Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:19, контрольная работа
Вопрос 1. Туризм и гостеприимство – агрегированная отрасль экономики страны
Туризм, не будучи на сегодняшний день (по общероссийским классификаторам) выделяем в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства, является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики страны.
Вопрос 2. Виды мотиваций туристских путешествий
Потребность людей в туризме обусловлена различными мотивами (отдых, лечение, обучение, посещение знакомых, родственников, осмотр достопримечательностей, знакомство с культурой других народов и т.д.).
Вопрос 1 3
Вопрос 2 8
Список использованной литературы 17
В каждом конкретном случае цель поездки, как правило, обусловлена одновременно наличием целого комплекса мотивов.
Мотив потребителя туристских услуг – это причина путешествия, без которой данное путешествие не состоялось бы.
Например, это может быть реализация потребности в отдыхе и получение новых впечатлений; либо лечение, совмещаемое с посещением друзей, родственников; поездка, главной причиной которой являются профессиональные интересы, может сочетаться с осмотром достопримечательностей, гостевыми целями и т.д.
Среди мотивов различают основные (определяющие главную цель поездки) и побочные (сопутствующие, соответствующие вторичным целям). Часто под влиянием не основных, а побочных мотивов, заранее запланированная программа отдыха может значительно отклоняться. Человек, находящийся на пассивном отдыхе и лечении, начинает активно знакомиться с местными достопримечательностями, заниматься активными видами спорта, пользуясь уникальной возможностью.
По специфическим интересам отдельных туристских групп выделяют культурные, экономические, психологические, природно-климатические мотивы. Культурные мотивы вызваны потребностью в познании, изучении культурного наследия своей страны, а также других стран и народов. В последнее время отмечается повышение интереса школьников и студентов к мировой культуре, изучению языков и образа жизни других народов. В целом для российских туристов также характерен интерес к жизни народов других стран, что во многом объясняется ограниченными возможностями посещения других стран в советское время. Экономические мотивы в большей степени присущи категории туристов со средними и невысокими доходами. Психологические мотивы отражают индивидуальные психологические особенности людей, их склонность к активным либо пассивным видам отдыха, смене впечатлений, потребности в общении. Природно-климатические мотивы важны при выборе форм отдыха, планировании спортивных видов туризма, отражают потребности человека в смене окружающей обстановки.
Все возможные мотивы распределяются на две группы: рациональные и эмоциональные. Если в основе рациональных мотивов лежит получение предполагаемых выгод от приобретения продукта (экономические выгоды, особые потребительские полезности и качество приобретаемого продукта, гарантированное обслуживание, надежность и репутация фирмы), то эмоциональные мотивы отражают «человеческий фактор» (признание, стремление к познанию, следование моде, стремление быть признанным в обществе, престиж, честолюбие).
Существует классификация
Кроме классификаций общего характера существуют классификации, в основе которых лежит определенный вид деятельности (отдых, лечение, спортивные мероприятия и т.д.) или отдельные социальные аспекты (поездки социального, экономического, культурного, семейного характера и т.д.).
Мотивы, их количество, интенсивность, система приоритетов сугубо индивидуальны и обусловлены теми отношениями, которые складываются в определенный момент времени между индивидом и окружающей средой. Этот характер может постоянно меняться в зависимости и от внутреннего состояния личности и от изменения состояния внешней среды, которая, как известно, отличается постоянной изменчивостью и неустойчивостью. Можно сказать, сколько людей, столько и различных комбинаций мотивов может возникать в разные моменты времени.
Все мотивы невозможно не только четко сформулировать, но и перечислить. Среди основных побудительных мотивов туризма можно назвать следующие: смену обстановки, снятие стресса, отдых, развлечения, знакомство с новой культурой, спорт, восстановление здоровья, встречи с интересными людьми, приобретение новых социальных контактов, возможность потратить деньги, представить себя человеком другого более высокого уровня и т. д.
Следует отметить, для представителей разных стран и разных социальных групп внутри страны мотивы имеют различные весовые показатели. Так, пунктуальные и организованные немцы предпочитают организованный отдых по заранее четко спланированной программе, для них важно сочетание «цена–качество», итальянцы с их ярко выраженной индивидуальностью мало организованы, но предпочитают более скромные цены.
