Туризм и гостеприимство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Туризм и гостеприимство – агрегированная отрасль экономики страны
Туризм, не будучи на сегодняшний день (по общероссийским классификаторам) выделяем в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства, является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики страны.
Вопрос 2. Виды мотиваций туристских путешествий
Потребность людей в туризме обусловлена различными мотивами (отдых, лечение, обучение, посещение знакомых, родственников, осмотр достопримечательностей, знакомство с культурой других народов и т.д.).

Содержание работы

Вопрос 1 3
Вопрос 2 8
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

1_26_Alekhina.docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра экономики  и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

 

 

Контрольная работа по дисциплине

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ

 

 

 

 

Выполнил: __________________________________________________ 

                                                                (Фамилия И.О.)

студент _____ курса ________ специальность _____________________ 

                                    (срок обучения)

 

группа________ № зачетной книжки 

 

Подпись:  

 

 

Преподаватель:  

                                                                 (Фамилия И.О.)

Должность:  

                                                        уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________Дата:  

Подпись: _________________________________

Санкт-Петербург
2013

 

Содержание

 

Вопрос 1 3

Вопрос 2 8

Список использованной литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Туризм и гостеприимство – агрегированная отрасль экономики страны

 

Туризм, не будучи на сегодняшний день (по общероссийским классификаторам) выделяем в отдельную  самостоятельную отрасль народного  хозяйства, является экономическим  явлением, которое многие исследователи  с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики страны.

Рассмотрим  понятие "агрегирование". Агрегирование  - объединение, укрупнение показателей по какому-либо признаку. С математической точки зрения агрегирование рассматривается как преобразование модели в модель с меньшим числом переменных и ограничений агрегированную модель, дающую приближенное (по сравнению с исходным) описание изучаемого процесса или объекта. Его сущность в соединении однородных элементов и превращении их в более крупные.

Некоторыми  теоретиками термин "агрегирование" понимается также как переход  от микроэкономического к макроэкономическому взгляду на изучаемые экономические явления.

В экономико-математических моделях агрегирование необходимо потому, что ни одна модель не в состоянии  вместить всего многообразия реально  существующих в экономике продуктов, ресурсов, связей. Даже крупноразмерные  модели, насчитывающие десятки тысяч  показателей, неизбежно являются продуктом агрегирования.

В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается, но при  этом часть информации теряется (при  сведении воедино заказов на материалы, например, уже неизвестно, каких  именно марок и размеров они нужны  каждому заказчику) и приходится вести расчеты приближенно, на основании  статистических закономерностей. Поэтому  всегда надо сопоставлять выгоду (от сокращения расчетов) с ущербом, который наносит потеря части информации.

Особенно  затруднено агрегирование в динамических моделях, поскольку с течением времени  меняется соотношение элементов, входящих в укрупненную группу (возникает структурная неоднородность).

Агрегирование имеет большое значение в методе МОБ, где оно означает объединение  различных производств в отрасли, продуктов в обобщенные продукты и укрупнение таким путем показателей  балансовых расчетов. Межотраслевой  баланс обычно оперирует чистыми  отраслями, т.е. условными, каждая из которых  производит и передает другим отраслям один агрегированный продукт. Количество их ограничивается вычислительными  возможностями и некоторыми обстоятельствами математического характера, однако в принципе, чем больше детализация  МОБ, тем точнее расчеты, тем лучше он отражает действительность.

Агрегирование в МОБ возможно двух типов: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное означает объединение продукции по технологической  цепочке. Например, в соответствии с  этим принципом в одну группу могут  быть объединены железная руда, чугун, сталь, прокат (тогда отрасль дает потребителям один продукт прокат), в другую пряжа, суровая ткань, готовая ткань, в третью целлюлоза, бумажное производство. При этом все показатели, прежде всего затраты, относятся на избранную единицу агрегированного продукта (в данных примерах, это: 1 т готового проката, 1 млн м готовой ткани, 1 т бумаги).

Выбрать правильное объединение сложно, поскольку  та же сталь может отпускаться  потребителям (для литейных производств) не в виде проката, а в виде слитков; целлюлоза может поступать не только на бумажные комбинаты, но и  на заводы искусственного волокна, где  из нее делают вискозную пряжу, и т.д.

При горизонтальном агрегировании в одну группу объединяются, например, продукты, сходные между  собой либо по экономическому назначению (различные виды зерна, топлива), либо по техническим условиям производства. Это связано, однако, с дополнительными трудностями. Логично объединить в одну группу всю электроэнергию, но структура затрат на ее производство на тепловых и гидравлических станциях в корне различна. Любой сдвиг в соотношениях внутри такой объединенной отрасли резко скажется на ее показателях, необходимых для расчета. Наиболее рациональные способы агрегирования отраслей и продуктов определяются путем экономико-математических расчетов. Основным инструментом агрегирования почти во всех экономических расчетах является цена.

Между тем  агрегированный характер туристской отрасли  зачастую приводит к недооценке вклада туризма как в национальную, так и в региональную экономики. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую "размывается" в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим отраслям. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям. Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП России (менее 1 %), затрагивающие лишь самый первый слой доходы от продажи непосредственно турпутевок.

Недооценка  значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода  к нему как к единому целому, является существенным тормозом на пути его развития. Неблагоприятно складывающаяся система приоритетов в широком  спектре практических инициатив  от реальной экономической политики правительств и администраций до распределения частных инвестиций во многом базируется на размытости статистики туризма и неразвитости анализа  его экономического воздействия.

Рассмотрим  предмет экономики туризма. Изначально термин "экономика" рассматривался в двух значениях:

1)народное  хозяйство, включающее отрасли  материального производства и непроизводственной сферы;

2)научная  дисциплина, занимающаяся изучением  отраслей народного хозяйства  страны или отдельных регионов, а также отдельных секторов  и некоторых условий и элементов производства.

Предметом экономики туризма являются экономические  отношения, которые возникают и  развиваются в сфере туризма  в процессе производства, распределения  и потребления туристских продуктов  и услуг, предназначенных для  удовлетворения потребностей потребителя.

Экономика туризма представляет собой научную  дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений  в этой сфере деятельности, а также  процессы и явления, происходящие в  процессе производства, формирования обмена и потребления туристских продуктов и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В сложившихся  на сегодняшний день условиях экономика  туризма рассматривает туризм как  сложный социально-экономический  организм с множеством собственников  и субъектов деятельности, хотя дискуссия  о том, является ли туризм отраслью хозяйства или межотраслевым  комплексом, продолжается до сих пор.

Деятельность  этого сложного социально-экономического организма в свою очередь оказывает  существенное влияние на функционирование:

- отдельных  экономических субъектов (микроэкономика);

- национальной  экономики в целом (макроэкономика);

- определенных  подсистем национальной экономики  или отраслей народного хозяйства (мезоэкономика);

- мировой  экономики в целом (метаэкономика).

Современное развитие туризма и производство туристских продуктов невозможно представить  обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые средства и технические условия производства, т. е. формируют материально-техническую базу туризма, а с другой доводят произведенные туристские продукты до потребителя.

На основе взаимодействия различных отраслей и возникает туристский комплекс функциональная многоотраслевая система, выражающая взаимосвязь, взаимодействие собственного турпродукта и сопряженных с ним отраслей экономики по производству туристских продуктов, товаров и услуг и их реализации.

Практически все отрасли национальной экономики  прямо или косвенно участвуют (или  могут участвовать) в функционировании туристского комплекса, несмотря на то что вычленить туристскую составляющую и провести четкую его границу инструментами современной статистики чрезвычайно сложно. В документах Всемирной туристской организации отмечается, что когда учитывается косвенное воздействие туризма, только одна отрасль оборонная не испытывает никакого влияния. Однако и это утверждение оспаривается (например, Ю. В.Темным и Л. Р.Темной).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Виды мотиваций туристских путешествий

 

Потребность людей в туризме обусловлена различными мотивами (отдых, лечение, обучение, посещение знакомых, родственников, осмотр достопримечательностей, знакомство с культурой других народов и т.д.). Мотивов очень много, их невозможно всех перечислить и даже точно сформулировать. Можно сказать, что в каждом конкретном случае человек или группа людей руководствуется сугубо индивидуальным набором мотивов, среди которых можно выделить главные (ведущие), а также побочные. Например, отдых – как главный мотив, но при выборе места посещения у человека могут быть такие побочные мотивы – как осмотр достопримечательностей, лечение или посещение знакомых.

Такое сочетание мотивов, пересекаясь  с другими факторами, воздействующими на конкретную ситуацию, а также с возможностями индивида, в конечном итоге приводит к тому или иному мотивационному исходу.

Мотивы сугубо индивидуальны и  их спектр постоянно расширяется. Для  того чтобы представлять себе конкретные мотивы отдельных людей и использовать эти знания в практической деятельности необходимо систематизировать мотивы и изучать, какие именно группы мотивов характерны для отдельных общностей и социальных групп.

С развитием человека, общества происходит изменение системы ценностей, взглядов, структуры потребностей и платежеспособного спроса, происходит диверсификация образа и стиля жизни. Все это приводит к появлению новых мотивов, изменению приоритетов среди традиционных. Изменения в мотивациях могут оказать негативные последствия на деятельность туристской фирмы, предлагающей определенный продукт. Этим вызвана необходимость постоянного отслеживания происходящих изменений в мотивациях. Поскольку для определенных социальных групп характерны и определенные мотивы и их сочетания, а следовательно и возможные мотивационные исходы, которые в свою очередь определяют направление туристских потоков. В условиях усиления процессов социальных трансформаций дифференцированное изучение мотивов приобретает особое значение.

Понимание мотивов, то есть того, чем руководствуется человек, осуществляя свой выбор, дает возможность производить именно такой продукт, который в наибольшей степени будет соответствовать потребительским ожиданиям и будет гарантированно востребован на рынке.

Систематизация и изучение туристских мотивов в разрезе отдельных социальных групп позволит определить наиболее перспективные сегменты, их ведущие мотивы, прогнозировать возможные мотивационные исходы и таким образом повысить конкурентоспособность организаций, работающих на туристском рынке.

Систематизация и изучение туристских мотивов имеет следующие цели:

  • привлечение потенциальных туристов;
  • влияние на мотивационный исход;
  • обеспечение конкурентоспособности и прибыльности туристской деятельности;
  • разработка основных стратегических направлений деятельности туристских предприятий;

задачи:

  • изучение и систематизация мотивов и мотиваций;
  • формирование спроса и потребностей на туристские услуги;
  • разработка адресных туристских продуктов;
  • прогнозирование туристского платежеспособного спроса.

Информация о работе Туризм и гостеприимство