Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:11, курсовая работа
Основными целями курсовой работы являются изучение состава и структуры государственной собственности и оценка качества ее управления.
Для достижения этих целей были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение соответствующей информации по характеристике теоретических основ управления государственной собственностью;
- анализ управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности управления государственной собственностью.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью …………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность государственной собственности и государственного управления…………………………………………5
1.2 Государственная собственность в гражданском и земельном законодательстве России…..…………………………………………..8
1.3 Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России……………………………………………………………...…..10
Глава 2. Методология управления государственной собственностью в Российской Федерации …………………………………………………….…...13
2.1.Методы управления государственной собственностью……………13
2.2.Сущность управления государственными унитарными предприятиями…………………………………………………………………...15
Глава 3. Управление государственной собственностью в современной России ……………………………………………...……………18
Заключение…………………………………………………………...…………..23
Список использованной литературы………………...………………………....25
Таблица 1.1 – Состав земель федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности
Исходя из принципа разграничения земельных участков между федеральными органами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями формируется порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки.
1.3. Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации регламентирует
- реализации долгосрочных целевых программ;
- в соответствии с нормативно-
Решение о распределении бюджетных средств и инвестирования их в объекты капитального строительства принимается, как правило, на уровне соответствующих органов государственной власти.
Решения по подготовке и реализации бюджетных инвестиций принимаются:
- Правительством Российской Федерации, если сметная стоимость проекта более 1,5 миллиардов рублей;
- главным распорядителем
средств федерального бюджета, определяемого
Правительством Российской
- высшим исполнительным
органом государственной
6.Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 №145-ФЗ ред. от 28.07.2012.
Утверждение инвестиционных проектов, софинансирование которых
происходит за счет межбюджетных субсидий, осуществляется законом субъекта Российской Федерации или решением представительного органа самоуправления, при этом в структуре расходов указывается предполагаемая сумма затрат по каждому инвестиционному проекту. Финансирование иных проектов за счет бюджетных средств, не относящихся к государственной собственности, запрещено.
Софинансирование объектов капитального строительства предполагает вложение средств в объекты местных государственных образований, то есть перемещение денежных средств с одного уровня бюджета в другой. Предоставление таких субсидий осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и решениями Президента страны, а также бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.7
Налоговый кодекс также предусматривает отдельные моменты, касающиеся управления государственной собственностью, например, когда государственное имущество находятся в аренде у различных субъектов экономики. В этом случае заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором.
Независимо от режима налогообложения (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход) предприниматель, который арендует государственное имущество, обязан уплачивать в бюджет государства налог на добавленную стоимость продукции. Уплата налога осуществляется даже в том случае, если
7.Поляк, Г. Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
арендная плата предпринимателя осуществляется в натуральной форме, то есть в виде выполнения работ, оказания услуг. Арендодатель - балансосодержатель, получивший денежные средства на оплату НДС, самостоятельно переводит их в бюджет государства.
При покупке государственной или муниципальной собственности субъект экономики будет облагаться налогом при соблюдении следующих условий:
- если продавцом собственности
выступает орган
- если имущество составляет
казну Российской Федерации
- субъект экономики является
юридическим лицом или
На практике, если субъект экономики покупает или арендует земельный участок государственных (муниципальных) органов, он также является налоговым агентом, но удержание и перечисление налога на добавленную стоимость в бюджет не производится. Данная ситуация связана с тем, что арендная плата за пользование земельным участком данным налогом не облагается, а операции по реализации земельных участков не признаются объектом обложения этого налога, однако, в счет-фактуре отражается эта операция и ставится отметка «Без налога НДС»8.
8.Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 №146-ФЗ ред. от 29.06.2012. – Режим доступа : Консультант плюс.
Глава 2. Методология управления государственной собственностью в Российской Федерации.
2.1. Методы управления государственной собственностью.
Управление государственной собственностью осуществляется с помощью системы методов, основанных, наряду с прямым директивным воздействием, на использовании мотивации на основе материальных интересов, экономических рычагов.
В методах управления непосредственно заключается государственновластный, административный характер государственного управления. Один из важнейших общих признаков методов государственного управления заключается в том, что они всегда непосредственно выражают принадлежащее государству, его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.
Традиционно в административно-правовой науке выделяются две группы методов государственного управления, различающихся по механизму воздействия на сознание, волю, деятельность участников общественных отношений: методы прямого воздействия и методы косвенного (опосредованного) воздействия.
