Трудовые отношения в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Современная система образования находиться в центре государственных реформ и стала одним их важнейших направления национальной политики. Актуальность темы обусловлено тем, что для развития страны и подготовки высококвалифицированных кадров стоит проблема модернизации нормативно-правовой базы регулирования труда работников образовательных учреждений, которые в процессе своей трудовой деятельности обеспечивают воплощение государственных программ и от эффективности реализации которой зависит эффективность работы самой системы образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Трудовые правоотношения в системе образования…………………4
ГЛАВА 2. Трудовой договор с педагогическими работниками………………...7
ГЛАВА 3. Условия труда в сфере образования.………………….......................11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..…13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..….....15

Файлы: 1 файл

реферат по экономике образования.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Условия труда в сфере образования

 

К специфическим условиям при заключении трудового договора с педагогическим работником относиться: продолжительность рабочего времени, отпуск и оплата труда. Рассмотрим их подробней в этой главе.

Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая  в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных  типовым положением об образовательном  учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В зависимости  от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правила оплаты труда  работников образовательных учреждений установлены в ст. 54 Закона РФ "Об образовании". Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования. Запрещено повышение средств на эти цели путем повышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника.

Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

  • 40 процентов за должность доцента;
  • 60 процентов за должность профессора;
  • 3000 рублей за ученую степень кандидата наук;
  • 7000 рублей за ученую степень доктора наук.

 

Согласно ст.334 ТК РФ «Педагогическим  работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ».

Так, большинству  педагогических работников образовательных  учреждений продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого  отпуска определена в 56 календарных  дней. Исключением являются педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей, которым отпуск предоставляется длительностью в 42 календарных дня. Педагогические работники образовательного учреждения на основании ст. 335 Кодекса также имеют право не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительный отпуск продолжительностью до одного года.

Порядок и условия предоставления длительных отпусков педагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или) уставами этих учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для организации правового  обеспечения регулирования труда  педагогических работников в Российской Федерации в Трудовой кодекса РФ включена отдельной главой совокупность норм, регламентирующих труд педагогических работников. Установлены определение  условий реализации права на занятие педагогической деятельностью, такие как:

  • определение особенностей ведения педагогической деятельности, заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений;
  • установление сокращенной продолжительности рабочего времени педагогических работников;
  • предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска;
  • предоставление длительного отпуска педагогическим работникам;
  • определение дополнительных оснований прекращения трудового договора с педагогическим работником.

Особенности регулирования  труда педагогических работников заключаются  в том, что установлен образовательный  ценз.

Однако в  кодексе отсутствует понятие педагогической деятельности, а установлены только требования, предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью.

Убедительной  иллюстрацией влияния норм по вопросам трудового права педагогических работников на образовательный процесс может служить современное положение в образовательной сфере РФ. Низкий уровень заработной платы, а также отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих ее своевременную выплату, приводит к оттоку квалифицированных педагогических кадров из образовательной сферы, что в свою очередь негативно сказывается на качество образования.4

Итак,  применение законодательных актов, регулирующих трудовые взаимоотношения работодателя и работника, имеют ряд особенностей по отношению к педагогам. Однако, предложенная в законодательстве структура нормативного материала не содержит четких правовых связей. Для ответа на определенный вопрос часто необходимо обращаться к нескольким правовым актам, учитывая весьма значительное число ведомственных нормативных источников. Возникающие некоторые противоречия в большом количестве правовых актов вызывают определенные трудности для  правоприменителя.

Таким образом, считаю необходимым комплексные  институты трудового и образовательного права с учетом их тесной связи  с остальными компонентами образовательного права помещать в источниках образовательного права, а норма трудового права - в Трудовом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах трудового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // РГ от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Трудовой кодекс Российской федерации от 30 декабря 2001г. // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1. // СИС «Гарант».
  4. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СИС «Гарант».

 

II. Научная и учебная литература:

  1. Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений: – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 920 с.
  2. Орловский  Ю.П. Трудовое право России. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.
  3. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. Том 1.: – М.: Юристъ, 2002. – 240 с.
  4. Шкатулла В.И. Образовательное право: – М.: ИНФРА-М, 2001. – 688 с.

1 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. Том 1.: – М.: Юристъ, 2002. с. 156

2 Исайчева Е.А. Энциклопедия трудовых отношений: – М.: Альфа-Пресс, 2007. с. 382

3 Шкатулла В.И. Образовательное право: – М.: ИНФРА-М, 2001. с. 130

4 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. Том 1.: – М.: Юристъ, 2002. – с. 163




Информация о работе Трудовые отношения в системе образования