Учение меркантилизм о роли государства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом принципами меркантилистов, как-то:
золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

Содержание работы

1 Учение меркантилизм о роли государства в экономике.
3
2 Идеи экономического либерализма.
4
3 Кейнсианство о роли государства.
5
4 Монетаризм о роли государства
7
5 Теория «экономики предложения»
8
6 Институционализм.
10
Список использованнойлитературы
12

Файлы: 1 файл

Школы. реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1 Учение меркантилизм  о роли государства в экономике.

3

2 Идеи экономического  либерализма.

4

3 Кейнсианство  о роли государства.

5

4 Монетаризм  о роли государства

7

5 Теория «экономики  предложения»

8

6 Институционализм.

10

Список использованнойлитературы

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1 Учение меркантилизм о роли государства в экономике.

Меркантилизм  — это первое целостное экономическое  учение. Оно процветало в XV — XVII веках. Отголоски его живы до настоящего времени.

Рождение меркантилизма  связано с появлением мануфактуры, зачатков рыночной экономики, с периодом, который в истории называется первоначальным накоплением капитала.

    По  оценке многих экономистов, система   меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом принципами меркантилистов, как-то:

  1. золото и сокровища  любого рода как  выражение сути  богатства;
  2. регулирование внешней  торговли с целью  обеспечения притока в страну золота и серебра;
  3. поддержка промышленности  путем импорта  дешевого сырья;
  4. протекционистские  тарифы на импортируемые промышленные товары;
  5. поощрение экспорта, особенно готовой  продукции;
  6. рост населения  для поддержания  низкого уровня  заработной платы.

    Меркантилисты  провозглашали активное вмешательство   государства в экономику. Они   утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт» сдерживать импорт. Ввели термин «политическая экономия».

Крупнейшим  представителем меркантилизма является английский экономист Томас Ман (1571 — 1612). В своих трудах он приравнивал богатство к деньгам, золоту и серебру и считал их источником торговли.

Другим видным представителем меркантилизма является французский экономист Антуан де Монкретьен (1572 — 1621гг.). Он прославился  как ученый, давший имя науке, именуемой «политической экономией». Как и все меркантилисты, он считал торговлю основой экономики, источником богатства страны. Особенно выгодной он считал внешнюю торговлю, при которой вывоз товаров из страны, а вместе с ней и приток денег, повышает ввоз товаров в страну и, следовательно, отток денег. В отличие от других меркантилистов сделал шаг вперед в понимании разницы между деньгами и богатством. Однако роли промышленности как основного источника богатства он еще не мог видеть, хотя и отмечал важность для экономики сельского хозяйства.

Меркантилизм  сошел с исторической сцены в  середине XVIII века, когда в Европе развернулась промышленная революция  и развитие производства резко пошло  в гору, быстро обгоняя по своим  масштабам торговлю.

    Сейчас  все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введение огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Таким образом, в ходе своего развития, идеи меркантилизма о вмешательстве государства в экономику нашли свое практическое применение.

      2 Идеи экономического либерализма.

Экономический либерализм выступает за свободу  предпринимательской деятельности, право частной собственности, право  на наследство, свободную конкуренцию  и невмешательство страны в экономическую деятельность индивидов. Основную задачу страны он видит в том, для того чтобы оно не препятствовало продвижению инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а помогало им. Страна не обязано посягать на экономическую свободу, а поддерживать тех, кто взял на себя ответственность и риск за свое занятие.

Либерализм  стремится как можно больше ограничить вмешательство страны в экономику  и видит главными субъектами экономической  жизни частные лица.

Неоклассическая либеральная экономическая план, появившаяся в конце XIX в., нашла собственное логическое обоснование в задумки чистой капиталистической экономики Л. Вальраса (1834-1910). Вальрас стремится выйти за пределы специфических социальных и политических реальностей и рассматривать лишь проблемы производства и распределения ресурсов. Впрочем теоретически теория Вальраса не смогла объяснить неустойчивое продвижение капитализма в период между двумя мировыми войнами.

Крупнейший  английский экономист и политический деятель Дж. М. Кейнс (1883-1946) восполнил данный пробел и предложил другую экономическую идею. В соответствии Кейнсу, капитализм нестабилен, ему присуща тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Следовательно государственное вмешательство в сферу экономики нужно, для того чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно.

Кейнс являлся  сторонником активной роли страны в  сфере финансов, полагая что внимание страны к затратам правительства, налоговой  системе, внешнему долгу, а к тому же к поддержанию равного соотношения между накоплениями и затратами может содействовать стабилизации цен и экономики. В послевоенное время в экономических идеях утверждается взгляд, в соответствии которому страна средством создания расходной пункте бюджета и налогообложения может добиться устойчивости экономики и преодолеть тенденцию к стагнации и безработице.

Таким образом, вмешательство страны в экономику  обязано ограничиваться уважением  законов функционирования капитализма. Либерализм является осознанной альтернативой авторитарным и тоталитарным взглядам на страну и его роль в экономической и политической жизни общества. Либерализм противостоит социализму, полагая, что всякое вмешательство в экономическую деятельность индивидуума противоречит принципу свободной конкуренции.

Либерализм  является одной из скажем называемых «базовых идеологий», имеющих за собой  традицию и продолжающих «работать» ныне.

 

 

3 Кейнсианство  о роли государства.

Кейнсианство - система взглядов, занимавшая господствующие позиции в западной экономической мысли в 30-60-х гг. XX в. Кейнсианская модель сыграла важную роль в трансформации капиталистической экономической системы, в формировании в этих странах современной смешанной экономики, в которой государственное регулирование эффективно взаимодействует с механизмами рынка.

В 30-е годы нашего века, после глубочайшего спада экономики  США, Дж. Кейнс выдвинул теорию, в  которой он опроверг взгляды классиков  на роль государства. Теорию Кейнса можно  назвать, "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов:

  1. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости.
  2. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговой ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, по и снимет социальную напряженность.

         Главными чертами кейнсианской  модели регулирования являются:

  • высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
  • создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
  • широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно- финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

  В основе кейнсианской макроэкономической теории лежит идея государственного регулирования совокупного  спроса. Путем стимулирования государственных  и частных инвестиций, расширения системы государственных заказов, увеличения расходов на социальные нужды предполагалось воздействовать на динамику реального производства. Кейнс показал, что именно инвестиции, а не сбережения, способствуют росту производства, который вызывает последующий рост доходов и новых сбережений. Это называется эффектом мультипликатора. Основой кейнсианской модели экономического развития служила система государственных финансов: увеличение государственных расходов, прогрессивный рост налогообложения, бюджетные дефициты.

Идеи  Кейнса получили дальнейшее развитие в работах  представителей посткейнсианства как  «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева» экономики, государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Монетаризм о роли  государства

Монетаризм - это  одно из направлений неолиберализма, возникшее в США в рамках Чикагской  школы. Это течение экономической  мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.

 Монетаризм  возник еще в 50-х гг. ХХ в., однако с середины 70-х гг. ситуация изменилась: на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Среди экономистов стал популярен лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования.

Исходные положения монетаризма  следующие.

1. Рыночная  экономика обладает устойчивостью,  саморегуляцией и стремлением  к стабильности. Система рыночной  конкуренции обеспечивает высокую  стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования.

2. Приоритетность  денежных факторов. Монетаристы  полагают, что среди различных инструментов предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.

3. Регулирование  должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.

4. Необходимость  изучения мотивов поведения людей.  Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы.

Основные представители: М. Фридмен, А.У. Филлипс, Д.Ф. Мут, Ф.А. Хайек.

Теоретические споры между монетаристами и  кейнсианцами не разрешились окончательной победой одного направления над другим. Обе теории построены применительно к рыночным условиям, хотя имеют разные подходы и рекомендации.

Информация о работе Учение меркантилизм о роли государства в экономике