Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы заключается в изучении места и роли России в международном разделение труда. МРТ - цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, которое дает основание говорить о существовании мирового хозяйства.
Содержание работы
Введение…..........................................................................................................3-4 1. МРТ - основа развития мировой экономики 1.1. Сущность, виды и формы МРТ…………………………………..5-9 1.2. Эволюция МРТ…………………………………………..……...10-11 1.3. Тенденции развития МРТ на современном этапе…………...11-12 2. Характер участия России в МРТ, проблемы и перспективы 2.1 Бюджет РФ……………………………..………………………….13-15 2.2 Анализ платежного баланса………………………………….….15-20 2.3 Вступление России в ВТО……………………………………….20-24 3. Россия в системе МРТ. 3.1 Роль и место России в МРТ……......……………………………..24-27 3.2 Перспективы выхода России на мировой рынок………………..27-33 Заключение…………………………………………………….……………….34 Список использованной литературы………………………..……………….35
В региональном
аспекте монокультура экспорта привела
к сверхконцентрации зарубежных
доходов в отдельных, изолированных
анклавах на территории страны. Более
половины регионов практически не участвуют
во внешнеэкономических связях
и не могут использовать их в своем развитии.
Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция
общероссийского рынка, начавшаяся в ходе
реформ 1990-х годов.
В сфере международного
обмена услугами Россия выступает преимущественно
в роли импортера, что свидетельствует
о недостаточном развитии в стране транспортной
и туристической инфраструктур, телекоммуникаций,
финансовых, консультационных и иных подобных
структур. Удельный вес России в накопленных
вывезенных мировых ПИИ (прямые иностранные
инвестиции) оценивается в 0,4-0,5%. Близкую
цифру - 0,5% (по другим оценкам 1,3%) всего
мирового объема составляют зарубежные
ПИИ, накопленные в российской экономике.
Из общего объема накопленных к 2008 г. ПИИ
25% приходилось на добывающую промышленность,
12,7% - на металлургическую, по 7% - на пищевую
и нефтяную, 6% - на торговлю и 5% - на транспорт.
В производство машин и оборудования было
вложено лишь 0,8%, в электротехническую
и электронную отрасли - 0,5%, в производство
транспортных средств - 1,5% ПИИ. То есть
Россия крайне незначительно участвует
в транснациональных воспроизводственных
отношениях и, следовательно, почти не
интегрирована в транснациональную воспроизводственную
структуру. Сырьевые отрасли, в которые
преимущественно вкладываются ПИИ, поступающие
в России, непосредственно не участвуют
в отношениях транснациональной производственной
кооперации.
Модель внешнеэкономических
связей России является преимущественно
торговой, а не производственно-инвестиционной.
Ее специализация в системе мирохозяйственных связей носит
сырьевой характер. Это свидетельствует
о периферийной позиции России и соответственно
об ее неполной включенности в мировую
геоэкономическую систему. Таким образом,
Россия практически не участвует в создании
и перераспределении мирового дохода,
который формируется в рамках этой системы.
Кроме того, отечественный корпоративный
сектор еще не сформировался настолько,
чтобы эффективно участвовать в мировой
не сырьевой торговле. И главная проблема
здесь - это отсутствие поддержки на внешних
рынках со стороны государства. Также
не следует забывать о политической составляющей
развития экономических взаимоотношений
с зарубежными странами. Политические
споры и недопонимания мешают экономической
интеграции нашей страны в мировое хозяйство.
Безусловно, положение России
на мировой экономической арене вызывает
озабоченность не только само по себе.
Нынешний характер участия России в международном
разделении труда породил в отечественном
народном хозяйстве процессы, развитие
которых может подорвать возможности
экономического роста. Растущие поставки
за рубеж главным образом базовых товаров
- энергоресурсов, металлов, удобрений,
леса - и увеличивающийся импорт готовой
промышленной продукции провоцируют “утяжеление”
структуры промышленного производства
и деиндустриализацию экономики. В ней
все большее место занимают добывающие
отрасли и отрасли первичной переработки
сырья и все меньшее - машиностроение и
отрасли, выпускающие потребительские
товары. При сохранении таких тенденций
Россия рискует превратиться в территорию,
на которой будут сконцентрированы главным
образом добыча минерального сырья и экологически
обременительные производства. Она по-прежнему
будет находиться в серьезной зависимости
от колебаний цен на мировых рынках. Сложившаяся
за последнее столетие внешнеэкономическая
специализация не позволяет России вести
масштабную торговлю готовыми изделиями:
их доля в отечественном экспорте составляет
примерно треть, в 2,4 раза меньше, чем у
всех стран мира в целом. В еще меньшей
мере она способна к обмену продукцией
машиностроения, удельный вес которой
в отечественном экспорте в семь раз меньше,
чем в мире в целом. Совсем незначительны
ее возможности в торговле высокотехнологичной
продукцией, на долю которой приходиться
около 2% экспорта, в восемь раз меньше
среднемирового показателя. Невелик потенциал
страны и в торговле услугами. Все это
говорит о настоятельной необходимости
перестройки внешнеэкономической специализации,
без которой вряд ли можно рассчитывать
на стабильный экономический рост и укрепление
позиций российских производителей.
