Управленческий учет, его цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

В данной своей работе, а именно в её первой части мной будет сделано небольшое введение в учет затрат, рассмотрена основная классификация затрат, определены основные статьи затрат, исследовано их поведение, распределение затрат и калькуляция себестоимости. Будет представлено планирование как одна из важнейших функций управления, описаны два основных типа деятельности по планированию, которые являются частью процесса управленческого контроля - программирование и разработка смет (бюджетов). Коротко остановлюсь на проблеме нормативного учета, анализе отклонений, системе «стандарт - кост» и процессе принятия решений как таковом; а также рассмотрю понятие экономической эффективности. Это все будет в первой части моей работы, которая посвящена теоретическим аспектам управленческого учета.

Содержание работы

Глава1. Теоретические аспекты управленческого учета
1.1 Сущность и организация управленческого учёта
1.2 Классификация и поведение затрат. Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции
1.3 Планирование
1.4 Нормативный учет и анализ отклонений. Система «стандарт- кост»
1.5 Анализ эффективности деятельности организации
Глава 2. Практические и организационные аспекты управленческого учета
2.1 Экономический анализ как база принятия управленческих решений
2.2 Использование данных бухгалтерского учета и отчетности для принятия краткосрочных решений и оперативного управления
2.3 Бухгалтерские информационные системы и компьютерные технологии
2.4 Основные направления и задачи внедрения управленческого учета в России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач (1).doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Планирование

 

Данные о затратах играют ключевую роль во многих управленческих решениях.

 

Рис.2

Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

Организации составляют планы двух основных типов: 1) программные, охватывающие несколько лет и  включающие основные программы; 2) бюджетные, которые разрабатываются, как правило, на один последующий год. Утвержденные программы являются основой для подготовки годового бюджета. Программы «заглядывают» на несколько лет вперед, а бюджет, как правило, рассчитывается на один, следующий год.

 

 

 

 

 

 

1.4 Нормативный учет и анализ отклонений. Система «стандарт- кост»

 

Система «стандарт-кост» - инструмент управления для планирования затрат и контроля за ними. Она может  использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования  себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не фактические. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты - объем - прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной системе основу для контроля бюджетов.

Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки деятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюджетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реальных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями.

Нормативные затраты  представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые  обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

• прямые материальные затраты;

• прямые затраты труда;

• общепроизводственные расходы.

Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную  концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все данные о фактических производственных затратах замещаются нормативными (стандартными) значениями. Если обнаруживается отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхождения.

1.5 Анализ эффективности  деятельности организации

 

Эффективность можно  рассматривать с самых различных  сторон: с точки зрения формирования затрат, планирования объема производства, прибыли и др. Однако анализ поведения  затрат, методов их распределения; составление  и контроль выполнения бюджетов; калькулирование себестоимости изделий и продукта; определение критической точки производства и реализации продукции - все это этапы достижения и анализа общей эффективности деятельности организации, функционирующей как единое целое.

Анализ общей эффективности хозяйственной деятельности организации - прерогатива ее высшего управленческого звена. Эффективность (неэффективность) частных управленческих решений, связанных, например, с определением цены продукта, размера партии закупок сырья и материалов или поставок продукции, заменой оборудования или технологии, должны пройти оценку с точки зрения общего успеха организации, характера ее экономического роста и роста общей эффективности. В этой связи важно определить аспекты эффективности и интенсификации производства, провести сравнительную оценку вариантов экономического развития организации.

Эффективность измеряется отношением объема продукции к авансированному  капиталу и отношением объема продукции  к потребленному капиталу (затратам организации). Ее уровень определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов - экстенсивных и интенсивных.

Теоретической базой  анализа эффективности является взаимосвязь факторов, источников и  конечных результатов повышения  эффективности хозяйственной деятельности, а также схема (модель) формирования обобщающих показателей деятельности организации в условиях рыночной экономики.

Оценка общей эффективности  работы организации осуществляется по годовым итогам ее деятельности. В качестве исходных данных рассматриваются показатели выпуска продукции в сопоставимых ценах, численность персонала основной деятельности, стоимость основных производственных фондов и оборотных средств, а также материальные затраты и расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды.

Сравнительная эффективность  работы организации измеряется сопоставлением фактических данных с данными, принимаемыми за базовый уровень. Для оценки эффективности  и способов ее достижения используется методика анализа, состоящая из 5 расчетов: динамики качественных показателей использования ресурсов; соотношения прироста ресурсов в расчете на 1% прироста объема производства; доли влияния интенсивности на прирост объема производства продукции; относительной экономии ресурсов; комплексной оценки всесторонней интенсификации производства.

Особого внимания требуют  методика комплексной оценки эффективности  деятельности организации, факторный  анализ интенсификации и изучение взаимосвязей между степенью использования ресурсов и конечными результатами деятельности организации.

Результаты анализа  способствуют росту осведомленности  администрации организации и  других пользователей экономической  информации - субъектов анализа - о состоянии интересующих их объектов. Цели субъектов анализа могут быть различными, но главная - получение небольшого числа ключевых показателей, позволяющих дать точную оценку текущего состояния объекта и перспектив его развития.

Субъектами анализа выступают  прежде всего внешние и внутренние пользователи информации, непосредственно  заинтересованные в результатах деятельности организации, собственники средств организации; заимодавцы (банки и прочие); поставщики; клиенты (покупатели): налоговые органы; персонал и руководство организаций. Информационная база комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности организации приведена на схеме:

 

Рис.3

Необходимое информационное обеспечение  определяется задачами и содержанием  анализа. Для анализа используют проектную, техническую и экономическую  информацию, как правило, уже содержащуюся в типовой отчетности или во внутризаводской документации. Окончательно результаты анализа оформляют в виде аналитических записок, в которые входят текстовая часть и необходимые таблицы.

