Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, контрольная работа
Вопрос 1. Туризм и гостеприимство – агрегированная отрасль экономики страны
Туризм, не будучи на сегодняшний день (по общероссийским классификаторам) выделяем в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства, является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики страны.
Вопрос 2. Виды мотиваций туристских путешествий
Потребность людей в туризме обусловлена различными мотивами (отдых, лечение, обучение, посещение знакомых, родственников, осмотр достопримечательностей, знакомство с культурой других народов и т.д.).
Вопрос 1 3
Вопрос 2 8
Список использованной литературы 17
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве
Контрольная работа по дисциплине
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Выполнил: ______________________________
студент _____ курса ________ специальность _____________________
группа________ № зачетной книжки
Подпись:
Преподаватель:
Должность:
Оценка: _____________Дата:
Подпись:
______________________________
Содержание
Вопрос 1 3
Вопрос 2 8
Список использованной литературы 17
Вопрос 1. Туризм и гостеприимство – агрегированная отрасль экономики страны
Туризм,
не будучи на сегодняшний день (по общероссийским
классификаторам) выделяем в отдельную
самостоятельную отрасль
Рассмотрим понятие "агрегирование". Агрегирование - объединение, укрупнение показателей по какому-либо признаку. С математической точки зрения агрегирование рассматривается как преобразование модели в модель с меньшим числом переменных и ограничений агрегированную модель, дающую приближенное (по сравнению с исходным) описание изучаемого процесса или объекта. Его сущность в соединении однородных элементов и превращении их в более крупные.
Некоторыми теоретиками термин "агрегирование" понимается также как переход от микроэкономического к макроэкономическому взгляду на изучаемые экономические явления.
В экономико-математических
моделях агрегирование
В процессе управления при переходе от низшей ступени к высшей показатели агрегируются, а число их уменьшается, но при этом часть информации теряется (при сведении воедино заказов на материалы, например, уже неизвестно, каких именно марок и размеров они нужны каждому заказчику) и приходится вести расчеты приближенно, на основании статистических закономерностей. Поэтому всегда надо сопоставлять выгоду (от сокращения расчетов) с ущербом, который наносит потеря части информации.
Особенно затруднено агрегирование в динамических моделях, поскольку с течением времени меняется соотношение элементов, входящих в укрупненную группу (возникает структурная неоднородность).
Агрегирование
имеет большое значение в методе
МОБ, где оно означает объединение
различных производств в
Агрегирование в МОБ возможно двух типов: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное означает объединение продукции по технологической цепочке. Например, в соответствии с этим принципом в одну группу могут быть объединены железная руда, чугун, сталь, прокат (тогда отрасль дает потребителям один продукт прокат), в другую пряжа, суровая ткань, готовая ткань, в третью целлюлоза, бумажное производство. При этом все показатели, прежде всего затраты, относятся на избранную единицу агрегированного продукта (в данных примерах, это: 1 т готового проката, 1 млн м готовой ткани, 1 т бумаги).
Выбрать правильное объединение сложно, поскольку та же сталь может отпускаться потребителям (для литейных производств) не в виде проката, а в виде слитков; целлюлоза может поступать не только на бумажные комбинаты, но и на заводы искусственного волокна, где из нее делают вискозную пряжу, и т.д.
При горизонтальном агрегировании в одну группу объединяются, например, продукты, сходные между собой либо по экономическому назначению (различные виды зерна, топлива), либо по техническим условиям производства. Это связано, однако, с дополнительными трудностями. Логично объединить в одну группу всю электроэнергию, но структура затрат на ее производство на тепловых и гидравлических станциях в корне различна. Любой сдвиг в соотношениях внутри такой объединенной отрасли резко скажется на ее показателях, необходимых для расчета. Наиболее рациональные способы агрегирования отраслей и продуктов определяются путем экономико-математических расчетов. Основным инструментом агрегирования почти во всех экономических расчетах является цена.
Между тем агрегированный характер туристской отрасли зачастую приводит к недооценке вклада туризма как в национальную, так и в региональную экономики. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую "размывается" в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим отраслям. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям. Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП России (менее 1 %), затрагивающие лишь самый первый слой доходы от продажи непосредственно турпутевок.
