Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:05, курсовая работа
Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Лимиты, применимые к процентной
ставке по иностранной валюте и по
ликвидности в иностранной
В документе, излагающем политику
банка, должны быть определены минимальные
нормативы бухгалтерской
Внутри банковская система управления рисками должна основываться на следующих принципах: - постоянный мониторинг, оценка и контроль за рисками; наличие надежной информационной системы; - своевременное (чаще всего ежедневное) информирование руководства банка о состоянии дел и изменениях на рынках; - регулярный контроль счетов и ревизия (аудит) отчетности.
Высший административный орган банка должен одобрить главные принципы организации системы управления рисками, изложенные в письменном виде, регулярно получать информацию о рисках и периодически пересматривать принципы с учетом изменившихся условий.
Коммерческий директор банка
обязан разрабатывать принципы и
методы осуществления операций с
дериватами, регулярно пересматривать
их, четко разграничивать полномочия
своих подразделений, обеспечивать
эффективный внутренний контроль и
функционирование информационной системы
оповещения о рисках, организовывать
дискуссии среди членов высшего
руководства и сотрудников
Коммерческий директор банка обязан разрабатывать принципы и методы осуществления операций с дериватами, регулярно пересматривать их, четко разграничивать полномочия своих подразделений, обеспечивать эффективный внутренний контроль и функционирование информационной системы оповещения о рисках, организовывать дискуссии среди членов высшего руководства и сотрудников соответствующих подразделений банка по поводу методов оценки и измерения рисков.
Персонал, занимающийся управлением рисками (их измерением, наблюдением и контролем) , должен быть функционально отделен от персонала, занимающегося коммерческими операциями.
Банк должен располагать
подробной собственной
Продуманная внутрибанковская система лимитов и правил позволяет не только ограничивать общие "рискованные" обязательства банков, но и устанавливать соответствующие лимиты для отдельных подразделений банка. О любом превышении установленных лимитов следует сообщать руководству банка, разрешать подобное превышение может только специально уполномоченный на это персонал.
Эффективность управления рисками во многом зависит от качества информационной системы, призванной минимум один раз в день представлять руководству банка информацию о рисках, прибылях и убытках. В свою очередь руководство банка должно следить за тем, чтобы различные элементы системы управления рисками регулярно проверялись и оценивались. В банках, осуществляющих значительный объем операций с дериватами, такие проверки должны проходить не реже одного раза в год. При обнаружении "слабых мест" и серьезных проблем в деятельности банка частота проверок должна быть повышена. Ревизию (аудит) необходимо проводить и при намечающихся изменениях в деятельности банка. Особое внимание при этом следует уделять деятельности коммерческих служб, распределению функций и задач, организации контроля со стороны руководства банка. В банке должны быть организованы различные потоки информации для управления рисками и внутреннего контроля, с одной стороны, и для коммерческих служб - с другой.
Несмотря на быстрое распространение практики управления рисками в банках и других финансовых учреждениях до сих пор существуют различные определения рисков, что затрудняет разработку единых норм и правил управления рисками.
В рекомендациях "Группы
30" и директивах В12 понятия рисков
также трактуются по-разному. Для
ученых-статистиков понятие
Не до конца ясным остается также вопрос о том, какие события считать "нормальными", т.е. не нарушающими сложившейся тенденции, а какие - чрезвычайными, кризисными, ломающими тенденцию. Практически любое понимание риска является законным, поскольку, так или иначе, отражает различные ожидания коммерсантов, управляющих, высшего руководства банков и органов контроля. Именно поэтому при организации системы управления рисками следует учитывать все их аспекты и разновидности.
На состоявшейся в ноябре 1993 г. в Лондоне международной конференции по проблемам управления рисками выдвигались следующие рекомендации.
1. Сотрудники коммерческого
отдела, занимающиеся сбытом
2. Управляющие банков
должны заботиться о
3. Задачами органов контроля являются надзор за обеспечением платежеспособности всей финансовой системы и соответствующей капиталовооруженности всех участников рынка; обеспечение "прозрачности" рынка, т.е. документального подтверждения реального состояния дел в банках и других финансовых учреждениях, которое оценивается с помощью стандартных показателей и критериев; контроль за отклонениями от "нормы".
Таким образом, общей задачей управляющих банков и органов контроля является обеспечение бескризисного функционирования финансовой инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности банков.
Управление рисками в банках - сложная проблема, которая не ограничивается операциями с дериватами. Это многоступенчатый процесс идентификации, оценки (измерения) и контроля за рисками. Следует помнить, что дериваты, будучи инструментами страхования от рисков, сами могут быть источниками рисков - кредитных, рыночных, промышленных и юридических. Главная опасность дериватов заключается в том, что операции с ними, позволяя использовать сравнительно небольшой объем ликвидных средств, могут приносить огромные доходы и столь же огромные убытки.
Вместе с тем дериваты
обладают бесспорными достоинствами,
важнейшими из которых являются следующие:
1) операции с дериватами позволяют
по-новому распределить риски и шансы
на финансовых рынках; 2) дериваты связывают
между собой отдельные рынки,
улучшая тем самым
Управление рисками при
осуществлении коммерческих операций
банков приобретает все большее
значение, независимо от того, связаны
ли эти риски с кассовыми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы еще
раз подчеркнуть большое
Огромные неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике.
При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий российский опыт.
Банковское дело находится
в процессе перемен. Стремясь повысить
экономическую эффективность и
улучшить механизм распределения ресурсов,
правительство предпринимает
Принципы прямого
Финансовая либерализация,
ужесточение конкуренции и
На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии для определения совей роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой политике.
Управление часто определяют
как искусство, не поддающееся определению
и воплощенному в практике. Банковские
аналитики часто принимают
Управленческие системы, в особенности степень их формализации и децентрализации, определяются множеством факторов, включая размеры и структуру банка, стиль управления, а также конкуренцию и экономическое регулирование. По мере расширения и диверсификации банка, больший упор следует делать на неличностные системы управления.
Хотя очень трудно дать
точное определение хорошего управления,
можно выделить несколько моментов,
которые позволяют оценить
Цель управления рисками
заключается в том, чтобы максимизировать
стоимость конкретного
Достаточность капитала - поддержание
достаточного уровня капитала для решения
стратегических задач и выполнения
требований регулятивных органов;
Качество активов - минимизация убытков,
возникающих в результате инвестиционной
или кредитной деятельности;
Ликвидность-доступность недорогих средств
для удовлетворения текущих потребностей
бизнеса;
Чувствительность к изменениям процентной
ставки и валютных курсов - управление
балансовой и забалансовой деятельностью
и для удержания риска в границах общей
политики и т.д.
Каждый элемент риска требует конкретной
политики и характеристики параметров
риска, вырабатываемых совместно директорами
и управление банка. Ключевой задачей
является балансирование, при этом не
обязательно уравнение, этих взаимозависимых
элементов риска. Полное равновесие здесь
невозможно, поскольку действия, предпринимаемые
для снижения одних рисков могут увеличить
другие.
Цели и задачи стратегии управления рисками в большой степени определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку. Основными признаками изменения внешней среды в банковском деле России в последние годы являются: нарастание инфляции, рост количества банков и их филиалов; регулирование условий конкуренции между банками со стороны Центрального банка и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии Центрального банка; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких конкурентов; увеличение потребности в кредитных ресурсах в результате изменения технологий; роста потребности предприятий в оборотном капитале и изменения структуры финансирования в сторону уменьшения банковской доли собственного капитала клиентов банка; учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным отклонением от исполнения требований кредиторов; отсутствие действенных гарантий по возврату кредита.