Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:12, курсовая работа
Цель и задача данной работы: является изучение государственного долга Республики Башкортостан в современных условиях и анализ управления им. Оценить текущее состояние управления государственным долгом на примере республики Башкортостан, прежде всего, его эффективность, а также действенность мер, предпринимаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в данном направлении, рассмотреть обслуживание и погашение долговых обязательств.
Введение.............................................................................................................3
1 Государственный долг субъекта Российской Федерации как объект управления..........................................................................................................4
1.1 Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики.............................4
1.2 Особенности управления государственным долгом в российских регионах..........................................................................................................6
2 Управление государственным долгом в Республики Башкортостан.........7
2.1 Экономические особенности Башкортостана.......................................7
2.2 Система управления государственным долгом Башкортостана.........8
2.3 Параметры состояния государственного долга РБ............................11
2.4 Основные направления бюджетной политики в сфере
управления государственным долгом республики Башкортостан (на примере 2010г)..............................................................................................14
Заключение........................................................................................................16
Список использованной литературы................................
Расходы на обслуживание государственного долга определяются в соответствии с условиями заключенных кредитных договоров, решениями об эмиссии государственных ценных бумаг и иными документами, устанавливающими сроки и размеры выплат по обслуживанию заемных средств, и ежегодно утверждаются Законом о бюджете республики Башкортостан на соответствующий финансовый год отдельной строкой. При этом планируемая и фактическая суммы расходов на обслуживание государственного долга не превышают 15% объема расходов бюджета согласно ограничениям, установленным Бюджетным кодексом РФ (рис.1).[4, c.58]
Рисунок 1. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга республики Башкортостан в общем объеме расходов бюджета
Указанные расходы определяются в законе как подлежащие финансированию в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению.
Республика Башкортостан - один из немногих субъектов Российской Федерации, для которых проблема обслуживания государственного долга не является острой. Своевременно и полностью исполняются обязательства по обслуживанию и погашению своих долговых обязательств. Практика секвестирования бюджетных расходов на обслуживание и погашение долговых обязательств в республике не применялась.
Необходимо отметить, что к настоящему моменту республика Башкортостан накопила достаточный опыт осуществления заимствований как внутренних, так и на внешних финансовых рынках. Так, в соответствии с Программой государственных заимствований республики на 2006 г. был осуществлен государственный облигационный займ общим номинальным объемом 1 млрд. руб., сроком обращения 368 дней, с доходностью к погашению на дату размещения в 19,25% годовых.
В 2007 г. были осуществлены 2 эмиссии государственных ценных бумаг:
18 июня состоялось размещение
выпуска облигаций общим
12 сентября состоялось размещение выпуска облигаций общим номинальным объемом 500 млн. руб., сроком обращения 546 дней. Доходность к погашению на дату размещения составила 17,65% годовых.
Все выпуски облигаций погашены в установленные сроки и в полном объеме.
В марте 2008 г. состоялось подписание Кредитного соглашения между Правительством Республики Башкортостан и ООО "Эйч-эс-би-си банк (РР)" на сумму 15 млн. долл. сроком на 1 год. Полученные кредитные ресурсы были направлены на финансирование республиканских инвестиционных проектов.
В 2009 г. HSBC Bank и Moscow Narodny Bank Ltd предоставили непосредственно правительству республики синдицированный кредит на сумму 45 млн. долл., что явилось отражением высокой степени доверия к республике как заемщику. Республика своевременно выполнила свои обязательства по погашению кредита и осуществила все платежи по обязательствам в полном объеме.
2.3 Параметры состояния государственного долга РБ
Государственный долг республики Башкортостан составляет около 70% от предельного размера, установленного Законом Республики "О бюджете республики Башкортостан на 2009 г."
В структуре государственного долга Республики наибольший удельный вес занимают долговые обязательства по кредитным соглашениям - 52%. Долговые обязательства по государственным гарантиям составляют 26% от общего объема долга, по государственным ценным бумагам - 21%, по бюджетным кредитам из федерального бюджета - 1%.
Внешний долг республики составляет 69%, внутренний - 31%. Внешний государственный долг республики составляет 1640,6 млн. руб., или около 59 млн. долл. по курсу Банка России, и сформирован из долговых обязательств по выданным гарантиям и поручительствам в сумме, эквивалентной 14 млн. долл., и кредитным договорам и соглашениям в сумме 45 млн. долл. Объем внутреннего государственного долга составляет 754 млн. руб. и состоит из обязательств по эмитированным государственным ценным бумагам на сумму 500 млн. руб., задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета в размере 11,9 млн. руб., выданных государственных гарантий и поручительств на сумму 242 млн. руб.
Объем государственного долга равен 10,6% собственных доходов бюджета, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (норматив - 100%).
Объем расходов бюджета на обслуживание государственного долга республики на 2004 г. был запланирован в объеме 256 млн. руб., т.е. менее 1% расходов бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга республики составили 88 млн. руб., сократившись по сравнению с таковыми в 2008 г. на 37%. Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов бюджета за 2009 г. составила менее 1%.
В процессе управления государственным долгом обеспечивалось соответствие объема государственного долга и суммы расходов на его обслуживание требованиям, установленным бюджетным законодательством, поддержание объема государственного долга на относительно стабильном уровне, а также формирование его оптимальной структуры, что обеспечило сокращение расходов по обслуживанию долга. Все предельные значения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации для государственного долга субъектов Российской Федерации, республикой соблюдены в полном объеме. Динамика объема государственного долга республики Башкортостан за пять лет представлены на рис.2,3,4.[5, c. 60-64]
Рисунок 2. Отношение государственного долга Республики Башкортостан к объему собственных доходов бюджета
Таким образом, на протяжении последних лет республика, привлекая необходимый для реализации запланированной бюджетной политики объем заемных средств, обеспечивает безопасный уровень государственного долга при низком уровне расходов на его обслуживание.
Происходит снижение доходности и удлинение сроков обращения государственных ценных бумаг.
Рисунок 3. Соотношение внутреннего и внешнего долга Республики Башкортостан в общем объеме государственного долга Республики.
2.4 Основные направления
бюджетной политики в сфере
управления государственным
Бюджет республики Башкортостан на 2010 г. утвержден с дефицитом в 2,5 млрд. руб., источником покрытия которого является уменьшение остатков денежных средств на счетах бюджета на сумму 2,5 млрд. руб.[5, c. 67]
Рисунок 4. Структура государственного долга республики Башкортостан по формам долговых обязательств
Согласно утвержденному бюджету республики Башкортостан в 2010 г. запланировано погашение бюджетных кредитов из федерального бюджета на сумму 6 млн. руб., ранее полученных кредитов в иностранной валюте на сумму 1350 млн. руб., в целях исполнения в 2010 г. обязательств по погашению государственного долга планируется привлечение заемных средств путем заключения кредитных соглашений на сумму 45 млн. долл.
Верхний предел государственного долга на 1 января 2011 г. установлен в объеме 2,95 млрд. руб., в том числе по гарантиям 1,09 млрд. руб. Расходы на обслуживание государственного долга планируются в объеме 172 млн. руб. (менее 1% от общего объема расходов бюджета) с уменьшением по сравнению с планом на 2009 г. на 33%.[5, c. 68-71]
Параметры государственного долга, утвержденные Законом о бюджете на 2010г., полностью отвечают требованиям и ограничениям, установленным бюджетным законодательством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, привлекаемые заемные средства должны вкладываться в территориальные инвестиционные зоны развития, строительство объектов региональной и муниципальной инфраструктуры, в том числе создание объектов с короткими сроками окупаемости, остающихся в региональной и муниципальной собственности: гостиниц, кафе, торгово-офисных центров, станций техобслуживания и т.д. Полученный экономический эффект (доход) от этих объектов позволит осуществить погашение и обслуживание взятых долговых обязательств, стимулировать экономический рост, а также решить проблемы занятости населения и обеспечения его социальными услугами. В результате будет разрешена внутренняя противоречивость заимствований денежных средств субъектами Российской Федерации, обусловленная тем, что органы государственной власти должны, в первую очередь, выполнять свои социальные функции, которые носят долгосрочный характер. В то же время срок погашения привлекаемых заемных средств, как правило, значительно меньше времени, которое требуется региональным администрациям для решения насущных социальных проблем.
В качестве инструментария управления государственным долгом на местах предлагается разработать специальные инвестиционные программы субъектов Российской Федерации. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в отдельных случаях заемные средства могут быть использованы для выкупа более дорогих в обслуживании долговых обязательств, что, в конечном итоге, приведет к общему снижению расходов по обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации и оптимизации его структуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). - М.: Издательство "ОМЕГА-Л", 2009. - 40с.
2. Брагинская Л.С. Государственный долг: Анализ системы управления и оценка её эффективности. - М.: "Университетская книга", 2009. - 128с.
3. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. перераб. и доп., М.: "Высшее образование", 2010. - 516с.
4. Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. - 2011. - №1. - с.58-67.
5. Гаскаров А. Государственный долг республики Башкортостан: итоги и перспективы // Рынок ценных бумаг. - 2011. - №13. - с.68-71.
Электронные ресурсы:
Официальный сайт министерства финансов России. - Режим доступа:
http:// www.minfin.ru /
Официальный информационный портал республики Башкортостан. - Режим доступа: http:// www.bashkortostan.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Российский внешний долг, 01.01.2008г.
Международный кредит и кризис внешней задолженности
Информация о работе Управление государственным долгом в Республики Башкортостан