Недооценка
значимости туристского комплекса,
вызванная отсутствием подхода
к нему как к единому целому,
является существенным тормозом на пути
его развития. Неблагоприятно складывающаяся
система приоритетов в широком
спектре практических инициатив
от реальной экономической политики
правительств и администраций до
распределения частных
Рассмотрим предмет экономики туризма. Изначально термин "экономика" рассматривался в двух значениях:
1)народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы;
2)научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей народного хозяйства страны или отдельных регионов, а также отдельных секторов и некоторых условий и элементов производства.
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают и развиваются в сфере туризма в процессе производства, распределения и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей потребителя.
Экономика
туризма представляет собой научную
дисциплину, которая исследует отраслевые
аспекты экономических
В сложившихся
на сегодняшний день условиях экономика
туризма рассматривает туризм как
сложный социально-
Деятельность этого сложного социально-экономического организма в свою очередь оказывает существенное влияние на функционирование:
- отдельных экономических субъектов (микроэкономика);
- национальной экономики в целом (макроэкономика);
- определенных
подсистем национальной
- мировой экономики в целом (метаэкономика).
Современное развитие туризма и производство туристских продуктов невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые средства и технические условия производства, т. е. формируют материально-техническую базу туризма, а с другой доводят произведенные туристские продукты до потребителя.
На основе взаимодействия различных отраслей и возникает туристский комплекс функциональная многоотраслевая система, выражающая взаимосвязь, взаимодействие собственного турпродукта и сопряженных с ним отраслей экономики по производству туристских продуктов, товаров и услуг и их реализации.
Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют (или могут участвовать) в функционировании туристского комплекса, несмотря на то что вычленить туристскую составляющую и провести четкую его границу инструментами современной статистики чрезвычайно сложно. В документах Всемирной туристской организации отмечается, что когда учитывается косвенное воздействие туризма, только одна отрасль оборонная не испытывает никакого влияния. Однако и это утверждение оспаривается (например, Ю. В.Темным и Л. Р.Темной).
Вопрос 2. Виды мотиваций туристских путешествий
Потребность людей в туризме обусловлена различными мотивами (отдых, лечение, обучение, посещение знакомых, родственников, осмотр достопримечательностей, знакомство с культурой других народов и т.д.). Мотивов очень много, их невозможно всех перечислить и даже точно сформулировать. Можно сказать, что в каждом конкретном случае человек или группа людей руководствуется сугубо индивидуальным набором мотивов, среди которых можно выделить главные (ведущие), а также побочные. Например, отдых – как главный мотив, но при выборе места посещения у человека могут быть такие побочные мотивы – как осмотр достопримечательностей, лечение или посещение знакомых.
Такое сочетание мотивов, пересекаясь с другими факторами, воздействующими на конкретную ситуацию, а также с возможностями индивида, в конечном итоге приводит к тому или иному мотивационному исходу.
Мотивы сугубо индивидуальны и их спектр постоянно расширяется. Для того чтобы представлять себе конкретные мотивы отдельных людей и использовать эти знания в практической деятельности необходимо систематизировать мотивы и изучать, какие именно группы мотивов характерны для отдельных общностей и социальных групп.
С развитием человека, общества происходит изменение системы ценностей, взглядов, структуры потребностей и платежеспособного спроса, происходит диверсификация образа и стиля жизни. Все это приводит к появлению новых мотивов, изменению приоритетов среди традиционных. Изменения в мотивациях могут оказать негативные последствия на деятельность туристской фирмы, предлагающей определенный продукт. Этим вызвана необходимость постоянного отслеживания происходящих изменений в мотивациях. Поскольку для определенных социальных групп характерны и определенные мотивы и их сочетания, а следовательно и возможные мотивационные исходы, которые в свою очередь определяют направление туристских потоков. В условиях усиления процессов социальных трансформаций дифференцированное изучение мотивов приобретает особое значение.
Понимание мотивов, то есть того, чем руководствуется человек, осуществляя свой выбор, дает возможность производить именно такой продукт, который в наибольшей степени будет соответствовать потребительским ожиданиям и будет гарантированно востребован на рынке.
Систематизация и изучение туристских мотивов в разрезе отдельных социальных групп позволит определить наиболее перспективные сегменты, их ведущие мотивы, прогнозировать возможные мотивационные исходы и таким образом повысить конкурентоспособность организаций, работающих на туристском рынке.
Систематизация и изучение туристских мотивов имеет следующие цели:
задачи: