Учение меркантилизм о роли государства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом принципами меркантилистов, как-то:
золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

Содержание работы

1 Учение меркантилизм о роли государства в экономике.
3
2 Идеи экономического либерализма.
4
3 Кейнсианство о роли государства.
5
4 Монетаризм о роли государства
7
5 Теория «экономики предложения»
8
6 Институционализм.
10
Список использованнойлитературы
12

Файлы: 1 файл

Школы. реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

5 Теория «экономики  предложения»

В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической  науке стала разрабатываться концепция "экономики предложения". Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников "рейганомики" и "тетчеризма".

 В разработке  и распространении теории большая  роль принадлежит Американскому  институту предпринимательства, являющемуся, по словам И. Стоуна, "вашингтонской фабрикой мысли, которую, пожалуй, можно считать ведущим источником консервативных идей".*

. Основателями  теории экономики предложения  явились американские экономисты  А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн,  Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Приверженцами этой концепции и ее внедрения в экономическую практику выступили экономисты-практики, тесно связанные с администрацией США.

 Сторонники концепции видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм.

 Большое  место в работах авторов экономики  предложения занимает проблема  инфляции. В соответствии с этим теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера, в том числе снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.

 Теория предложения  не исключает использования бюджетных  и кредитно-денежных методов воздействия  на экономический процесс. Сторонники  экономики предложения категорически  отвергают наращивание бюджетных  расходов для стабилизации или  формирования спроса, квалифицируя их как фактор дестабилизации экономики и подталкивания инфляции. Отвергая политику бюджетной экспансии, они выступают за сбалансированный бюджет, оздоровление финансов.

 Сторонники  теории предложения ориентируются  на внутренние, свойственные индивидууму субъективные мотивы поведения и стимулы. Считается, что таким путём наилучшим образом импульсируется экономическая активность как отдельных лиц, так и фирм.

 Авторы теории предложения отвергают использование налогов как средства антициклического воздействия на экономику. Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала, наращивания деловой активности, устойчивого экономического роста.

Экономическая теория предложения ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всемерное повышение предложения - утверждают они - возможно обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния экономики, предлагается устранить.

 По рекомендациям  монетаристов и сторонников экономики предложения американская администрация с начала 80-х годов рассчитывала достаточно быстро стабилизировать экономику и обеспечить равновесие федерального бюджета. Сокращение государственных расходов на социальные нужды и ограничение деятельности профсоюзов должно было привести если не к ликвидации, то, во всяком случае, к существенному сокращению крупномасштабного бюджетного дефицита. Одновременно рассчитывали ослабить действие инфляционных факторов, стабилизировать цены. Однако надежды не оправдались. Практический эффект теории оказался намного ниже рекламируемого. Если рекомендации по устранению препятствий свободной предпринимательской инициативе, развязыванию рыночных сил способствовали оживлению экономической конъюнктуры после экономического спада на рубеже 80-х годов и последовавшего затем циклического подъема, а налоговая реформа 1981 г. несколько стимулировала деятельность корпораций, то в решении других вопросов прогнозы не только не оправдались, но и вызвали негативные проявления в экономике. "Отцы" рейганомики, ориентировавшиеся на рекомендации монетаристов и сторонников экономики предложения, вынуждены были вскоре отказаться от полного прекращения антициклических регулирующих мероприятий со стороны государства, системы неограниченных валютных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Институционализм.

Институционализм - направление социально-экономических  исследований, в частности рассматривающих  политическую организацию общества, как комплекс различных объединений  граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)

Представители институционализма: Торстейн Веблен -основоположник, Джон Коммонс, Генри Адамс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэсли Клэр, Гэлбрейт Джон Кеннет.

Понятие институционализма  включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы  не ограничиваться анализом экономических  категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы  обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

Отличия институционализма от других экономических школ

  • Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.
  • В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.
  • С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.
  • Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» — приобретенным правилам поведения — и социальным нормам.
  • Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.
  • Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер. Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. В то время как маржинализм рассматривает экономику в состоянии статики и динамики, а классики характеризуют какой-либо экономический подход как естественный.
  • Благосклонное отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику.
  • Отрицание «рационального человека», руководствующегося исключительно полезностью. По мнению институционалистов, действия индивида спрогнозировать невозможно из-за невозможности учесть все факторы (экономические и неэкономические), влияющие на поведение человека. Следует определить, какие именно факторы лежат в основе спроса. Помимо цен это может быть ожидание цены, стремление уберечь фирму от риска и т. п. На экономическую ситуацию влияют не только цены; наряду с ними действуют и должны быть приняты во внимание такие факторы как инфляция, безработица, кризисы, политическая нестабильность и т. п.
  • Цены не столь изменчивы, как об этом говорится в трудах классиков. Издержки, спрос, конъюнктура чрезвычайно подвижны, цены же консервативны. Несмотря на происходящие на рынке изменения цены зачастую не меняются.
  • С точки зрения институционалистов задача экономической науки не только в том, чтобы составить прогноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Рыжановская Л. Ю. Экономическая теория Дж. М. Кейнса: системный взгляд на сберегательный процесс//Финансы и кредит. 2007. №27. С. 12 - 21
  2. Сажина М. А. Научные основы экономической политики государства. М.: Инфра-М, 2001. 215 с.
  3. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2007. 480 с.
  4. ru.wikipedia.org

Информация о работе Учение меркантилизм о роли государства в экономике