Учет финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» к финансовым вложениям относятся:
государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);
вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и независимых хозяйственных обществ);
вклады организации - товарища по договору простого товарищества;
предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитные организации, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки право требования, и пр.
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимы следующие условия: наличие документов, подтверждающих право организации на финансовые вложения;

Файлы: 1 файл

Тема 11.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

По предоставленным займам текущая  рыночная стоимость не определяется – они отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности по первоначальной стоимости. Организации разрешается  рассчитывать их оценку по дисконтированной стоимости. При этом записи в бухгалтерском  учете не выполняются.

Предоставленные другим организациям денежные и иные займы учитывают  по дебету субсчета 58–3 «Предоставленные займы» в корреспонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета» либо других счетов в зависимости от вида займа. Возврат займа отражается по дебету счета 51 либо другого счета в зависимости  от вида займа и кредиту субсчета 58–3. Отдельно отражаются суммы процентов  по займу.

Предоставленные организацией займы, обеспеченные векселями, учитываются  на субсчете 58–3 обособленно.

Следует иметь в виду, что в  соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы  организации» поступление и погашение  займа, предоставленного заемщику, т.е. поступление основной суммы займа, не признается доходами организации. К  доходам для целей бухгалтерского учета относятся только проценты, полученные за предоставление и использование  денежных средств организации (п. 7 ПБУ 9/99).

При договоре неденежного займа(заем материальных ценностей) плата за пользование соответствующим имуществом устанавливается в денежной форме, т.е. практически это тот же процент.

Суммы начисленных процентов по договору займа отражаются у заимодавца записью по дебету счета 58 «Финансовые  вложения» и кредиту счета 91 «Прочие  доходы и расходы», поступление процентов  – по дебету счета 51 и кредиту  счета 58.

У организации–заемщика суммы процентов, уплаченные организацией за пользование  займом, относятся согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам и подлежат отнесению в дебет счета 91.

Если заемщик не возвращает в  срок сумму займа, то на эту сумму  должны уплачиваться проценты, которые  определяются в соответствии с учетной  ставкой банковского процента, существующей в месте жительства (для граждан) или в месте его нахождения (для юридического лица). Суммы начисленных  штрафных санкций отражают по дебету счета 76, субсчет «Расчеты по претензиям»  и кредиту счета 91.

 

  1. Учет вкладов в совместную деятельность (вкладов по договору простого товарищества).

Гражданским кодексом РФ предусмотрена  возможность осуществления несколькими  лицами совместной предпринимательской  деятельности без образования отдельного юридического лица на основе договора простого товарищества (договора о  совместной деятельности);

 

По договору простого товарищества {договору о совместной деятельности) двое или сколько лиц (далее —  товарищи или участники) обязуются  соединить свои вклады и совместно  действовать без образования  юридического лица для извлечения прибыли  или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества могут быть только индивидуальные пред­приниматели и/или коммерческие организации.

Основой совместной деятельности является выполнение обязательств по договору просто­го товарищества (далее —  договор ПТ) между указанными выше лицами (товарищами).

Основные принципы совместной деятельности определены ГК РФ и заключаются в  следующем:

вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в  том числе день­ги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи;

вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора ПТ или фактических обстоятельств;

внесенное товарищами имущество, которым  они обладали на праве собственности, а также полученные е результате совместной деятельности продукция  и доходы признаются их общей долевой  собственностью, если иное не установлено  законом или договором ПТ;

порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью  товари­щей, определяется соглашением между ними. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело;

прибыль, полученная товарищами в  результате их совместной деятельности, распре­деляется пропорционально  стоимости их вкладов, если иное не предусмотрено договором ПТ или иным соглашением товарищей.

В соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 вклады организации-товарища по договору ПТ относят­ся к финансовым вложениям организации.

При бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением совместной деятель­ности, следует также руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2004 № 105н (далее — ПБУ 20/03).

В соответствии сл. 13 ПБУ 20/03 активы, внесенные  в счет вклада по договору о со­вместной деятельности, включаются организацией-товарищем в состав финансовых вло­жений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступле­ния договора в силу.

Финансовые вложения в виде вкладов  организации-товарища по договору ПТ отража­ются в бухгалтерском учете практически аналогично операциям, отражающим финансовые вложения организации в виде вклада в уставные капиталы других организаций.

Например, так как основные средства или нематериальные активы учитываются  в ба­лансе по остаточной стоимости, то их внесение в счет вклада по договору ПТ должно от­ражаться в составе финансовых вложений по остаточной стоимости.

Передача организацией вклада в  совместную деятельность должна быть подтверждена документально получающей стороной.

Как правило, при осуществлении  совместной деятельности ведение бухгалтерского учета общего имущества и дел  поручается одному из участвующих в  договоре ПТ юриди­ческих лиц.

Товарищ, которому поручено ведение  общих дел, действует на основании  доверенно­сти, выданной остальными участниками договора ПТ.

Имущество, внесенное участниками  договора ПТ, учитывается на отдельном балансе у товарища, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел.

Данные этого отдельного баланса  не включаются в баланс организации-товарища, ве­дущей общие дела.

