Учет и классификация основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Особое место в системе бухгалтерского учета занимают вопросы, связанные с состоянием основных средств. Неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину, но и вызвать:
неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), следовательно, доходности, рентабельности и прибыли;
искажение сумм причитающегося налога как с имущества, так и с прибыли;
неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;
неверное исчисление ряда технико-экономических показателей, характеризующих использование основных средств: износ, коэффициенты выбытия и поступления, широко применяемые показатели эффективности: фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность, неверно будет исчисляться и эффективность вложений в необоротные активы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные средства, как объект бухгалтерского учёта…………………......4
1.1 Понятия оценка и классификация основных средств..........4
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств.....10
Глава 2.Организация бухгалтерского учета основных средств.....11
2.1 Учет поступления и выбытия основных средств...............11
2.2 Инвентаризация основных средств...........................17
2.3 Переоценка основных средств...............................20
Глава3. Амортизация основных средств...........................24
3.1 Амортизация и амортизационные отчисления..................24
3.2 Общие правила амортизации.................................26
3.3 Срок полезного использования..............................27
3.4 Способы начисления амортизации............................29
Заключение....................................................31
Список использованной литературы..............................32

Файлы: 1 файл

курсовая работа -фин.учет.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Если объекты  основных средств получены безвозмездно, то их первоначальная стоимость определяется исходя из текущей рыночной цены на дату принятия к бухгалтерскому учету  в качестве вложений во внеоборотные активы.

В первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств включаются затраты по доставке, оплата консультационных, информационных услуг, вознаграждения посредникам и другие фактические затраты, связанные с получением основного средства по договору дарения.

Если объекты  основных средств были получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами (по договорам мены), то их оценивают исходя из стоимости имущества, на которое они были обменены. При этом имеется в виду такая стоимость, по которой в обычных условиях организация реализовала бы это имущество.

Если невозможно установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных по договору мены, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах организация приобрела бы аналогичные объекты.

Вместе с тем  в первоначальную стоимость объектов основных средств, полученных по договорам  мены, включаются расходы по доставке, оплата консультационных, информационных услуг, вознаграждения посредникам и другие фактические затраты, связанные с получением основного средства.

Неучтенные объекты  основных средств, обнаруженные при  инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Излишки основных средств отражаются по дебету счета 01 в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы".

При переходе арендованного  предприятия после выкупа в собственность  арендатора объекты основных средств  принимаются к учету по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды.

Первоначальная  стоимость основных средств не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством.

8

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств  допускается в следующих случаях:

- достройка,  дооборудование;

- модернизация;

- реконструкция;

- частичная ликвидация;

- переоценка. [3]

С течением времени  первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости  аналогичных основных средств, приобретаемых  или производимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения коммерческая организация не чаще одного раза в год (на начало отчетного финансового года) может осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.

При принятии решения о переоценке основных средств следует иметь в виду, что в последующем они должны переоцениваться регулярно.

Восстановительная стоимость – это стоимость  воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и т. д.).

Переоценка осуществляется организацией самостоятельно по группам  однородных объектов основных средств  путем индексации или прямого  пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам или путем привлечения  экспертов.

Одновременно  с переоценкой первоначальной стоимости основного средства должна производиться переоценка накопленной амортизации в той же пропорции.

То есть при  увеличении стоимости основного  средства на 20 % на столько же должна быть увеличена накопленная амортизация по этому основному средству. Степень же изношенности основного средства остается неизменной.[10]

Остаточная стоимость- это стоимость ,по которой объект отражается в бухгалтерском балансе. Она исчисляется путем вычитания  из первоначальной стоимости объекта  суммы его износа за период эксплуатации.[5]

 

 

      

 

 

 

 

 

9

 

 

     1.2 Первичная документация по учету основных средств

 
Для целей бухгалтерского учета  организация должна использовать при  документировании операций с основными  средствами формы первичной документации, утвержденные Постановлением от 21.01.2003 N 7. В соответствии с данным постановлением организации обязаны применять следующие первичные учетные документы для оформления операций по движению основных средств:

1.акт (накладная)  приемки – для передачи основных средств по форме №ОС–1 для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;

2.акт приемки–сдачи  отремонтированных, реконструируемых  и модернизированных объектов  по форме № ОС–3 для оформления  операций по передаче в ремонт  и приемке из ремонта основных средств;

3.акт на списание  основных средств по форме  № ОС–4 для оформления операций  по ликвидации основных средcтв (кроме автотранспорта);

4.акт на списание  автотранспортных средств по  форме № ОС–4а для оформления  операций по ликвидации автотранспорта;

5.инвентарная  карточка учета основных средств  по форме № ОС–6 для аналитического  учета основных средств;

6.акт о приемке  оборудования по форме № ОС–14 для оформления принятого на  учет оборудования, предназначенного  для капитального строительства;

7.акт приемки  – передачи оборудования в  монтаж по форме № ОС–15 для  оформления операций по сдаче  оборудования, требующего монтажа,  строительным организациям;

8.акт о выявленных  дефектах оборудования по форме  № ОС–16 для оформления приемки  оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    10

 

  Глава  2.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 
   2.1   Учет поступления и выбытия основных средств  

Основные средства могут поступить на предприятие  одним из следующих способов:

1. Путем приобретения  за плату или в обмен на  другое имущество;

2. Могут быть  сооружены и изготовлены;

3. Могут быть  внесены учредителями как вклад  в уставный капитал;

4.Путем безвозмездного  получения;

5.Путем получения  от других подразделений своего  предприятия

6.В других  случаях. [2]

Большую часть  основных средств организация приобретает за деньги у поставщиков на основании договоров купли-продажи или договоров поставки.

