Управление прибылью на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:17, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ управления прибылью на предприятии ООО «Аква-Экспресс», и разработка методов по усовершенствованию управления прибылью. Исходя из поставленной цели, основными задачами, которые ставятся во время написания работы, являются:
1. Рассмотреть теоретические аспекты прибыли предприятия, определить ее сущность и роль в финансовом развитии;
2. Рассмотреть процесс управления формированием прибыли;
3. Изучить процесс формирования прибыли на предприятии;
4. Разработать рекомендации по усовершенствованию процесса управления прибылью на предприятии.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Сущность прибыли, ее роль в финансировании развития предприятия 10
1.1. Прибыль предприятия: ее сущность и виды. 8
1.2.Управление формированием прибыли 9
1.3.Модель взаимосвязи прибыли с объемом реализации продукции, доходами и издержками предприятия 14
1.4.Механизм распределения прибыли предприятия 20
Глава 2. Анализ управления прибылью на предприятии ООО «Аква-Экспресс» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ основных финансовых показателей 26
2.3. Распределение прибыли на предприятии 43
Глава 3. Процесс формирования прибыли ООО «Аква-Экспресс» 49
3.1. Анализ факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия 49
3.2. Программное обеспечение, необходимое для функционирования ООО «Аква-Экспресс» 57
3.3. Разработка мероприятий по усовершенствованию процесса управления прибылью на предприятии 59
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.Управление прибылью на предприятии.doc

— 701.50 Кб (Скачать файл)

Ценовая политика субъекта хозяйствования — неотъемлемый элемент модели управления его прибылью, которая определяет особенности формирования доходов такого предприятия. Вообще под ценовой политикой субъекта хозяйствования необходимо понимать процедуру обоснования масштаба цен на его продукцию (товары, работы, услуги) и критерии ее применения относительно конкретных категорий покупателей.

Для потребностей управления прибылью используют совокупность показателей, которые характеризуют  и определяют абсолютную величину цены продукции субъекта хозяйствования, в том числе:

  • себестоимость единицы продукции:
  • величина условно-переменных затрат на единицу продукции; 
  • величина условно-постоянных затрат на единицу продукции;
  • прибыль на единицу продукции;
  • цена производителя единицы продукции;
  • отпускная цена единицы продукции.

При обосновании  и реализации ценовой политики предприятие  должно учитывать такие факторы  организации взаимоотношений с  предприятиями-контрагентами:

  • особенности осуществления денежных расчетов, в частности сроки их осуществления, вероятность поступления платежа и уровень риска неуплаты;
  • управления дебиторской задолженностью, в частности контроль за своевременностью инкассации дебиторской задолженности, определения сомнительной задолженности и осуществление мероприятий по ее взысканию, а также рефинансирования дебиторской задолженности;
  • анализ и оценка привлекательности клиента, группирования клиентов по определенным категориям (например, прибыльности) и формирование группы VІР-клиентов.

Непосредственное  влияние на формирование прибыли  предприятия оказывает уровень  и абсолютная величина расходов субъекта хозяйствования. Соответственно, управление затратами предприятия направлено на обоснование уровня затрат предприятия  и их финансовое обеспечение. Результативность управления затратами и обеспечение эффективности такого управления предусматривает реализацию таких взаимосвязанных финансово-управленческих действий:

  • группировка затрат предприятия по группам соответственно определенной совокупности критериев;
  • контроль за формированием затрат и оптимизация их абсолютной величины;
  • выявление отклонений от плановых показателей и идентификация причин таких отклонений, их нейтрализация или учет (путем корректирования плановых показателей);
  • выявление и оценка резервов уменьшения затрат предприятия, определение и обоснование механизмов их мобилизации.

Соответственно, модель управления затратами субъекта хозяйствования направлена  на решение следующих задач:

  • уменьшение абсолютной величины затрат предприятия в целом и по отдельным видам (направлениям) его деятельности;
  • уменьшение в структуре затрат предприятия доли условно-постоянных затрат, что дает возможность снизить порог рентабельности и сформировать более гибкую ценовую политику относительно продукции предприятия (снижения уровня условно-постоянных затрат даст возможность уменьшить маржинальную прибыль без уменьшения абсолютной величины операционной прибыли предприятия);
  • обеспечение стабильности распределения затрат в пространстве и времени, что дает возможность обеспечить финансовую устойчивость предприятия и предупредить его неплатежеспособность;
  • уменьшение в структуре совокупных затрат предприятия косвенных затрат;
  • отсрочка момента покрытия затрат путем увеличения промежутка времени между их формальным признанием (и, в частности, уменьшение налогооблагаемой прибыли) и реальным покрытием (потерей предприятием контроля над денежными средствами).
    1. Модель взаимосвязи прибыли с объемом реализации продукции, доходами и издержками предприятия.

Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи прибыли с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия.

Таким образом, на предприятии необходимо постоянно  отслеживать взаимосвязь таких  элементов как издержки, объем производства и уровень прибыльности, то есть оперативно осуществлять анализ, который получил название «Cost – Volume – Profit», что позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.

Механизм этой системы предусматривает последовательное формирование различных видов операционной прибыли предприятия:

Маржинальная  операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:

                              МПо = ВДо - НДС – АС – Пр. н. - Ипост ;                           (1.1)

МПо = ЧДо - Ипост,                                                  

где: МПо - сумма  маржинальной операционной прибыли  в рассматриваемом периоде; ВДо - сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде; НДС – налог на добавленную стоимость; АС – акцизный сбор; Пр. н – прочие налоги, входящие в цену продукции; ЧДо - сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде; Ипост - сумма постоянных операционных издержек.