 

 

 

2. Практические и организационные аспекты управленческого учета

2.1 Экономический анализ как база принятия управленческих решений

 

В практике учета применяются два варианта связи между управленческой и финансовой бухгалтерией. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами говорят об интегрированной (монистической, однокруговой) системе учета в организации.

Цели и задачи управленческой бухгалтерии отличны от целей  и задач финансовой бухгалтерии  вне зависимости от варианта связи  между ними. Существует много вариантов  организации управленческой бухгалтерии  по системе «директ-костинг» на счетах бухгалтерского учета и ее связи с финансовой бухгалтерией.

В настоящее время  механизм развития народного хозяйства  России радикально меняется. Разрушаются  производственно-ведомственные системы  и хозяйственные отношения, определявшие потоки распределения ресурсов и продукции. На первый план выдвигается задача конструирования новой системы регулирования общественного производства, соответствующей новым условиям хозяйствования. И хотя формирование экономических отношений рыночного типа не может быть просто скопировано из систем экономического регулирования развитых стран, а должно происходить с учетом особенностей современного экономического состояния России, основные принципы рыночной экономики остаются едиными для всего мирового рыночного хозяйства.

Мировой опыт доказал жизненность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. В новых условиях решения об объеме производства, цене, доходах и прибыли в значительной мере определяются конкурентной структурой рынка

Большая часть промышленных организаций работает в условиях монополистической конкуренции  с дифференциацией продукта и олигополии. Это характерно и для российской промышленности.

Коммерческая организация  основное звено народного хозяйства, поставляющее продукцию как производственно-технического назначения, так и народного потребления, оказывающее услуги населению и обществу в целом. Хозяйственный механизм предприятия включает следующие элементы: систему экономических отношений предприятия; систему управления предприятием, организационно-правовые формы его деятельности; систему информационного обеспечения управления этой деятельностью. Система экономических отношений коммерческого предприятия строится на принципах рыночной экономики, правовых нормах организации хозяйственной деятельности и системы налогообложения.

Средством характеристики экономики предприятия является ведение счетов. Бухгалтерию называют языком бизнеса. А основным ее требованием является бережливость. Это требование обусловлено противоречием между ростом потребностей человека и ограниченностью ресурсов. Удовлетворить это требование можно, принимая альтернативные решения, которые призвана готовить бухгалтерия, особенно в части ведения управленческого учета.

В процессе хозяйственной  деятельности коммерческое предприятие  выполняет три основные функции: снабжение, производство и продажа (сбыт) продукции. Процесс хозяйственной деятельности отражается в денежном процессе, или кругообороте финансовых ресурсов, который фиксируется при помощи бухгалтерского учета. Основные этапы бухгалтерского учета, отражающие экономические циклы на коммерческом предприятии. следующие:

• учет заготовления материальных ресурсов;

• учет производства, учет складских запасов (остатков готовой  продукции);

• учет реализации (продажи) с вытекающими отсюда расчетными отношениями.

Рассматривая современное  предприятие как производственную систему, можно разделить все протекающие в ней процессы на вещественные, непосредственно реализующие цели системы по производству продукции, и информационные, назначение которых заключается в целенаправленном управлении вещественными процессами.

При разработке перспективы  для предприятия проводят анализ динамики показателей хозяйственной  деятельности, выявляют объективные  закономерности (тенденции) развития хозяйственных  процессов, определяют возможные результаты хозяйственного развития и способы их достижения, оценивают реалистичность тех или иных хозяйственных решений.

Управленческий учет и отчетность являются важнейшей  базой управленческого анализа. Исследование производства с позиций  управления начинается с рассмотрения его как системы, состоящей из управляющей и управляемой частей (подсистем). Между управляющей и управляемой частями системы управления существуют многосторонние информационные связи и отношения, которые требуют постоянного согласования.

Процесс выработки и  принятия управленческого решения относится к наиболее трудоемкой и ответственной части управленческого труда. Основное его содержание - сбор, хранение, передача и анализ данных о хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ является основным инструментом обоснования управленческих решений. Данные, поставляемые системой учета, представляют собой всего лишь «сырую» информацию и в большинстве случаев требуют специальной обработки для осмысления ее содержания, оценки хозяйственной ситуации, выработки тактических и стратегических решений. Такая обработка осуществляется приемами экономического анализа. Цели и содержание приемов экономического анализа всецело зависят от целей и содержания функций управления предприятием

Экономический анализ представляет собой объективно необходимый элемент управления производством и, как я уже говорил, является этапом управленческой деятельности. При помощи экономического анализа познается сущность хозяйственных процессов, оценивается хозяйственная ситуация, выявляются резервы производства и подготавливаются научно обоснованные решения для планирования и управления. Многообразие функций экономического анализа в системе управления производством порождает многообразие его целей и задач, содержания, методов и организационных форм (см. Приложение 2).

В соответствии с функциями  управления различают следующие  виды экономического анализа: народнохозяйственный анализ, отраслевой анализ, анализ объединений, предприятий, анализ производства, сбыта, снабжения и т.д.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ; оперативный анализ; текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Развитие рыночных отношений  и новых методов хозяйствования. основанных на различных формах собственности, вызывает необходимость комплексного системного анализа экономики предприятия.

Информация о работе Управленческий учет, его цели и задачи