Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 03:25, контрольная работа
Согласно ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, - наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (менее тяжкое преступление).
Вариант 2
1. Уклонение от уплаты сумм налогов и сборов (уголовно-правовая характеристика, криминалистическое обеспечение расследования).
Согласно ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, - наказывается штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (менее тяжкое преступление). То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (тяжкое преступление).
Состав рассматриваемого преступления является единым составом преступления с альтернативными признаками, помещенными в целях дифференциации уголовной ответственности в двух частях данной статьи и характеризующими размер ущерба.
Среди объектов налогообложения в анализируемой статье названы прибыль и доход. Как указанные, так и иные объекты налогообложения (добавленная стоимость, недвижимость и др.) предусмотрены специальными законами (например, Законы Республики Беларусь «О платежах за землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах», «О налоге на недвижимость», «О дорожных фондах в Республики Беларусь» и другие).
Наряду с республиканскими, общегосударственными налогами законодательство республики предусматривает взимание с налогоплательщика местных налогов (например, налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Советом Министров Республики Беларусь (молоко, молочные продукты, мясо и так далее), налог на рекламу и другие).
Областные, Минский городской Советы депутатов и Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
С объективной стороны
Для выполнения состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из указанных действий (бездействия) при обязательном условии причинения им ущерба в крупном (ч.1 ст.243) или особо крупном (ч.2 ст.243) размере.
Под налогом понимается «обязательный
индивидуально безвозмездный
Сбор - это «обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (см. п. 2 ст. 6 Налогового Кодекса Республики Беларусь).
Под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (см. ст. 41 Налогового Кодекса Республики Беларусь).
Налоговая декларация (расчет) - это письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины) - ст. 63 Налогового Кодекса Республики Беларусь.
Ущерб в смысле ст. 243 - это:
- сумма налога, сбора, не уплаченных виновным вследствие сокрытия или умышленного занижения одного объекта, с которого их надлежало уплатить;
- совокупная сумма налога, сбора, не уплаченных виновным вследствие сокрытия или умышленного занижения нескольких объектов, с которых их надлежало уплатить;
- сумма налога, сбора, не уплаченных виновным вследствие уклонения от подачи налоговой декларации (расчета);
- сумма налога, сбора, не уплаченных виновным вследствие внесения в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений.
Размер ущерба определяется посредством деления суммы неуплаченных налогов, сборов на величину БВ на день совершения преступления.
Состав преступления: материальный. Преступление признается оконченным с момента причинения ущерба в крупном или особо крупном размере, то есть с момента фактической неуплаты налогов, сборов в указанном размере в сроки, установленные налоговым законодательством.
Рассматривая субъективную сторону данного преступления можно отметить, что вина будет умышленной с прямым умыслом.
Обязательным признаком данного преступления является цель: уклониться от уплаты налогов, сборов вовсе, а не на какое-то время (например, не является преступлением, предусмотренным ст. 243, умышленная неуплата налогов, сборов посредством сокрытия или занижения налоговой базы либо внесения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию, совершенная в данном налоговом периоде, с целью получения за счет неуплаченных налогов, сборов недостающих оборотных средств и использования их в хозяйственном обороте, и последующего восстановления действительной налоговой базы и полной уплаты налогов, сборов в последующем налоговом периоде).
Предметом посягательства при уклонении от уплаты налогов являются денежные средства, подлежащие перечислению в федеральный, и/или региональный, и/или местный бюджеты или в бюджеты государственных внебюджетных фондов как установленный законом обязательный индивидуально безвозмездный платеж для формирования доходной части этих бюджетов с целью финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований и выполнения возложенных на них функций и задач.
Криминалистическое
Таким образом, для плодотворной работы сотрудников органов финансовых расследований, органов МВД и иных лиц, проводящих расследование преступления в области уклонения от уплаты налогов и сборов, в первую очередь имеется необходимость обеспечения их необходимой литературой, методическими рекомендациями, а также материальное их обеспечение. Так, например, для выезда на место совершения преступления (в данном случае имеется в виду место нахождения организации или налогового органа), работнику необходим транспорт. При расследовании данного вида преступлений часто возникает необходимость привлечения аудиторской проверки. Для проверки с целью определения наличия факта преступления требуется предоставление доступа к бухгалтерским и иным документам, наличие специальных знаний. Зачастую неимение материальной базы или соответствующих знаний может стать серьезным препятствием в расследовании преступлений в области уклонения от уплаты налогов и сборов в государственную казну.
2. Сокрытие экономической несостоятельности (банкротства) (уголовно-правовая характеристика, криминалистическое обеспечение расследования).
Внешним проявлением нормального
функционирования юридического лица и
индивидуального
Согласно ст. 239 Уголовного кодекса Республики Беларусь сокрытие неплатежеспособности индивидуального предпринимателя или юридического лица, имеющей или приобретающей устойчивый характер, совершенное этим индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным способом, повлекшее причинение ущерба кредитору (кредиторам) в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Из приведенного определения можно установить следующее:
- во-первых, должник является несостоятельным;
- во вторых, этот факт должен им скрываться;
- в третьих, список способов сокрытия не является исчерпывающим.
Итак, под объектом данного преступления понимаются закрепленные в законе общественные отношения регулирующие порядок предоставления субсидий, субвенций, дотаций, кредитов либо льгот по налогам.
Объективная сторона состава данного преступления заключается в том, что лицом официально представляется в орган, уполномоченный выдавать кредиты и субсидии заведомо ложная информация. В этой связи интерес представляют два момента:
- во-первых, информация должна быть заведомо ложной и лицо, которое ее представляет, должно это осознавать до того момента, когда оно передаст ее по принадлежности;
- во-вторых, представление этой информации должно преследовать цель получения кредитов и льгот по налогам.
Необходимо также оговориться, что Законом не определено, в каком виде должна предоставляться информация и в какой орган она должна быть представлена, однако исходя из круга общественных отношений, в области которых будет совершаться данное преступление, можно сделать вывод, что она будет всегда иметь письменную форму, а по содержанию отличаться в зависимости от органа, куда будет представлена, - банк, налоговый или иной орган, а это будет зависеть в свою очередь от того, для получения каких видов финансовых выплат она направлена. Письменной формой документа и будет как раз определяться круг лиц причастных к совершению данного преступления, хотя есть ряд моментов, которые при этом необходимо иметь в виду. То есть, все документы, представляемые от имени любого из субъектов предпринимательства, будут завизированы как минимум подписью руководителя. И это при том, что в таком документе как, например, баланс, он может разбираться не достаточно полно, если вообще что-нибудь понимать. Для этого, собственно, и принимается на работу специалист-бухгалтер, который и должен, в принципе, нести полную ответственность за подготовленный им документ. Однако, как показывает практика, не всегда получается совсем так, и за предоставление информации такого рода отвечать приходится и тому и другому. Правда, один из постулатов уголовного права, именуемый презумпцией невиновности, гласит, что человек считается невиновным, пока его виновность не доказана вступившим в законную силу приговором суда. И поскольку данное преступление можно совершить только с прямым умыслом, то это значит, что лицо, представившее информацию должно знать о ее недостоверности и, несмотря на это представить ее в соответствующий орган. Это обстоятельство должно быть подтверждено доказательствами, помимо пояснений самого привлекаемого к ответственности.
Возможны ситуации, когда лицо, готовящее такую информацию, хотя и знает о ее недостоверности, однако не догадывается о возможности ее использования для других целей (например, тот же бухгалтер), тогда оно должно нести ответственность самостоятельно, в пределах допущенных нарушений. В случае представления документов для получения кредита в банке возможны ситуации, когда соучастником данного преступления будет выступать и нотариус, когда он заверит документы на право собственности имущества на самом деле не принадлежащего лицу, которое выступает в качестве гаранта для возвращения кредита, однако при этом он должен знать цель совершаемых действий.
Под субъектом данного преступления понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Субъективная сторона
Сокрытие экономической
При подготовке заведомо ложных документов для целей сокрытия банкротства или получения кредитов или налоговых льгот возможны случаи, когда будут привлекаться к ответственности в качестве соучастников не только должностные лица субъекта предпринимательства, но и другие лица. Например, при представлении вместе с не соответствующими действительности документами о деятельности субъекта предпринимательства заключения аудитора, последний может выступать как соучастник данного преступления, или как лицо допустившее самостоятельные нарушения. В первом случае он может быть в сговоре с лицом, готовящим документы для соответствующих целей и знать о них, а во втором не быть посвященным для чего нужно его заключение содержащее недостоверную информацию. При этом необходимо иметь в виду, что заключение аудитора не является документом, подтверждающим финансовую стабильность субъекта предпринимательства, а лишь подтверждает соответствие отражения в отчетных документах финансовой деятельности субъекта предпринимательства действующему законодательству. Исходные же данные о самой деятельности аудитором не проверяются.
Криминалистическое
Информация о работе Уклонение от уплаты сумм налогов и сборов