Валовая операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:

                                    ВПо = ВДо – НДС – АС - Пр. н. – Иобщ;                      (1.2)

ВПо  = ЧДо  – Иобщ. ;                                                    

ВПо = МПо - Ипер,                                                       

где: ВПо - сумма  валовой операционной прибыли в  рассматриваемом периоде; Иобщ. - совокупная сумма операционных издержек; Ипер - сумма переменных операционных издержек.

Чистая операционная прибыль. Ее расчет осуществляется по следующим формулам:

                               ЧПо = ВДо – НДС – АС - Пр.н.  – Иобщ. -  НП;               (1.3)

ЧПо = ЧДо –  Иобщ. - НП;

ЧПо = МП – Ипер. - НП;

ЧПо = ВПо - НП,

где: НП - сумма  налога на прибыль и других обязательных платежей за счет прибыли.

В процессе управления формированием операционной прибыли  на основе системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» предприятие  решает ряд задач:

1. Определение  объема реализации продукции,  обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение краткосрочного периода, так называемая «точка безубыточности» или «порог рентабельности», в течение которого не меняются уровень цен на продукцию, уровень переменных и постоянных издержек.

Для достижения «точки безубыточности» своей операционной деятельности (ТБ) предприятие должно обеспечить такой объем реализации продукции (Ртб), при котором сумма чистого операционного дохода будет равна сумме издержек.

Соответственно, стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде, может быть определен по следующим формулам:

                                           Ртб =

;                                                (1.4)

                                             Ртб =

где: Ртб - стоимостной  объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия в коротком периоде; Ипост - сумма постоянных операционных издержек; Учд - уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции в процентах; Упер -уровень переменных операционных издержек к объему реализации продукции в процентах; Умп - уровень маржинальной операционной прибыли к объему реализации продукции в процентах.

2. Определение  объема реализации продукции,  обеспечивающего безубыточную операционную  деятельность в длительном периоде.  Операционная деятельность в  длительном периоде по сравнению  с коротким периодом претерпевает следующие основные изменения:

- с ростом  объема реализации продукции  периодически возрастают постоянные  операционные издержки. Это связано  с увеличением парка используемых  машин и оборудования (что приводит  к росту амортизационных отчислений), повышению численности работников аппарата управления и т.п.; - с насыщением рынка в результате роста объема реализации продукции предприятие вынуждено снижать уровень цен, что приводит к соответствующему уменьшению темпов роста чистого операционного дохода;

- за счет  более экономного использования  сырья и материалов, роста производительности  труда операционного персонала,  укрупнения партий закупаемого  сырья и отгружаемой продукции  постепенно снижается уровень  переменных операционных издержек  на единицу продукции.

3. Определение  необходимого объема реализации  продукции, обеспечивающего достижение  запланированной (целевой) суммы  валовой операционной прибыли.  Эта задача может иметь и  обратную постановку: определение  плановой суммы валовой операционной  прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции. Этот объем реализации продукции может быть определен на предприятии по следующим формулам:

                            СРтпл =

;                                          (1.5)

                               СРтпл =

где: СРтпп - стоимостной  объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой суммы валовой  операционной прибыли предприятия; ВОПп - планируемая сумма валовой  операционной прибыли; Ипост - плановая сумма постоянных издержек; Учд - уровень чистого операционного дохода к объему реализации продукции, %; У и пер - уровень переменных операционных издержек к объему реализации продукции в процентах; Умп - уровень маржинальной операционной прибыли к объему реализации продукции, в процентах.

4. Определение  суммы «предела безопасности»  или «запаса прочности» предприятия,  то есть размера возможного  снижения объема реализации продукции  в стоимостном выражении при  неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет предприятию осуществлять прибыльную операционную деятельность. «Предел безопасности» определяет возможные границы маневра предприятия как в ценовой политике, так и в снижении натурального объема производства и реализации продукции в процессе осуществления операционной деятельности в неблагоприятных рыночных условиях (снижения спроса, усиления конкуренции и т.п.).

В стоимостном  выражении предел безопасности операционной деятельности предприятия рассчитывается по следующей формуле:

                                                      ПБс = СРвоп - СРтб ,                              (1.6)

где ПБс - стоимостной  объем реализации продукции предприятия, обеспечивающий предел безопасности (запас  прочности) его операционной деятельности; СРвоп - стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий формирование плановой (или фактически достигнутой) суммы валовой операционной прибыли предприятия; СРтб - стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности операционной деятельности предприятия.

Кроме того, важным элементом операционного анализа  является расчет операционного рычага, действие которого проявляется в  том, что любое изменение выручки  от  реализации всегда порождает  более сильное изменение прибыли. Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастет прибыль:

Сила воздействия  операционного рычага

Сила воздействия  операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж.

Изменяется  выручка от реализации - изменяется и сила воздействия операционного  рычага.

Сила воздействия  операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты.

Вместе с  тем, эффект операционного рычага поддается  контролю именно на основе учета зависимости  силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем больше постоянные затраты и чем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

Когда выручка  от реализации снижается, сила воздействия  операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли.

При возрастании  же выручки от реализации, если порог  рентабельности (точка самоокупаемости  затрат) уже пройден, сила воздействия  операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). Но, при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки или другими обстоятельствами, предприятию приходится проходить новый порог рентабельности.

Информация о работе Управление прибылью на предприятии