Прямые методы управления содержат в себе способы, приемы, действия непосредственного и обязательного определения поведения и деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления. Их признаками являются:
Косвенные методы воздействуют на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов, убеждений действовать определенным образом (различного рода рекомендации, установление налоговых льгот, принятие планов- прогнозов развития, финансовая политика и т.д.). Примером косвенного метода, применяемого в управлении государственной собственностью, может служить закрепление за соответствующими государственными органами, представляющими государство в экономических отношениях, права на сохранение за собой определенного процента доходов, получаемых от сделок, совершаемых с участием данного органа.
Пассивные методы управления, согласно этой классификации, направлены на оптимизацию структуры государственного имущества путем изменения форм собственности. К методам пассивного управления, например, движимым имуществом автор относит приватизацию, передачу в залог имущества и акций хозяйствующих субъектов, покупку и продажу акций, выступление региона в качестве стратегического инвестора.
Применение активных методов управления предполагает, что регион, оставаясь собственником, осуществляет эффективный менеджмент принадлежащего ему объекта имущества (пакетом акций) с целью «повышения уровня доходов от владения пакетами акций, а также обеспечения эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности предприятий региона».
Как и любой вид государственного управления, управление государственной собственностью должно быть основано на сочетании прямых и косвенных, активных и пассивных методах.
2.2. Сущность управления государственными унитарными предприятиями
Унитарное предприятие представляет собой коммерческую организацию, собственником которой является государство, чье имущество характеризуется неделимостью вкладов и не распределяется между его сотрудниками.
Целью государственного управления таким предприятием является получение наибольшей эффективности от его деятельности. Для этого уполномоченный орган государственного управления определяет перечень, объем и структуру деятельности предприятия и согласовывает их руководством данной организации.
Перечень видов деятельности унитарного предприятия обязательно должен содержать достаточное количество показателей оценки эффективного ведения дел, чтобы при анализе полученной информации можно было объективно оценивать ситуации, складывающиеся на нем.
Управление на таком предприятии базируется на выработке и реализации стратегий развития организации и порядке ведения дел в интересах государства. Первый пункт управления определяется органом федеральной власти, а второй осуществляется руководителем предприятия. Стимулом для использования качественных методов управления для руководителя предприятия могут служить:
- премирование,
полученное из сумм чистой
прибыли в результате
- делегирование конкретных полномочий органам государственной власти.
Эффективность деятельности унитарного предприятия можно оценить при помощи ресурсного показателя – общей рентабельности предприятия. Рентабельность предприятия – это комплексный показатель экономической эффективности от использования таких ресурсов, как материальных, трудовых, финансовых, а также природных богатств страны.
Отправным пунктом для расчета эффективности деятельности предприятии является проведение анализа возможностей, которые представляет собой всестороннее изучение основных параметров его функционирования.
Таблица 1.2 – Этапы проведения комплексно анализа деятельности предприятия в целях повышения эффективности его функционирования
Наименование этапа |
Содержание действий |
1.Анализ продукции |
Изучение основных характеристик видов продукции, структуры спроса на производимые товары. |
2.Анализ внутренней структуры |
Выявление внутренних резервов предприятия, которые позволят обеспечить должный уровень эффективности за счет выпуска необходимого количества товарной продукции. Для проведения такого анализа необходимо собрать следующую информацию: - определить местонахождение - изучить степень известности организации; - оценить степень - провести анализ качества - ознакомиться с деятельностью персонала, функциями выполняемыми ими; - рассчитать реальный уровень
расходов по производству и
выпуску отдельных видов |
3.Анализ внешней среды |
Сбор и обработка информации о поставщиках предприятия (сырья, ресурсов, материалов), потребителях продукции. Данный анализ позволяет повысить эффективность производства за счет грамотной политики снабжения. |
Решение о внедрении тех или иных проектов по производству и совершенствованию продукции основывается на следующих показателях, определяющих эффективность деятельности предприятия:
- чистый
дисконтированный доход –
- индекс
доходности – соотношение
- внутренняя
норма доходности – это
- срок окупаемости
проектов – период времени, в
течение которого предприятие
возвращает свои
Повысить эффективность деятельности унитарного предприятия можно за счет разграничения задач, подлежащих реализации, на первоочередные и второстепенные задачи.
Информация о работе Управление государственной собственностью