Управление трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Задача 1. Имеются данные таблицы об уровне продолжительности жизни и неграмотности взрослого населения, а также доле городского населения по состоянию в 1998г.
Задача 2. На основе данных о занятости населения в сфере производства высокотехнологичных товаров и услуг в США необходимо провести анализ данных по строкам и столбцам и сделать соответствующие выводы.

Файлы: 1 файл

Управление трудовыми ресурсами.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Управление трудовыми  ресурсами

 

Вариант 6

 

 

Задача 1.

Имеются данные таблицы об уровне продолжительности  жизни и неграмотности взрослого  населения, а также доле городского населения по состоянию в 1998г.

 

Страна

Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении, лет

Уровень неграмотности  взрослого населения в возрасте 15 лет и старше, %

Городское население, %

М

Ж

М

Ж

1980г.

1999г.

Коста-Рика

74

79

5

5

43

48

Монголия

65

68

28

49

52

63

Перу

66

71

6

16

65

72

Панама

72

76

8

9

50

56

Мексика

69

75

7

11

66

74

Колумбия

67

73

9

9

64

73


 

Необходимо:

а) проанализировать демографические  показатели по каждой стране на основе построения диаграммы;

б) сравнить страны по продолжительности  жизни, уровню неграмотности, доле городского населения в общей численности  населения и указать причины высоких и низких значений показателей.

 

Решение:

а) построим по данным таблицы  диаграммы для наглядности.

 

 

Рис. 1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

 

Из рисунка 1, видим, что  самая большая ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин и у женщин наблюдается в Коста-Рике (74 и 79 соответственно), а самая маленькая и у мужчин, и у женщин – в Монголии (65 и 68 соответственно). Также можно отметить, что продолжительность жизни женщин во всех данных странах выше, чем у мужчин.

 

Рис.2. Уровень неграмотности взрослого населения в возрасте 15 лет и старше, %

 

Из рисунка 2 видим, что  уровень неграмотности взрослого  населения имеет наибольшее значение у мужчин и женщин в Монголии (28 и 49 соответственно). А наименьшее значение неграмотности и среди мужчин, и среди женщин наблюдается в Коста-Рике.

Также из диаграммы видно, что неграмотность женского населения  либо равна, либо больше неграмотности  среди мужского населения.

 

Рис. 3.Городское население, %

 

Из рисунка 3 можно сделать вывод о том, что наибольший процент городского населения в 1980г и 1999г наблюдался в Мексике, а наименьший – в Коста-Рике. Кроме того, видно, что процент городского населения в 1999г по сравнению с 1980г во всех странах увеличился.

 

 

 

 

Задача 2.

На основе данных о занятости населения  в сфере производства высокотехнологичных  товаров и услуг в США необходимо провести анализ данных по строкам  и столбцам и сделать соответствующие  выводы.

 

Сферы производства

Занятость, тыс.чел.

Средний показатель роста, %

1988г.

1998г.

2008г.

1988-1998гг.

1998-2008гг.

Компьютерная обработка  данных

673

1599

3472

9,0

8,1

Производство электронных  компонентов

622

660

820

0,6

2,2

Производство коммуникационного  оборудования

275

282

302

0,3

0,7

Производство компьютеров и офисного оборудования

459

379

369

-1,9

-0,3


 

Занятость населения  в компьютерной обработке данных с 1998г до 2008г постоянно возрастала. Темпы прироста занятости в 1988-1998гг. больше, чем в последующие 10 лет.

Также возрастала занятость  населения в промежутке 1988-2008г. и в производстве электронных компонентов и производстве коммуникационного оборудования. Но показатели роста занятости в этих отраслях наоборот, выше в период 1998-2008гг.

В производстве компьютеров  и офисного оборудования занятость населения убывала на интервале времени 1988-2008г. Поэтому показатель роста отрицательный, сильнее занятость уменьшалась в интервале времени 1988-1998гг.

Если посмотреть на все  отрасли в одном промежутке времени, то можно сказать, что во все указанные  годы (1988г, 1998г и 2008г.) наибольшая занятость населения наблюдалась в компьютерной обработке данных, а наименьшая – в производстве коммуникационного оборудования.

 

 

 

Задача 3

В стране N уровень безработицы в начале года составлял 8,5%. За год численность совокупной рабочей силы увеличился на 6%, а численность безработных выросла на 2%. Определите уровень безработицы в конце года.

 

Решение:

1. Обозначим численность  рабочей силы в начале года  через Чрсн, а численность безработных в начале года через Чбн. Тогда уровень безработицы в начале года будет определяться по формуле:

2. Определим численность  рабочей силы в конце года  по формуле:

Чрск=1,06Чрсн

А численность безработных  в конце года составит:

Чбк=1,02Чбн

Тогда уровень безработицы в конце года будет определяться по формуле:

3. Рассчитаем относительное  изменение уровня безработицы:

0,962-1,0=-0,038

4. Определим абсолютное  уменьшение уровня безработицы,  выраженное в %:

0,038·8,5%=0,19%

5. Рассчитаем уровень  безработицы в конце года по формуле:

Нбк=Нбу-ΔНб=8,5-0,19=8,31%.

 

 

Задание 4.

Назовите основные причины создания служб занятости  населения.

 

На протяжении многих десятилетий экономическая наука  не признавала наличия у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.

Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обусловливает его особое отношение к своей рабочей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей силы речь не идет.

Действительность же показала обратное. Во все времена существования социалистической формы хозяйствования так и не произошло соединения работника со средствами производства. Он как был, так и остался наемным работником со строго фиксированной стоимостью, определяемой минимальными затратами на воспроизводство своей рабочей силы. Следовательно, явно несостоятелен главный аргумент, при помощи которого доказывалось отсутствие при социализме рынка рабочей силы.

В условиях товарно-денежных отношений рабочая сила не может не выступать как товар, поскольку она требует затрат, величина которых зависит от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.

Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ).

Органы ГСЗ были ориентированы  на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости.

Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового  потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план.

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно — повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

 Для этого должны быть решены следующие задачи:

1. повышение спроса  на квалифицированную рабочую  силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;

2. обновление кадрового  потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях);

3. усиление роли профессионального  труда в росте доходов и  соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд — высокие заработки);

4. упреждающая профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;

5. расширение гибкости  рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

6. максимально возможное  привлечение безработных к общественным  и другим временным работам;

7. совершенствование  учета безработных и предоставления  пособий;

8. оказание дифференцированной  социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.

Решение этих задач обеспечит  активизацию характера политики занятости.

 

Задание 5.

Каким образом  государство влияет на формирование и регулирование предложения труда?

 

Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Во-первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокийнсианцев.

Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений.

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами