Учение Дж. М. Кейнса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.
Если «сила» неоклассической экономической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Файлы: 1 файл

42. Учение Кейнса.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

42.  Учение Дж. М. Кейнса

Тема 4. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО  КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ

2. Учение Дж. М.  Кейнса

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и  неразвитые в промышленном отношении  страны. Поэтому именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических  горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы.

Если «сила» неоклассической  экономической теории конца XIX - начала XX в. распространялась главным образом  на микроэкономический анализ, то в  условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М. Кейнс.

Итак, мировой экономический  кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение  новых научных исследований, которые  не утрачивают своей актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание — это государственное регулирование  экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало нацеленные на решение этих проблем  два теоретических направления. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству концептуальные решения, называетсянеолиберальным (неолиберализм).

Джон Мейнард  Кейнс (1883-1946) учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего учителя.

Своеобразное  осмысление  последствий  самого  длительного  и  тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг. отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в составе правительства Великобритании и разработал многие практические рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.

В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые  другие. 

«Общая теория» Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в  экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит  в том, что система рыночных экономических  отношений отнюдь не является совершенной  и саморегулируемой и что максимально  возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане  проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому  подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемомэффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе.

Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования, Кейнс  в отличие от своих предшественников говорил о необходимости недопущения  с помощью государства урезания заработной толпы как основного  условия ликвидации безработицы, а  также о том, что потребление  ввиду психологически обусловленной  склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая  склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора «Общей теории», постоянна и может поэтому  обусловливать устойчивое соотношение  между увеличением инвестиций и  уровнем дохода.

В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние  на экономический рост и неэкономические  факторы, как-то: государства (стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных взаимоотношений  хозяйствующих субъектов).

Кейнс не отрицал влияния  меркантилистов на созданную им концепцию  государственного регулирования экономических  процессов. Его общие с ними суждения очевидны:

- в стремлении увеличения  массы денег в стране (как средство  их удешевления и соответственно  снижения ставок ссудного процента  и поощрения инвестиций в производство);

- в одобрении роста  цен (как способ, стимулирующий  расширение торговли и производства);

- в признании того, что  недостаток денег служит причиной  безработицы;

- в понимании национального  (государственного) характера экономической  политики.

В его учении отчетливо  прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как  полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную  ликвидную (денежную) форму, а во втором — могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко  и аргументирование критикует тех  экономистов, которые привержены догматическим  постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим»  законам, называя их представителями  «классической школы».

Кейнс делает контрвывод: «Психология  общества такова, что с ростом совокупного  реального дохода увеличивается  и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности экономики, а также  для обоснования методов ее внешнего (государственного) регулирования «психология  общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».

Между тем наращивание  инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости  населения может рассматриваться  как целесообразный экономический  эффект. Последний, получивший в экономической  литературе название эффекта мультипликатора, означает, что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».

Дж.М. Кейнс назвал его  «мультипликатором инвестиций», который  характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей  суммы инвестиций, то доход увеличивается  на сумму, которая в n раз превосходит  прирост инвестиций». Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно  уменьшающуюся его часть».

Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора  позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания  инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызывать такие колебания  совокупной занятости и дохода, которые  характеризуются гораздо большей  амплитудой».

Но, по его убеждению, «хотя  в бедном обществе размеры мультипликатора  сравнительно велики, влияние колебаний  в размерах инвестиций на занятости  окажется много сильней в богатом  обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие  инвестиции составляют гораздо большую  долю текущей продукции».

Итак, суть эффекта мультипликатора  действительно проста. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей  к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт писал, что «эти доходы должны быть инвестированы  и, таким образом, истрачены (или  компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная  способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем  заказов уменьшится, объем производств  упадет, безработица увеличится. В  результате произойдет спад».

Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая  «указывает на жизненную необходимость  создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать  свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем  соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо  «именно в определении объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие возможности  для проявления частной инициативы и ответственности».

Эффективность регулирования  государством экономических процессов, согласно Кейнсу, зависит от изыскания  средств (государственные инвестиции, достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».

Для Кейнса полная занятость  зависит от правильного соотношения  процентной ставки и заработной платы  и может быть достигнута скорее путем  понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина  безработицы у Кейнса состоит  в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой

«Новый курс»  Рузвельта. Кризис 20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой государственно-монополистического капитализма.

Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что государство  начинает регулировать хозяйственное  развитие, управлять им, организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде капиталистическое  государство не имело. Поэтому правильней говорить о государственном регулировании  экономики.

Как это происходило в  США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт провозгласил систему мер  оздоровления экономики — так  называемый «новый курс». При правительстве  была создана «Национальная администрация  по восстановлению промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» — совет из крупнейших экономистов  и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование  хозяйства.

Промышленность была разделена  на 17 отраслевых групп. Во главе каждой группы был поставлен свой орган  и для каждой группы были введены  свои правила — «кодексы честной  конкуренции». «Кодексы» устанавливали  объем производства, цены и т.д., ставили  производство в определенные рамки  в соответствии с емкостью рынка  сбыта, т.е. с расчетом не производить  продукции больше, чем может поглотить  рынок.

Другим направлением курса  Рузвельта была организация больших  государственных работ, на которые  было ассигновано свыше 3 млрд. долл., — строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи палаточных лагерей, куда и собирали безработных.

Эти работы уменьшали безработицу  и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и  для самих работ приобретались  с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким  образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и  это рассасывало кризис.

Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство стало скупать земли  у фермеров, оставляя эту купленную  землю как пустошь, без использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем  сельскохозяйственного производства, привести его в соответствии с  возможностями сбыта.

Такое государственное регулирование  было необычным для старого капитализма  и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный  суд США признал политику Рузвельта  противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство мероприятий «Нового  курса» было запрещено.

После окончания кризиса  подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных  выросло до 10,5 млн. Выход из этого  кризиса был связан уже с началом  второй мировой войны.

В годы второй мировой войны  для США повторилась ситуация первой. Военные действия проходили  в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили позже  других стран, но и после этого  не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на воздушном шаре. Согласно проведенным  обследованиям американское население  в годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.

Информация о работе Учение Дж. М. Кейнса