Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:22, реферат
По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом принципами меркантилистов, как-то:
золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
1 Учение меркантилизм о роли государства в экономике.
3
2 Идеи экономического либерализма.
4
3 Кейнсианство о роли государства.
5
4 Монетаризм о роли государства
7
5 Теория «экономики предложения»
8
6 Институционализм.
10
Список использованнойлитературы
12
5 Теория «экономики предложения»
В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция "экономики предложения". Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников "рейганомики" и "тетчеризма".
В разработке
и распространении теории
. Основателями
теории экономики предложения
явились американские
Сторонники концепции видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм.
Большое
место в работах авторов
Теория предложения
не исключает использования
Сторонники
теории предложения
Авторы теории предложения отвергают использование налогов как средства антициклического воздействия на экономику. Прогрессивно возрастающий налог на доходы отдельных лиц и корпораций рассматривается как препятствие для роста сбережений, а следовательно, и новых вложений капитала, наращивания деловой активности, устойчивого экономического роста.
Экономическая теория предложения ориентирует на стимулирование широкой частной инициативы, частного предпринимательства. Её сторонники видят в этом ключ к решению наиболее острых экономических проблем. Важнейшим рычагом стимулирования частной инициативы считается снижение налоговых ставок и обеспечение привилегий корпорациям. Только через стихийный рыночный механизм и всемерное повышение предложения - утверждают они - возможно обеспечить эффективное использование ресурсов и стимулировать спрос на продукцию. Любое увеличение бюджетных расходов на эти цели отвергается, как и повышение расходов на социальные нужды. Бюджетный дефицит, как один из отрицательных показателей состояния экономики, предлагается устранить.
По рекомендациям монетаристов и сторонников экономики предложения американская администрация с начала 80-х годов рассчитывала достаточно быстро стабилизировать экономику и обеспечить равновесие федерального бюджета. Сокращение государственных расходов на социальные нужды и ограничение деятельности профсоюзов должно было привести если не к ликвидации, то, во всяком случае, к существенному сокращению крупномасштабного бюджетного дефицита. Одновременно рассчитывали ослабить действие инфляционных факторов, стабилизировать цены. Однако надежды не оправдались. Практический эффект теории оказался намного ниже рекламируемого. Если рекомендации по устранению препятствий свободной предпринимательской инициативе, развязыванию рыночных сил способствовали оживлению экономической конъюнктуры после экономического спада на рубеже 80-х годов и последовавшего затем циклического подъема, а налоговая реформа 1981 г. несколько стимулировала деятельность корпораций, то в решении других вопросов прогнозы не только не оправдались, но и вызвали негативные проявления в экономике. "Отцы" рейганомики, ориентировавшиеся на рекомендации монетаристов и сторонников экономики предложения, вынуждены были вскоре отказаться от полного прекращения антициклических регулирующих мероприятий со стороны государства, системы неограниченных валютных ресурсов.
6 Институционализм.
Институционализм
- направление социально-
Представители институционализма: Торстейн Веблен -основоположник, Джон Коммонс, Генри Адамс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэсли Клэр, Гэлбрейт Джон Кеннет.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.
Отличия институционализма от других экономических школ
Список использованной литературы
Информация о работе Учение меркантилизм о роли государства в экономике