3.2 Перспективы
выхода России на мировой рынок
Анализ состояния
отдельных отраслей народного хозяйства
говорит о том, что возможности
изменить характер участия России в
системе мирохозяйственных связей в ближайшие годы незначительны,
но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую
специализацию страны можно было бы диверсифицировать,
опираясь на природные факторы, в частности,
на ее наделенность лесом и пригодной
для ведения сельского хозяйства землей.
Определенный вклад в обновление экспортной
специализации страны могла бы внести
и научно-техническая сфера, которая располагает
высокими технологиями в оборонных и некоторых
других отраслях промышленности и достаточно
широкой сетью организаций, ведущих фундаментальные
и прикладные исследования. Такая диверсификация
могла бы помочь укреплению позиций страны
в качестве экспортера и снижению ее зависимости
от импорта.
Для того чтобы
наша страна, сохраняя традиционный экспорт,
могла предложить на внешних рынках
более широкий спектр готовой продукции,
а также имела возможность рационализировать
импорт, требуется модернизировать и диверсифицировать
экономику, обновить ее технологический
базис, который стремительно устаревает
морально и физически. Все это может обеспечиваться
только с помощью инвестиций и инноваций.
[3; 288с.]
Повышение инвестиционной
и инновационной активности - общенациональная
проблема, решение которой вряд ли
возможно без согласованных усилий
всех ветвей власти и отечественного
бизнеса.
Таким образом,
в сложившихся условиях для решения
задач по стабилизации роста национальной
экономики с учетом тенденций развития
мирового хозяйства и торговли, а также
обеспечения равноправной интеграции
страны в мировую экономику перед Россией
стоят следующие основные цели:
- повышение
конкурентоспособности российской
экономики;
- сохранение
позиций России на мировых
товарных рынках (поставки материалов,
комплектного оборудования, вооружения
и военной техники), а также
дальнейшее расширение экспорта
готовых изделий и услуг;
- обеспечение равноправных
условий доступа российских товаров и
услуг на мировые рынки при адекватной
защите внутреннего рынка от недобросовестной
иностранной конкуренции в соответствии
со сложившейся практикой международных
экономических отношений;
- проведение таможенно-тарифной
политики, способствующей созданию благоприятных
условий для расширения национального
производства и повышения его конкурентоспособности,
не ухудшающей при этом условий конкуренции
на внутреннем рынке;
- сокращение
утечки капитала по каналам внешней торговли
путем создания более благоприятных экономических
условий в России, а также ужесточение
контроля за осуществлением экспортно-импортных
операций, включая валютный и таможенный
контроль, пресечение контрабандного
ввоза товаров.
Для достижения данных целей
и повышения эффективности внешнеэкономической
деятельности необходимо обеспечить реализацию
определенных мер, развитие системы государственного
регулирования внешнеторговых связей
в соответствии с курсом государства на
поддержку реального сектора экономики,
которое будет осуществляться по четырем
направлениям:
1. Выработка
и реализация внешнеэкономической
политики России, включая вопросы
оптимизации топливно-сырьевого
экспорта, поддержки экспорта готовых
изделий и услуг (традиционных и прогрессивных их видов,
включая экспорт технологий и "ноу-хау").
Одним из приоритетов станет стимулирование
на государственном уровне экспортной
деятельности российских производителей,
прежде всего, выпускающих продукцию с
высокой долей вновь созданной стоимости.
В связи с этим продолжится формирование
системы кредитования и страхования экспортеров
при участии государства для продвижения
на внешние рынки отечественной высокотехнологичной
продукции (авиастроения, космонавтики,
судостроения, энергетического машиностроения,
включая оборудование для ядерной энергетики,
и др.).
2. Обеспечение
благоприятных торгово-политических
и правовых условий для российских
участников внешнеэкономических
связей и их равноправное участие
в мировой торговле, усиление
роли государства в снятии необоснованных
ограничений и в создании более благоприятных
условий для продвижения российских товаров
на внешние рынки.
Созданию
таких условий будет способствовать
вступление России во Всемирную торговую
организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов
интересов России и стран-членов ВТО, а
также эффективное участие в действующих
и формирующихся международных региональных
и многосторонних торгово-экономических
организациях.
3. Защита внутреннего
рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и
правила и использующая все предусмотренные
российским законодательством инструменты.
Эти меры будут направлены на защиту конкурентоспособности
и перспективных отечественных производств.
4. Формирование
международных приоритетов внешнеторговой политики как
важнейшей составной части внешнеэкономической
политики.
При этом основой
устойчивого развития России должен
оставаться ее внутренний рынок при
сохранении его единства и сокращении
межрегионального неравенства. Важно
повышать роль субъектов РФ в выработке
и осуществлении внешнеэкономической
политики. Также нужно вовлекать во внешнеэкономические
связи не только новые регионы, но и новые
предприятия; повышать долю малого и среднего
бизнеса во внешнеэкономических отношениях.