Источником для  приобретения, сооружения, изготовления объектов основных средств являются капитальные вложения. Капитальные  вложения - это совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций организации, связанных с приобретением, сооружением, реконструкцией и модернизаций основных средств.

Вся информация о поступлении основных средств  в организацию сначала отражается на счете 08, к которому могут быть открыты следующие субсчета:

08-1 "Приобретение  земельных участков";

08-2 "Приобретение  объектов природопользования";

08-3 "Строительство  объектов основных средств";

08-4 "Приобретение  объектов основных средств";

08-5 "Приобретение  нематериальных активов";

08-6 "Перевод  молодняка животных в основное  стадо";

08-7 "Приобретение  взрослых животных";

08-8 "Выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ".

Счет 08 - активный, сальдо дебетовое, показывает величину вложений в незавершенное строительство, незаконченные операции по приобретению основных средств и других внеоборотных активов.

 

11

По дебету счета 08 отражают сумму фактических затрат на приобретение основных средств, строительство (создание), включаемых в первоначальную стоимость. Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, оформленных в установленном порядке, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01. При этом делается запись: Д-т 01 К-т 08-3 (08-4) - отражена постановка на учет основного средства по первоначальной стоимости. При приобретении объектов основных средств, не требующих монтажа, в учете делают следующие записи: Д-т 08-4 К-т 60 - отражается покупная стоимость основного средства без НДС; Д-т 19-1 К-т 60 - отражается сумма "входного" НДС согласно счету-фактуре поставщика. счет-фактура - это документ, который служит основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету.

По дебету счета 08, субсчет "Приобретение объектов основных средств", отражаются также иные затраты, связанные с покупкой основного средства: на его доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно к использованию, на оплату консультационных, информационных услуг, погрузочно-разгрузочных работ и др.[15] Выбытие основных средств

Выбытие основных средств имеет место в следующих случаях:

- продажи;

- списания или  ликвидации;

- передачи в  виде вклада в уставный капитал  других организаций;

- безвозмездной  передачи;

- по другим  причинам.[2]

Для целей бухгалтерского учета доходы и расходы по операциям  выбытия основных средств отражаются в составе прочих доходов и расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место . [2] Согласно Плану счетов прочие доходы и расходы отражаются с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".[1] При любом способе выбытия основных средств сначала делают записи по списанию стоимости объекта с учета. При этом бухгалтер оформляет акт приема-передачи объекта основных средств по форме N ОС-1 (N N ОС-1а, ОС-1б). На основании данных акта делаются соответствующие записи в инвентарной карточке форм N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б. При списании объектов основных средств из-за их непригодности к дальнейшему использованию оформляют акт о списании объекта основных средств, используя формы N N ОС-4, ОС-4а, ОС-4б. Для обобщения информации о выбывающем объекте основных средств к счету 01 открывается специальный субсчет "Выбытие основных средств", в дебет которого списывают первоначальную стоимость выбывающего объекта в корреспонденции со счетом 01, субсчет "Собственные основные средства". Накопленная к моменту выбытия амортизация списывается в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетом 01, субсчет "Выбытие основных средств". [10]

12

 

Учет основных средств организуется централизованно  в бухгалтерии предприятия по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями, относящимся к данному объекту. Инвентарный номер является единицей учета основных средств. Обязательные реквизиты инвентарных карточек - наименование объекта, его инвентарный номер, завод-изготовитель, номер акта и дата приема, первоначальная стоимость, источник приобретения, краткая характеристика и др. Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту присваивается инвентарный номер при принятии его к учету, который наносится на объект, и сохраняется на весь период нахождения объекта на данном предприятии. В случае выбытия объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам. Аналитический учет основных средств ведется в бухгалтерии на карточках инвентарного учета основных средств ( ОС-6). Они открываются в бухгалтерии на основании формы ОС-1 на каждый объект. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия бухгалтерией инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех предприятия по месту эксплуатации. Форма ОС-1 составляется двумя сторонами - принимающей объект и передающей, с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия оформляет его бухгалтерской записью, т. е. Указывает корреспонденцию счетов на первоначальную стоимость и на сумму износа.

Учет основных средств организуют так, чтобы можно  было установить их наличие по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения. Это обеспечивается аналитическим учетом основных средств на карточках, открываемых для каждого инвентарного объекта, и синтетическим учетом в целом по счету 01 "Основные средства".

В организациях, имеющих небольшое число объектов основных средств, разрешается вести  учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объекте. За каждым объектом закрепляется ответственное лицо. Инвентарные карточки и инвентарные книги заполняются на основе первичных документов, технических паспортов. Затем инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, записи в которые производятся по классификационным группам основных средств. В описи для каждого вида основных средств отведен раздел, определенный серией инвентарных номеров. Зарегистрированные в описи карточки помещают в картотеку основных средств, где их группируют по отраслевым классификационным группам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации и видам. Карточки недействующих основных средств группируют отдельно. Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем ее изымают из картотеки.

13

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей  до конца месяца не раскладывают, а  хранят отдельно. Это необходимо для того, чтобы на основе этих карточек можно было составить расчеты амортизации. По окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам. Обороты по поступлению и выбытию по каждому виду суммируются и записываются в карточку учета движения основных средств.

Карточки открывают  в начале января на текущий год. Сначала  в них указывают их наличие  на 1 января. Затем ежемесячно после  записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие основных средств  на первое число следующего месяца. По данным карточек составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой сверяют с итогами Главной книги и на их основании составляют отчетность о наличии и движении основных средств.

Передачу основных средств  другим предприятиям оформляют формой ОС-1. На ее основании осуществляют запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карт.

В случае получения  объекта от других подразделений  своего предприятия карточка инвентарного учета перемещается в картотеке в ячейку, где размещены карточки цеха-получателя.[6]

Информация о работе Учет и классификация основных средств