РФ гласит, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким  уровнем ответственности и значительной эмоциональной и физической затраты энергии и сил, связанных с процессом обучения и воспитания, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др. Особенностям регулирования труда и трудовых отношений педагогических работников посвящена гл. 52 ТК РФ.

Закон РФ "Об образовании" конкретизирует компетенцию образовательных учреждений в сфере трудового права, предоставляя им право подбора, приема на работу и расстановки кадров, установления штатного расписания, распределения должностных обязанностей. Образовательные учреждения самостоятельно устанавливают ставки заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств, а также надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования работников этих учреждений. Изложенные права образовательных учреждений в сфере трудового права создают дополнительные гарантии реального обеспечения их академических свобод, их праву самостоятельно осуществлять образовательный процесс и обеспечивать надлежащее качество образования. Ибо образовательное учреждение, лишенное права самостоятельного осуществления кадровой политики, решения вопросов заработной платы становиться придатком государственной системы образования, способным проводить лишь установления и распоряжения государственных органов управления образования.

Отдельный комплексный  институт образуют нормы, закрепляющие дополнительные требования к педагогическим работникам. В отличие от многих видов деятельности, занятие которой не требуют наличие специального профессионального образования, педагогическая деятельность может осуществляться только лицами имеющими соответствующий уровень профессионального образования. Этот уровень (образовательный ценз) определяется типовыми положениями об  образовательных учреждениях, утвержденными Правительством РФ.1   

Определения педагогической деятельности в законе отсутствует, что усложняет юридическую защиту нарушенных прав и интересов занимающихся ею лиц. Но согласно Закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I можно сделать вывод, что под педагогической деятельностью следует понимать деятельность по обучению и воспитанию граждан, осуществляемая педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов. 2

Согласно ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Трудовой договор с педагогическими работниками

 

Согласно ст. 56 Закона РФ "Об образовании" для работника образовательного учреждения оно является работодателем. Его трудовые отношения с образовательным учреждением регулируются трудовым договором (контрактом). Условия такого договора (контракта) не могут противоречить законодательству РФ о труде. С большинством педагогов работодатель обязан заключать трудовой договор на неопределенный срок. Статья 332 ТК РФ выделяет особенности заключения трудового договора с работниками высших учебных заведений.

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении  могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.3

Заключению трудового  договора на замещение должности  научно-педагогического работника  в высшем учебном заведении, а  также переводу на должность научно-педагогического  работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей  должности.

Конкурс на замещение должности  научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым  заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности  учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс  на замещение:

  • должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
  • должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
  • должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о  порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического  работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность  срок действия трудового договора с  работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в  письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности  устанавливается уставами высших учебных  заведений.

В государственных  и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению  ученого совета государственного или  муниципального высшего учебного заведения  учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С проректорами высшего учебного заведения заключается  срочный трудовой договор. Срок окончания  срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

По представлению  ученого совета государственного или  муниципального высшего учебного заведения  ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Помимо оснований прекращения трудового договора предусмотренных ст. 77 ТК РФ и иными федеральными законами, дополнительными основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником, согласно ст.336 ТК РФ являются:

  1. повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения
  2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
  3. достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 ТК РФ;
  4. неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК РФ)

Также основанием для увольнения педагогического работники образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контакта) является появление на работе в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения.  Увольнение по этому основанию, а также и по п.1,2 ст. 336 ТК РФ может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Информация о работе Трудовые отношения в системе образования