Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 20:26, дипломная работа
Целью нашей работы является анализ факторных влияний на прибыль, анализ показателей оценки прибыли и выделение рекомендаций по увеличению прибыли.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Определение сущности и содержания прибыли;
2. Изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия
3. Выявление классификации факторов, влияющих на формирование прибыли
Введение 3
Глава 1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления 6
1.1 Сущность и содержание прибыли 6
1.2 Пути и инструменты управления прибылью предприятия 14
Глава 2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия
и экономические показатели ее оценки. 34
2.1 Анализ формирования прибыли 34
2.2 Показатели оценки прибыли предприятия 46
2.3 Планирование прибыли 54
Глава 3. Управление прибылью на примере предприятия ООО «Впрок» 65
3.1 Общая характеристика предприятия и его финансово-хозяйственной деятельности……………………………………………………………………65
3.2 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Впрок» 70
3.3 Рекомендации по увеличению прибыли предприятия 85
Заключение 91
Библиографический список используемой литературы 94
После выявления факторов прибыли необходимо провести анализ показателей оценки прибыли предприятия. Среди множества показателей оценки прибыли следует выделить основной из них – рентабельность. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, доходность капитала, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия.
1)Рентабельность продаж.
Таблица 15
тыс. руб.
Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Впрок»
Показатель |
Базисный год 2001г. |
Отчетный год 2002г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
20100 |
31700 |
Себестоимость реализации товаров |
12000 |
18000 |
Коммерческие расходы |
1000 |
1100 |
Прибыль от реализации |
6300 |
11200 |
Проценты к уплате |
100 |
200 |
Результат от прочей реализации |
1100 |
1500 |
Балансовая прибыль отчетного периода |
5300 |
9900 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
31,3 |
35,3 |
- по балансовой прибыли |
26,4 |
31,2 |
Заметим, что, как видно из таблицы, в 2002 году, по сравнению с 2001 годом, разность между рентабельностью по прибыли от реализации и рентабельностью по балансовой прибыли увеличилась с 1,8 до 2,2. Это связано с резким увеличением выручки от реализации (на 11600 тыс руб), а также резким ростом прибыли от реализации (на 4900 тыс руб) более быстрыми темпами, чем выручка от реализации. Это означает, что менеджеры организации провели эффективную политику в области маркетинга: продвижения своих товаров, рекламная деятельность и так далее.
Таким образом, данные рентабельности продаж свидетельствуют, что ООО «Впрок» добилось максимального размера отдачи от каждой денежной единицы товарооборота, спрос на товары, предлагаемые предприятием растет.
2)Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (см. Таблицу 16).
Таблица 16
тыс. руб.
деятельности ООО «Впрок»
Показатель |
Базисный год 2001 г. |
Отчетный год 2002г. |
Издержки обращения |
15750 |
22000 |
Затраты предприятия |
14350 |
23000 |
Прибыль от реализации |
6300 |
11200 |
Балансовая прибыль |
5300 |
9900 |
Рентабельность издержек обращения, % |
40 |
45 |
Рентабельность текущих расходов, % |
37 |
43 |
Из таблицы видно, что рентабельность издержек обращения намного выше рентабельности текущих расходов, что в 2001г., что в 2002г. Это говорит о том, что предприятию очень прибыльно заниматься своей основной деятельностью: торгово-закупочной, и как можно скорее надо прекратить нерентабельные сферы деятельности и сконцентрировать все свои силы на максимизации прибыли от основной деятельности.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
3)Рентабельность капитала. Этот показатель показывает эффективность использования ресурсов предприятия ООО «Впрок» характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (см. Таблицу 17).
Таблица 17
тыс. руб.
Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Впрок»
Показатель |
Базисный год 2001г. |
Отчетный год 2002г. |
Собственный капитал:
|
2500 2500 |
2500 2750 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
2500 |
2625 |
Чистая прибыль |
5100 |
9500 |
Рентабельность собственного капитала, % |
204 |
362 |
Рентабельность собственного капитала показывает, что идет очень эффективное использование собственного капитала, так как произошло незначительное увеличение собственного капитала в 1,26 раза, тогда как прибыль возросла в 2,76 раза. Рост рентабельности собственного капитала говорит о том, что на предприятии нет перенакопления активов. Это является положительной тенденцией.
4) Рентабельность используемых трудовых ресурсов. Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (см. Таблицу 18).
Таблица 18
тыс. руб.
Расчет рентабельности трудовых ресурсов ООО «Впрок»
Показатель |
Базисный год 2001г. |
Отчетный год 2002г. |
Балансовая прибыль |
5300 |
9900 |
Затраты на персонал |
2900 |
3960 |
Численность работников |
55 |
70 |
Рентабельность расходов на оплату труда, % |
183 |
250 |
Прибыль на одного работника |
96,4 |
141,4 |
Данные таблицы показывают, что в 2002 году по сравнению с 2001 годом сумма прибыли на одного работника увеличилась в 1,4 раза, а балансовая прибыль увеличилась в 1,8 раза. При этом затраты на оплату труда персонала уменьшились значительно (на 56%). Коэффициент рентабельности расходов на оплату труда показывает, что расходы, вложенные в оплату труда, приносят прибыль. Причем рост прибыли носит возрастающий характер. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 1,4 раза. Это благодаря проведению качественной кадровой политике и работе с персоналом.
Существует большое число показателей прибыли и рентабельности. Но нет необходимости производить расчет и анализ всех из них, так как показателей будет больше, а следовательно время на их обработку резко возрастает. Проведя анализ показателей прибыли вышеизложенным способом можно эффективно и адекватно принять необходимые управленческие решения с целью увеличения прибыли предприятия.
После проведения анализа коэффициентов рентабельности необходимо осуществить планирование прибыли. Произведем планирование прибыли от реализации продукции. Эффективнее осуществлять планирование по каждому виду продукции отдельно, а потом суммировать результаты по всем видам. В качестве примера рассмотрим планирование прибыли только по одному виду продукции: у предприятия ООО “Впрок”. В таблице 19 представлены данные о производстве, реализации, налогах, отчислениях и прибыли предприятия, которые представлены на основе планов и прогнозов экспертов предприятия:
Таблица 19
тыс. руб.
Показатели, необходимые для планирования прибыли предприятия.
Показатели |
Планируемый год | ||
в ценах базисного года |
в ценах планируемого года | ||
|
2200 3000 1230 |
2800 4000 1600 | |
|
22000 35000 12200 |
28000 42000 15500 | |
|
2000 2800 1100 |
2600 3600 1400 | |
|
22200 35200 12330 |
28200 42400 15700 | |
5. Отчисления во внебюджетные фонды |
5 |
7 | |
6. Акциз |
- |
- | |
7. Налог на добавленную стоимость |
400 |
440 |
Произведем расчет планируемой прибыли в ценах базисного года:
Прибыль от реализации составляет:
Пб = 35200 – 5 – 0 – 400 – 22200 = 12595 тыс. руб.
Остатки нереализованной
ОПК = (2800*15) / 360 = 117 тыс. руб.
Доход от реализации данного вида продукции:
Информация о работе Управление прибылью на примере предприятия ООО «Впрок»