Управление государственным долгом в Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Цель и задача данной работы: является изучение государственного долга Республики Башкортостан в современных условиях и анализ управления им. Оценить текущее состояние управления государственным долгом на примере республики Башкортостан, прежде всего, его эффективность, а также действенность мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в данном направлении, рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1 Государственный долг субъекта Российской Федерации как объект управления..........................................................................................................4
1.1 Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики.............................4
1.2 Особенности управления государственным долгом в российских регионах..........................................................................................................6
2 Управление государственным долгом в Республики Башкортостан.........7
2.1 Экономические особенности Башкортостана.......................................7
2.2 Система управления государственным долгом Башкортостана.........8
2.3 Параметры состояния государственного долга РБ............................11
2.4 Основные направления бюджетной политики в сфере
управления государственным долгом республики Башкортостан (на примере 2010г)..............................................................................................14
Заключение........................................................................................................16
Список использованной литературы................................

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Современный кризис внешней задолженности РБ (1).docx

— 338.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.............................................................................................................3

1 Государственный долг  субъекта Российской Федерации  как объект управления..........................................................................................................4

1.1 Сущность, формы и структура  государственного долга субъектов  Российской Федерации, его основные  характеристики.............................4

1.2 Особенности управления  государственным долгом в российских  регионах..........................................................................................................6

2 Управление государственным  долгом в Республики Башкортостан.........7

2.1 Экономические особенности  Башкортостана.......................................7

2.2 Система управления  государственным долгом Башкортостана.........8

2.3 Параметры состояния  государственного долга РБ............................11

2.4 Основные направления  бюджетной политики в сфере 

управления государственным долгом республики Башкортостан (на примере 2010г)..............................................................................................14

Заключение........................................................................................................16

Список использованной литературы..............................................................18

Приложение А...................................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из главных целей, определенных в Конституции Российской Федерации (статья 7), является построение социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достижение этой цели должно обеспечиваться, в первую очередь, действиями всех органов государственной власти, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации, в основу которых, прежде всего, должен быть положен принцип ответственности перед собственным народом. Это в равной степени относится и к действиям региональных администраций в финансовой сфере, в том числе и в отношении вопросов управления государственным долгом.   

Актуальность темы. Недостаточность финансовых ресурсов для выполнения своих социальных обязательства, характерная в настоящее время для большинства субъектов Российской Федерации, тем не менее, не должна оправдывать бездумные действия властей, приводящие к резкому увеличению государственного долга, расплачиваться за который придется уже следующим поколениям граждан. Приоритетной должна стать такая политика, когда привлекаемые заемные средства будут направляться не на решение текущих проблем, а на реализацию стратегических целей развития региона (строительство объектов инфраструктуры и социальной сферы, поддержание экономического потенциала), главным результатом которых будет являться существенное повышение качества жизни населения.

Цель и задача данной работы: является изучение государственного долга Республики Башкортостан в современных условиях и анализ управления им. Оценить текущее состояние управления государственным долгом на примере республики Башкортостан, прежде всего, его эффективность, а также действенность мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в данном направлении, рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств.

1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

1.1 Сущность, формы  и структура государственного  долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность его долговых обязательств.

Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

  • Долговые обязательства возникают у субъекта Российской Федерации по двум каналам:
  1. в результате заключения договоров государственного заимствования;
  1. в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.

Отсюда вытекают и формы долговых обязательств.

  • При государственных заимствованиях долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:
  1. кредитных соглашений и договоров;
  1. государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
  2. договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
  • В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются:
  1. в части государственных заимствований субъекта Российской Федерации:
  • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;
  • объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;
  • объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней.[2, c. 49]

Государственной гарантией субъекта Российской Федерации признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого данный субъект - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия субъекта Российской Федерации, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (п.1 ст.115 Бюджетного кодекса Российской Федерации[1]).

Государственная гарантия субъекта Российской Федерации (гарантия субъекта Российской Федерации) предоставляется на основании договора.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации подлежит отражению в составе расходов бюджетов субъектов Российской Федерации как предоставление кредитов.

 Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство (принципалу), исполнение государственных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета (п.2 ст.117 Бюджетного кодекса Российской Федерации[1]).

 

1.2 Особенности  управления государственным долгом  в российских регионах

 

В широком смысле управление долгом региона - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития региона средств, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых с помощью займов денежных ресурсов. Органы власти региона, осуществляя управление долгом, должны стремиться к тому, чтобы уровень задолженности и темпы ее роста ни при каких обстоятельствах не ставили под угрозу его кредитоспособность.

Управление долгом должно иметь своей целью создание запаса прочности в финансах региона на случай резких негативных перемен на финансовом и долговом рынках, обеспечивать способность региона расплатиться по своим обязательствам с минимально возможным риском и финансовыми издержками в самой неблагоприятной ситуации.

Управление долгом должно распространяться на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно должно являться составной частью общей бюджетной политики и быть глубоко интегрировано в бюджетный процесс. Не существует управления долгом в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета региона. Органы управления региона, вовлеченные в процесс управления долгом, должны на постоянной основе обмениваться информацией, касающейся хода исполнения бюджета, выполнения плана поступления доходов и осуществления расходов, складывающейся на финансовых рынках и рынках капитала. Такой обмен сведениями позволяет с наибольшей бюджетной эффективностью проводить долговые операции, предотвращать негативные последствия для финансового состояния региона.[3, c. 254]

2 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

2.1 Экономические  особенности Башкортостана

 

Республика Башкортостан среди регионов Российской Федерации входит в число лидеров по уровню экономического развития. Так, по объему валового регионального продукта в течение последнего десятилетия Башкортостан входит в число первых десяти регионов Российской Федерации, по объему промышленной продукции занимает 8-е место, по объему сельскохозяйственной продукции - 2-е место среди субъектов Российской Федерации.

Темпы роста ВРП за последние годы находились в пределах 2,7-8,1%. В республике ежегодно производится около 3% общероссийского объема ВРП. По оценке органов государственной статистики, объем валового регионального продукта республики Башкортостан за 2009г. Составил 280 млрд. руб., а его рост - 8,9%. По оценке Министерства экономического развития и промышленности республики Башкортостан, ВРП в 2010г. составил 370,3 млрд. руб.

Согласно оценкам аналитиков рейтингового агентства Standart&Poor's, "показатели исполнения бюджета республики весьма высоки по международным меркам и лучше, чем у других российских регионов, имеющих рейтинги".

Социальная политика стала одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти. В республике отсутствует задолженность работникам бюджетной сферы и гражданам, получающим пособия на детей. Бюджетная политика в части расходов направлена не только на обеспечение текущих расходов бюджета и поддержание социальной сферы, но и на развитие экономики как основы налогового потенциала республики.

 

2.2 Система управления  государственным долгом Башкортостана

 

Со вступлением в действие Бюджетного кодекса РФ в республике была активизированная работа по уточнению структуры государственного долга и созданию эффективной системы управления государственным долгом. Правительством республики Башкортостан были приняты нормативно-правовые акты, утвердившие Положение о долговых обязательствах республики, форму Государственной долговой книги Республики.

В соответствии с этими нормативно-правовыми актами право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству республики Башкортостан либо уполномоченному на то решением правительства республиканскому органу исполнительной власти. В республике действует единая система учета долговых обязательств, которая предусматривает контроль за соблюдением предельных объемов внутреннего и внешнего долга, а также предельных объемов расходов на его обслуживание и погашение. Учет долговых обязательств Республики Башкортостан осуществляет Министерство финансов Республики, контроль их состояния и исполнения - республиканские органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.

Подобная жесткая регламентация объемов и форм заимствований, прав и полномочий органов, их осуществляющих, позволила обеспечить полное исполнение всех принятых правительством республики платежных обязательств. В кредитной истории республики Башкортостан нет прецедентов задержки или неосуществления платежей по обязательствам.

Согласно Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществляться в целях финансирования дефицита бюджета либо при его отсутствии в целях финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение государственного долга.

Необходимость осуществления заимствований с целью покрытия бюджетных дефицитов (покрытие кассовых разрывов, финансирование текущих расходов) вызвана диспропорциями в формировании доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации, связанными с неравномерными поступлениями налоговых платежей и потребностью в осуществлении бюджетных расходов. Потребность регионов в финансовых ресурсах за последнее время существенно увеличилась в связи с проводимыми федеральными реформами по перераспределению доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Заимствования на указанные цели решают краткосрочные задачи бюджета, но не приводят к решению проблемы стабилизации бюджета в долгосрочной перспективе, а тем более проблемы развития местной экономики.

Правительство республики Башкортостан в течение последних лет последовательно проводит политику поддержания нулевого первичного дефицита бюджета. При этом, несмотря на то, что передача обязательств по финансированию с федерального уровня бюджетной системы на региональный уровень привела к значительному росту объемов социально значимых расходов консолидированного бюджета, удается исполнять бюджет с профицитом. Государственные заимствования республики Башкортостан осуществляются в соответствии с Программой государственных заимствований, ежегодно утверждаемой Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.

Информация о работе Управление государственным долгом в Республики Башкортостан