Уровень и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности уровня жизни, его показателей, а также факторов роста и динамики в РБ.
Для достижения поставленной цели курсовой работы поставим перед собой следующие задачи:
- раскрыть сущность качества и уровня жизни населения;
- рассмотреть показатели уровня жизни;
- выявить проблемы преодоления бедности;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Уровень жизни и его показатели………………………………………………………….5
1.1. Качество и уровень жизни населения…………………………………………………..5
1.2. Показатели уровня жизни……………………………………………………………….8

2. Проблемы преодоления бедности и система социальной защиты населения……………………………………………………………………………………...17
2.1. Проблемы преодоления бедности и отсталости……………………………………..17
2.2. Система социальной защиты населения…………………………………...................20

3. Уровень и качество жизни населения в РБ: Оценка и перспективы его повышения……………………………………………………………………………………..25
3.1. Оценка уровня и качества жизни населения в РБ……………………………………25
3.2. Пути повышения уровня и качества жизни населения в РБ в 2011-2015 годы…………………………………………………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Уровень и качество жизни населения.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

По оценке ряда исследователей, в решении проблемы бедности существует ряд сложностей:

1. Всегда сложно определить  критерий бедности, так как ее  границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда обращают внимание на реальное положение.

Например, часто бедность по доходам дополняется сохранением высокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки жилплощади, автотранспорт и т.д.). Такое имущество вполне может служить источником для получения дополнительных (скрытых) доходов.

2. Уровень бедности непосредственно зависит от таких внешних обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменение обменного курса национальной денежной единицы и т.д. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется в непродуманной экономической политике.

Вывод: изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.

  1. Существует прямая зависимость между уровнем личных доходов и жизненным циклом индивидуума. Поэтому уровень жизни есть смысл определять не только текущими доходами, но и массой доходов, получаемых индивидуумом во всем жизненном цикле (т.е. учитывать ранее сделанные сбережения, накопление средств для получения пенсии по старости, возможность получения кредита для обучения и т.д.).
  2. Выявление самой бедности еще не означает ее автоматическое преодоление, так как финансовые возможности общества всегда ограничены. Это обязывает прибегать к оказанию адресной помощи нуждающимся семьям [15, с. 305].

В свою очередь это предполагает использование процедуры специальной проверки реального состояния доходов и имущества бедных семей. Однако сбор и систематизация дополнительной информации, раскрывающей реальное положение дел, сами по себе являются дорогостоящим мероприятием.

  1. В категорию бедных, особенно в переходный период, часто попадают и те члены общества, которые официально имеют рабочее место. Такая ситуация требует реформирования национальной системы регулирования оплаты труда и наемных отношений, установления тарифной ставки первого разряда не ниже уровня МПБ.
  2. Поддержка социально ущемленных слоев населения должна сочетаться с укреплением мотивации к труду.

Исследование уровня жизни (благосостояния), бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.

В заключение отметим, что многие развивающие страны (особенно наименее развиты) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости. Оно осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов. Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП, в том числе для стран Тропической Африки – даже более 5%, хотя в расчете на каждого жителя этого региона это всего 26 долл. В год (2011 г.).

Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции – прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира.

Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью использования получаемых средств.

 

    1. Система социальной защиты населения

Для того, чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут никогда не наступить.

Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%. Есть и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека на всю жизнь (инвалидность, болезнь).

В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:

- несчастные случаи (страховой  случай), инвалидность с детства  и т.п.;

- потерю работы;

- необратимые физиологические  изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;

- старость, беспомощность  и смерть;

- потерю кормильца [20, с. 113].

К сожалению, такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна. Возникает вопрос: в каких пределах человек может защищать сам себя от нежелательных событий такого рода?

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

- высокопроизводительный  труд и получение достаточного  текущего дохода;

- имущество и сбережения, что позволяет экономить на  соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

- поддержка со стороны  других членов семьи, имеющих  стабильные доходы.

Все это очень хорошо. Но работу можно потерять, с родственниками расстроить отношения, а отсутствие полноценной работы не позволяет наращивать личное состояние, откладывать деньги на старость. Так что формируется порочный круг.

Вывод: кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т.е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита – система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т.д.

Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия.

Функционирование системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Направления социальной защиты. Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (см. рис. 2.1.) [9, с. 218].

Система социальной защиты


 

                         Социальное обеспечение                 Социальные гарантии


Социальное страхование      Социальная помощь


Пенсия, пособие                    Льготы, выплаты         Минимум базовых социальных услуг

Рис. 2.1. Основные направления системы социальной защиты

Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование – это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (см. рис. 1.1).

Социальный риск – наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты нетрудоспособности по старости и т.д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии избежать социального риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на ом или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

- выплаты трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по  случаю потери кормильца, за выслугу  лет), а также социальных пенсий  и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые  отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

- выплаты по временной  нетрудоспособности (основная часть  расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где  используются средства Фонда  социального страхования;

- пособия по безработице.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:

- страховые взносы застрахованных;

- страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная помощь – оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат (см. рис. 2.1). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Белорусский ракурс. Доля населения, имеющего в Беларуси право на получение различных видов социальной помощи, составляет примерно 70-75%. Если же учитывать возможность предоставления специфических видов социальной помощи (ритуальное пособие, пособие при рождении ребенка и др.), то тогда и все 100% населения республики предстают как потенциальные льготники [8, с. 215].

Минимальные социальные гарантии – важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная поддержка включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

В заключение отметим, что выполняя данную социальную функцию, государство:

- законодательно устанавливает  минимальные нормативы обеспечения  граждан страны социальными благами;

-осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.);

- устанавливает минимальные  размеры оплаты труда, пенсий, пособий  по безработице, стипендий.

На практике мероприятия социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы социальной политики государства.

 

  1. Уровень и качество жизни населения в Республике Беларусь:

оценка и перспективы его повышения

 

3.1. Оценка уровня  и качества жизни населения  в Республике Беларусь

Прежде, чем перейти к динамике уровня жизни в Республике Беларусь, следует обратиться к данным, составленным Организацией Объединенных Наций по данному вопросу.

Согласно рейтингу стран мира в 2012 году по уровню жизни по данным популярного института Legatum Institute: Беларусь занимает 54 место.

Рейтинг составлялся на основе анализа данных по средней продолжительности жизни в странах, уровню грамотности, возможности получения образования и доходов на душу населения.

Национальный статистический комитет РБ опубликовал следующие основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в РБ за 2007-2011 гг. (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Информация о работе Уровень и качество жизни населения