Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:51, реферат
Управление затратами – это средство высокого достижения экономического результата предприятия.
Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии.
Основы
управления затратами
на предприятиях.
Управление затратами – это средство высокого достижения экономического результата предприятия.
Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии.
Особенность затрат как предмета управления:
Предприятие как объект управления – это сложная, динамичная, производственная, социально-экономическая, техническая и организационная система, открытая воздействию внешней среды. В производственном процессе объединяются различные вещественные элементы и людские ресурсы, между которыми существует множество связей. Предприятие является многоэлементным образованием и делится, в зависимости от применяемого основания (признака) деления, на различные множества элементов (подсистемы).
В
зависимости от объектов управления
можно выделить подсистемы управления:
производственными процессами, материально-техническими
ресурсами, персоналом и др. К таким
подсистемам можно отнести
Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения.
Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т.е. управляющая система.
Таким
образом, система управления затратами
это целевая, многоуровневая система,
где объект управления – затраты
организации, а субъект управления
затратами – управляющая
Цели
системы управления затратами (рис.1)
рассматриваются в системе
В условиях административного управления цели предприятия во многом задавались вышестоящими уровнями управления, например, по управлению затратами: в виде заданий по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции; по снижению затрат на 1 р. товарной продукции, по предельному уровню затрат и др.
В
условиях рыночной экономики у предпринимателей
появилась возможность выбора целей.
Выбор и формулирование
целей определяются стратегией предприятия
и конкретными условиями их реализации
на ближайший период.
Рис.1
Цели управления затратами в
В современных условиях целями предпринимателей могут быть как экономические показатели, так и имиджевые:
В части затрат на производство могут быть поставлены цели:
Основными
функциями системы
управления затратами (рис.2)
следует считать
прогнозирование
и планирование, учет,
контроль (мониторинг),
координацию и
регулирование, а
также анализ затрат.
Рис.2
Структура функций управления затратами
Планирование затрат может быть перспективным – на стадии долгосрочного планирования и текущим – на стадии краткосрочного планирования. Точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями. Краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами (сметами).
Организация
– важнейший элемент эффективного управления
затратами. Она устанавливает, кто, в какие
сроки, с использованием какой информации
и документов, какими способами управляет
затратами в предпринимательской структуре.
Определяются центры возникновения затрат
и центры ответственности. Разрабатывается
иерархическая система линейных и функциональных
связей менеджеров и специалистов, связанных
с управлением затратами. Эта схема должна
быть совместима с организационно-
Координация, взаимозаменяемость и регулирование затрат – это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют предприятия избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.
Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике принято разделение учета на два вида: производственный и финансовый.
Производственный
учет, как правило, отождествляется
с учетом затрат на производство и
калькулированием себестоимости продукции.
В своем развитии производственный
учет трансформировался в
Производственный учет ориентируется на методику отражения затрат на производство, а управленческий – на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для менеджеров внутри организации с целью помочь им принять решение.
Финансовый учет призван предоставлять информацию пользователям вне предприятия и предполагает сравнение затрат с доходами для определения прибыли.
Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.
Анализ затрат является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов предприятием, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить материалы для снятия рациональных управленческих решений.
Активизация и стимулирование - это воздействие на участников производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используют как материальные, так и моральные стимулы. Достижение основной цели предприятия – получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат путем управление затратами - это динамический процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата
деятельности
предприятия.
Основные принципы управления затратами выработаны практикой и сводятся к следующему:
Наибольший удельный вес во всех расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Совокупность производственных затрат показывает, во что обходится предприятию изготовление выпускаемой продукции, т.е. составляет производственную себестоимость продукции. Предприятия производят затраты по реализации продукции, т.е. осуществляют внепроизводственные, или коммерческие расходы (на транспортировку, упаковку, хранение, рекламу, и др.).
Производственная себестоимость и коммерческие расходы составляют полную, или коммерческую, себестоимость продукции. Ее реальное определение на предприятии необходимо для:
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимость используемых в процессе производства (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов, трудовых затрат, а также прочих затрат на производство. Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
Материальные затраты - наиболее крупный элемент затрат на производство. Их доля в общей сумме затрат составляет 60-90% лишь в добывающих отраслях промышленности она невелика. Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного пользования или реализации, учитывая, что отходы одного производства могут служить полноценным сырьем для другого). В стоимость сырья и материалов включатся комиссионные вознаграждения, оплата брокерских и других посреднических услуг. К материальным затратам также относятся: