Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:33, контрольная работа
Дивидендная политика это - принятие решений о том, выплачивать ли заработанные средства в виде дивидендов или оставлять их и реинвестировать в активы фирмы. Дивидендная политика имеет три ключевых элемента.
Реинвестируемая часть прибыли - внутренний источник финансирования деятельности предприятия, поэтому дивидендная политика определяет размер привлекаемых предприятием внешних источников финансирования. Реинвестирование прибыли – более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. Реинвестированная прибыль позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций.
Дивиденды или доход от прироста капитала - предпочтения инвестора
Теории предпочтительности дивидендов
Формирование дивидендной политики
Стабильность дивидендов
Выкуп акций. Выплаты дивидендов акциями и дробление акций
УПРАВЛЕНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКОЙ
1.Дивиденды или доход от прироста капитала - предпочтения инвестора
Дивидендная политика это - принятие решений о том, выплачивать ли заработанные средства в виде дивидендов или оставлять их и реинвестировать в активы фирмы. Дивидендная политика имеет три ключевых элемента.
1. Какая
часть прибыли должна быть
выплачена в течение
2. Должна
ли фирма поддерживать
3. Какое количество денежных средств должна фирма выплачивать в виде текущих дивидендов?
Основная задача финансового менеджера – оптимизировать пропорции между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости фирмы.
Рассмотрим более детально эти части.
Реинвестируемая часть прибыли - внутренний источник финансирования деятельности предприятия, поэтому дивидендная политика определяет размер привлекаемых предприятием внешних источников финансирования. Реинвестирование прибыли – более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. Реинвестированная прибыль позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций.
Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако на предприятиях другой организационно-правовой формы также распределяют прибыль, в этом случае меняется только терминология — вместо «акция» и «дивиденд» используют термины «пай», «вклад» и «прибыль на вклад», способ же выплаты доходов собственникам остается таким же. Таким образом, термин «дивидендная политика», а также методы распределения прибыли с помощью дивидендных выплат применимы к предприятиям любой организационно-правовой формы деятельности.
На практике оптимальная доля дивидендов — это функция четырех факторов:
Последние три фактора объединяются в так называемую модель выплаты дивидендов по остаточному принципу, согласно которой любая фирма, определяя свою целевую долю дивидендов в прибыли, осуществляет следующие операции:
1) определяет
оптимальный бюджет
2) определяет
сумму акционерного капитала, необходимого
для финансирования этого
3) осуществляет
максимально возможное
4) выплачивает
дивиденды только в том случае,
если полученная прибыль
Факторы, характеризующие
инвестиционные возможности предприятия:
Факторы, характеризующие возможность привлечения заемного капитала:
2.Теории предпочтительности дивидендов
Теоретические подходы, объясняющие влияние дивидендной политики на рыночную стоимость предприятия:
1) теория иррелевантности дивидендов (теория нерелевантности дивидендов Ф. Модильяни и М.Миллер) - которая основана на том, политика выплаты дивидендов не влияет на увеличение цены акций фирмы или цену капитала.
2) теория «синицы в руках» (теория предпочтения дивидендных выплат - У.Гордон, Дж. Линтнер), где обоснована позиция акционеров иметь высокий дивиденд в настоящий момент, чем доход от прироста капитала, ожидаемого за счет нераспределенной прибыли.
3) теория налоговой дифференциации (теория налоговых асимметрий – Р. Литценбергер и К. Рамасвами) основанной на налоговых эффектах.
Теория нерелевантности дивидендов. Как и в случае со структурой капитала Модильяни и Миллер исследовали взаимосвязь дивидендной политики и стоимости фирмы в идеальных условиях, предполагающих:
- совершенствование рынков;
- безразличность выбора между дивидендами или доходом от прироста капитала;
- независимость инвестиционной политики фирмы от финансовой, экономической и др.
Исходя из этих допущений, Модильяни и Миллер показали, что инвесторов в условиях совершенного рынка будет интересовать только общая доходность, а не ее конкретные формы. Таким образом, любая дивидендная политика будет приводить к одинаковым результатам. Поэтому на совершенном рынке дивидендная политика не влияет на стоимость фирмы и благосостояние собственников.
Теория предпочтения дивидендов ( «синицы в руках».)
Противоположная точка зрения базируется на фундаментальном подходе к оценке акций, согласно которому их стоимость определяется потоком будущих дивидендных выплат.
Более того, на практике форма получения дохода также небезразлична инвесторам. Поскольку получение дохода в форме прироста стоимости капитала связано со значительным риском и объем дохода невозможно прогнозировать инвесторы в общем случае должны предпочитать высокий уровень текущих дивидендных выплат, т. е. «синицу в руки». При этом продажа акций на рынке для получения текущего дохода в соответствии с теорией Модльяни-М. для инвестора гораздо менее привлекательна, поскольку связана с транзакционными издержками, риском неблагоприятной конъюнктуры цен и низкой ликвидности, наконец, с потерей ценного актива, способного приносить доход в будущем. Подобный консерватизм в отношении дивидендов и способа их выплат характерен для основной массы акционеров большинства зарубежных корпораций практически во всем мире, а также многих типов институциональных инвесторов.
Теория налоговой дифференциации.
При получении дивиденды подлежат немедленному налогообложению, в то время как налог на прирост капитала уплачивается только при продаже акций, долей, паев. Таким образом, налог на прирост капитала теоретически может быть отсрочен до бесконечности.
С учетом данного факта Р. Литценбергер и К. Рамасвами предложили теорию, основанную на налоговых эффектах. По их мнению, когда дивиденды облагаются более высокими налогами, чем прирост капитала, фирмы должны выплачивать самые низкие денежные дивиденды, которые они могут себе позволить. Имеющиеся денежные средства должны сохраняться и реинвестироваться или же использоватъся для выкупа акций.
Следует отметить, что в настоящее время во многих странах налог на дивиденды и на прирост капитала выплачивается по одной или близким по величине ставкам.
3.Формирование дивидендной политики
В
практике финансового
Таблица 2
Основные типы дивидендной политики
Определяющий подход к формированию дивидендной политики |
Варианты используемых типов дивидендной политики |
1. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОДХОД |
1.Остаточная политика 2.Политика стабильного размера дивидендных выплат. |
2. УМЕРЕННЫЙ (КОМПРОМИССНЫЙ) ПОДХОД |
3. Политика минимального |
3. АГРЕССИВНЫЙ ПОДХОД |
4.Политика стабильного уровня дивидендов 5.Политика постоянного возрастания дивидендов. |
Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.
Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток проявляется в нестабильности размеров дивидендов, полной непредсказуемости формируемых их размеров и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акции.
Политика постоянного возрастания дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде.
Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акции и формирование положительного имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях.
Недостатком является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятии сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются.
С учетом выбранного подхода к выбору дивидендной политики финансовый менеджер формирует политику по следующим этапам:
1.Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики.
В процессе такой оценки в практике финансового менеджмента все факторы принято подразделять на четыре группы:
Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия:
- стадия
жизненного цикла компании (на
ранних стадиях предприятие
- необходимость
расширения своих
- степень
готовности отдельных
Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников.
- достаточность
резервов собственного
- стоимость
привлечения дополнительного
- доступность кредитов на финансовом рынке;
- уровень
кредитоспособности, определяемый
его текущим финансовым
Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- уровень налогообложения дивидендов и имущества;
- достигнутый эффект финансового левериджа.
Прочие факторы.
- уровень дивидендных выплат компаниями – конкурентов;
- неотложность платежей по ранее полученным кредитам;
- возможность
утраты контроля над
2. Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соответствии с финансовой стратегией с учетом оценки отдельных факторов.
3. Механизм распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает последовательность действий:
На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие фонды специального назначения. Затем оставшаяся часть прибыли так называемый «дивидендный коридор» в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
На втором этапе оставшаяся часть прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части.
На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала компании.
4.Определение уровня