Как правило, единственный мотив, побуждающий потенциальных потребителей туристского продукта совершать определенные действия, нацеленные на удовлетворение своих доминирующих потребностей, выделить невозможно. В каждом случае человек при выборе программы путешествия руководствуется целой гаммой мотивов, как основных, так и побочных, из которых можно выделить и описать один интегрирующий (отдых и лечение, смена впечатлений и развлечения, деловая поездка с культурной программой и т. п.). Часто причины, сопутствующие поездке, могут лежать в подсознании, а среди основных целей сразу выдвигаться несколько. Поэтому при систематизации мотивов принято говорить о мотивации путешествий в целом, в каждом случае выделяя основные мотивы (цели).
Наиболее общая классификация, состоящая из пяти основных видов (физическая, психологическая, межличностная, культурная, мотивация престижа и статуса) демонстрирует связь мотивации и основных видов человеческих потребностей:
1) Физическая мотивация,
2) Психологическая мотивация, вызванная психологическими потребностями: необходимостью снятия стресса, отдыхом для ума, сменой обстановки и поиском новых впечатлений.
3) Межличностная мотивация,
4) Культурная мотивация
5) Мотивация престижа и статуса
связана с потребностью в
Существуют различные
Можно сгруппировать побудительные мотивы в зависимости от основных целей путешествия (отдых, познание, развлечение, лечение, паломничество).
1. Отдых:
2. Познание:
3. Развлечение:
4. Лечение:
5. Паломничество:
В реальной жизни часто происходит так, что мотивации, принадлежащие к различным классификационным группам, не только не исключают, но и дополняют друг друга (лечение – познание; отдых – развлечения). В то же время мотивы путешествий могут носить и противоречивый характер, например, при планировании отпуска люди стремятся не только получить покой и отдых, но и одновременно смену впечатлений и общение. Поэтому при описании мотивов придерживаются условных классификаций, основанных на мотивации туристов при выборе того или иного вида отдыха.
Мотивации туристов могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов (возраст, уровень доходов, национальные особенности, мода).
Однако среди них можно
1. Забота о здоровье. Туры культурно-
2. Занятия спортом. Туры, включающие разнообразные виды спорта, как средство повышения психологической разрядки и повышения жизненной активности (горные лыжи, теннис, гольф, конный, парусный спорт, серфинг, виндсерфинг, подводное плавание, сплав на байдарках, плотах и пр.).
3. Обучение. Изучение иностранных языков, обучение различным видам спорта, профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика), туры по интересам (кулинария, экология, астрономия).
4. Возможность для самовыражения и самоутверждения. Приключенческие туры (африканское сафари, охота на верблюдах, мотонартах, подводное плавание, экспедиции).
5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Туры для автолюбителей, спортивных болельщиков, паломников, коллекционеров, гурманов.
6. Решение деловых проблем.
7. Развлечение и потребность в общении с другими людьми. В основном путешествия в праздничные дни с развлекательно-познавательной программой.
8. Удовлетворение любопытства и
повышение культурного уровня. Этот
туристский мотив реализуется
во всех вышеназванных турах,
но более характерен для
Сложность изучения мотивов объясняется еще и тем, что они, как и потребности человека, в современный период развития общества становятся все более разнообразными и дифференцированными по разным группам потребителей.
Диверсификация образа жизни населения и расширение спектра туристских мотивов способствуют появлению новых мест туристского назначения. Получили развитие экологический туризм и экзотические виды отдыха, увеличивается количество туристских потоков с юга на север. Одна из современных тенденций – появление нового типа потребителя туристских услуг более информированного, активного, самостоятельного, с дефицитом времени, но с более высоким доходом, увеличивает частотность поездок с более разнообразной и насыщенной программой и предъявляет более высокие требования к качеству обслуживания и возможности выбора видов отдыха и развлечений.
Расширение международных, экономических, политических и культурных связей увеличивает количество деловых и ознакомительных поездок. Однако среди преобладающих туристских мотивов по-прежнему ос- тается рекреационный, который в современных условиях определяет комбинированный характер путешествий.
Все существующие концепции туризма определяют его сущность как перемещения людей, независимо от характера мотивации путешествия. Постиндустриальное развитие рынка, насыщение его товарами, динамика развития потребностей и их диверсификация вызывают потребность в разработке современной концепции развития туризма, ориентированной на изучение мотивации путешествий. Учет мотивации туристских путешествий может послужить ориентиром в плане определения сущности туризма в новых условиях.
Список использованной литературы