Товарищ, ведущий общие дела, составляет и представляет участникам договора ПТ информацию, необходимую им для формирования отчетной, налоговой и иной документации в порядке и сроки, оговоренные договором

При этом сроки представления данной информации товарищам не должны превышать  сроки, установленные Федеральным  законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» для предоставления ими своей  бухгалтерской Отчетности.

В целях лучшего усвоений материала  по учету операций, связанных с  осуществлением договора ПТ, рассмотрим учет этих операций отдельно у организации-товарища (участни­ка) и у организации-товарища (участника), ведущей общие дела.

Правила ведения бухгалтерского учета  операций, связанных с участием в  договоре о совместной деятельности, отдельно для организаций-товарищей  и отдельно для организации-товарища, ведущей Общие Дела, установлены  в ПБУ 20/03.

 

  1. Учет резервов под обесценение финансовый вложений.

озможность создания резерва под обесценение финансовых вложений предусмотрена Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н (далее - ПБУ 19/02).

Вообще, резервы под обесценение  финансовых вложений должны нивелировать снижение стоимости финансовых вложений в бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому п.38 ПБУ 19/02 предписывает, что  в случае, если проверка на обесценение  подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует соответствующий  резерв.

Согласно п.37 ПБУ 19/02 обесценением финансовых вложений признается устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые  организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных  условиях ее деятельности.

В случае возникновения ситуации, в которой может произойти  обесценение финансовых вложений, организация  должна осуществить проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений.

Устойчивое снижение стоимости  финансовых вложений характеризуется  одновременным наличием следующих  условий:

- на отчетную дату и на  предыдущую отчетную дату учетная  стоимость существенно выше их  расчетной стоимости; 

- в течение отчетного года  расчетная стоимость финансовых  вложений существенно изменялась  исключительно в направлении  ее уменьшения;

- на отчетную дату отсутствуют  свидетельства того, что в будущем  возможно существенное повышение  расчетной стоимости данных финансовых  вложений.

После проведения проверки, в ходе которой выявлено устойчивое снижение стоимости финансовых вложений, и  принятия организацией решения о  создании резерва он создается на величину разницы между учетной  стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. При этом расчетная стоимость определяется как разница между стоимостью финансовых вложений, по которой они  отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью), и суммой их устойчивого снижения.

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря  отчетного года при наличии признаков  обесценения. Организация имеет  право производить указанную  проверку на отчетные даты промежуточной  бухгалтерской отчетности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение  результатов проверки на обесценение.

Пунктом 39 ПБУ 19/02 установлено, что  если по результатам проверки на обесценение  финансовых вложений выявляется дальнейшее снижение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва  под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его  увеличения и уменьшения финансового  результата (в составе операционных расходов), и наоборот, если по результатам  проверки на обесценение финансовых вложений выявляется повышение их расчетной  стоимости, то сумма ранее созданного резерва корректируется в сторону его уменьшения и увеличения финансового результата (в составе операционных доходов).

Если на основе имеющейся информации организация делает вывод о том, что финансовое вложение более не удовлетворяет критериям устойчивого  существенного снижения стоимости, а также при выбытии финансовых вложений, расчетная стоимость которых  вошла в расчет резерва под  обесценение финансовых вложений, сумма  ранее созданного резерва по указанным  финансовым вложениям относится  на финансовые результаты организации (в составе операционных доходов) в конце года или того отчетного периода, когда произошло выбытие указанных финансовых вложений.

Подведем итог вышесказанному и  определим основные условия и  порядок создания резерва:

- возможность создания резерва  должна быть закреплена в учетной  политике;

- резерв создается только по  финансовым вложениям, по которым  не определяется их текущая  рыночная стоимость; 

- резерв создается, если имеется  устойчивое снижение стоимости  финансовых вложений;

- устойчивое снижение определяется  на основании проверки;

- организацией должно быть обеспечено  подтверждение результатов проверки;

- организацией самостоятельно  определяется расчетная стоимость  финансовых вложений как разница  между учетной стоимостью и  суммой снижения;

- производится непосредственно  расчет резерва (учетная стоимость  минус расчетная).

Для обобщения информации о наличии  и движении резервов под обесценение  финансовых вложений организации в  Плане счетов предусмотрен счет 59 "Резервы  под обесценение финансовых вложений".

Образование резерва отражается по дебету счета 91 и кредиту счета 59. Аналогичная запись делается при  увеличении величины указанных резервов.

При уменьшении величины созданных  резервов, а также выбытии финансовых вложений, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится обратная запись:

Дебет 59 Кредит 91

Аналитический учет по счету 59 ведется  по каждому резерву и по каждой группе финансовых вложений.

Согласно п.42 ПБУ 19/02 в бухгалтерской  отчетности подлежат раскрытию с  учетом требования существенности данные о резерве под обесценение  финансовых вложений с указанием:

- вида финансовых вложений;

- величины резерва, созданного  в отчетном году;

- величины резерва, признанного  операционным доходом отчетного  периода; 

Информация о работе Учет финансовых вложений