Основным инструментом защиты внутреннего
рынка должны стать меры, направленные,
прежде всего, на формирование здоровых
и разумных условий конкуренции. Применение
антидемпинговых, специальных защитных
и компенсационных мер позволит обеспечить
защиту интересов национальных производителей
в случаях нарушения нормальной конкурентной
ситуации. Необходимо расширять экспорт
услуг. Перспективными здесь представляются
услуги транзита, связи, туризм, образование,
программные продукты, а также экспорт
технологий. Необходимо задействовать
механизмы регулирования торговли услугами,
выработав единые подходы. Введение национального
классификатора услуг, определение категории
услуги как особого предмета экономических
обменов позволит упорядочить экономические
отношения в этом важнейшем секторе российской
экономики, включая налоговые аспекты.
Одновременно, может обеспечиваться защита
секторов услуг, находящихся в стадии
становления и развития, на временный
период, необходимый для выравнивания
конкурентных возможностей отечественных
и иностранных компаний.
Также необходимо
налаживание интенсивных торгово-экономических
связей с зарубежными странами, завоевание
рынков сбыта других стран. При этом
основным условием вовлечения России
в современное международное
сотрудничество является то, насколько это участие отвечает
национальным интересам России, ее экономической
безопасности. Рассмотрим основные направления
внешнеэкономических связей России.
Азиатско-Тихоокеанское
направление. Страны АТР бурно развиваются
в последнее время. Экономические интересы России в регионе
АТР стимулируются наличием в нем капиталов,
технологий, а также нужного стране сырья,
относительно дешевых транспортных путей
через Тихий океан и по трансарктическим
маршрутам. Со своей стороны Россия способна
участвовать в региональных интеграционных
процессах своими сырьевыми ресурсами,
технологиями, предоставлять кратчайшие
транзитные пути в Европу, телекоммуникационные
системы, свой рекреационный потенциал
в Сибири и на Дальнем Востоке, передавать
опыт борьбы со стихийными бедствиями
и развития малых народов, использовать
свой транспортный и рыболовный потенциал
в Тихоокеанском бассейне.
В рамках АТР
следует выделить североамериканское
направление, которое является сосредоточением
самых передовых технологий, однако
пока используется нами в основном для
импорта продовольствия. Несмотря на политические
разногласия между Россией и США перспективным
является сотрудничество во многих сферах
(металлургическая, авиакосмическая, автомобильная,
атомная промышленности, научно-техническое
сотрудничество и др.).
Европейское
направление. Среди важных мер по
преодолению перекосов во внешнеэкономическом
комплексе России следует выделить
необходимость соблюдения принципа
сбалансированного развития внешнеэкономических
связей по географическим направлениям, исходя из экономической
эффективности и геополитической целесообразности.
Пора серьезно задуматься над тем, как
преодолеть сложившийся евроцентризм
во внешнеэкономической сфере, при котором
доля товарооборота России со странами
ЕС составляет запредельный пороговый
показатель национальной экономической
безопасности - практически 55% (по оценке
специалистов ООН, доля экспорта и импорта
из одного источника не должна превышать
1/3). Направления и особенности этих связей
будут во многом зависеть как от развития
и трансформации самого ЕС, так и от развертывания
процессов интеграции в рамках СНГ.
Направление
СНГ. Как известно, среди приоритетов
российской внешней политики на первом
месте числятся страны СНГ. К сожалению,
России пока не удается преодолеть негативную тенденцию
снижения доли этих стран в ее внешнем
товарообмене, которая понизилась за последние
годы до 15%. Постсоветское пространство
продолжает дробиться, возникает все больше
разногласий, как в политических, так и
экономических вопросах. Однако рынки
стран СНГ богаты сырьем, продовольствием,
дешевой рабочей силой. Также существуют
военно-стратегические мотивы сотрудничества.
Поэтому недопустимо упускать возможность
тесной взаимовыгодной работы с рынками
стран СНГ. При наличии продуманной долгосрочной
политики России на этом направлении оно
вполне может стать хозяйственной зоной,
тяготеющей к России.
С развивающимися
странами внешнеэкономические связи
России предстают как необходимое
звено в механизме ее внешних
отношений со странами мира. Тем более что потенциал российских
торгово-экономических связей со многими
развивающимися странами в значительной
степени не востребован. Сложившаяся взаимодополняемость
экономик России и ряда развивающихся
стран, сравнительно невысокая требовательность
их рынков, взаимные интересы и другие
факторы превращают эти страны по многим
позициям в наиболее вероятных потребителей
российской продукции. В свою очередь,
многие развивающиеся страны рассматривают
товарообмен с Россией как дополнительный
и альтернативный источник в торгово-экономических
связях с Западом. По оценке российских
специалистов, именно рынок развивающихся
государств может стать базой для наращивания,
облагораживания структуры и диверсификации
российского экспорта как в плане расширения
географии экспорта, так и его реального
товарного исполнения.