Уровень и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности уровня жизни, его показателей, а также факторов роста и динамики в РБ.
Для достижения поставленной цели курсовой работы поставим перед собой следующие задачи:
- раскрыть сущность качества и уровня жизни населения;
- рассмотреть показатели уровня жизни;
- выявить проблемы преодоления бедности;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Уровень жизни и его показатели………………………………………………………….5
1.1. Качество и уровень жизни населения…………………………………………………..5
1.2. Показатели уровня жизни……………………………………………………………….8

2. Проблемы преодоления бедности и система социальной защиты населения……………………………………………………………………………………...17
2.1. Проблемы преодоления бедности и отсталости……………………………………..17
2.2. Система социальной защиты населения…………………………………...................20

3. Уровень и качество жизни населения в РБ: Оценка и перспективы его повышения……………………………………………………………………………………..25
3.1. Оценка уровня и качества жизни населения в РБ……………………………………25
3.2. Пути повышения уровня и качества жизни населения в РБ в 2011-2015 годы…………………………………………………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………………………….40
Литература……………………………………………………………………………………..43

Файлы: 1 файл

Уровень и качество жизни населения.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

- определение минимальных  государственных пенсионных гарантий  на уровне, предусматривающем снижение  малообеспеченности среди пожилых  и инвалидов;

- повышение эффективности  государственных пенсионных расходов, в т ом числе на основе  рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия и финансировании пенсионной системы;

- содействие развитию  программ дополнительного добровольного  пенсионного страхования в рамках  коммерческого страхования и  привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений в первую очередь будет оказываться поддержка тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов [10, с. 27].

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности социальной поддержки населения будет обеспечено путем:

- усиления мер социальной  поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

- повышение адресности  оказания социальной помощи;

- внедрения новых социальных  технологий, расширения перечня  и повышения доступности социальных услуг;

- создания условий для  трудовой и социальной реабилитации  инвалидов и лиц с особенностями  психофизического развития;

- улучшения условий проживания  граждан в стационарных учреждениях  социального обслуживания: создания  домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные меры позволят обеспечить рот реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

Согласно раздела 4.4 «Здравоохранение» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, медицинская помощь для граждан РБ останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран [10, с. 27].

Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

Решение поставленной задачи предусматривает:

-развитие современной инфраструктуры медицинских услуг;

- повышение качества медицинского  обслуживания населения;

- внедрение в  медицинскую  практику результатов отечественных  научных исследований и разработок  в области профилактики и лечения  болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии;

- расширение использования  в отечественной системе здравоохранения  высокотехнологичных разработок  в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных  информационных технологий;

- обеспечение доступности  медицинской помощи как для  городского, так и для сельского  населения, включая эффективные, безопасные  и качественные лекарственные  средства;

- внедрение новых эффективных  методов профилактики, диагностики  и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок;

- рост экспорта медицинских  услуг;

- увеличение инвестиций  в здравоохранение за счет  расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения;

- укомплектование медицинскими  кадрами первичного звена, повышения  уровня укомплектованности врачами  и средним медицинским персоналом  до 100 процентов.

Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году) [10, с. 28].

Согласно раздела 4.5 «Образование» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, период реформирования в белорусской системе образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком [10, с. 29].

Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Для их решения предусматривается реализация следующих направлений:

- развитие системы образования  на основе внедрения современных  коммуникационных и информационных  технологий;

- оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

- придание университетам  функций центров научно-инновационной  деятельности, создание и развитие  при них субъектов инновационной инфраструктуры;

- совершенствование системы  воспитательной и идеологической  работы с учащейся молодежью;

- интеграция профессионального  образования, науки и производства;

- улучшение материально-технического  и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;

- повышение кадрового потенциала системы образования;

- увеличение уровня обеспечения  студентов дневной формы получения  образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;

- интеграция национальной  системы образования в единое  Европейское пространство высшего  образования, присоединение к Болонскому  процессу, создание национальной  системы оценки качества образования  с учетом международных требований.

Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

Согласно раздела 4.6 «Культура» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, главное предназначение национальной культуры – консолидировать народ  на основе общих традиций и ценностей, воспитывать патриотов, развивать и приумножить творческий потенциал народа, создавать условия и гарантии для всестороннего развития личности, удовлетворения ее эстетических потребностей, реализации способностей и талантов.

Решение поставленных задач будет обеспечено за счет:

- сохранения и обогащения  культурного наследия;

- поддержки отечественных  производителей объектов культуры  и искусства, развития кинематографии, профессионального искусства, народного  творчества;

- повышения качества, обеспечения доступности и разнообразия современных услуг культуры для всех граждан, включая жителей села и малых городов;

- формирования и укрепления  позитивного культурного имиджа  Беларуси за рубежом [10, с. 29].

Результатом проводимой политики станут сохранение культурного наследия страны, укрепление культурного потенциала нации, повышение качества, доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев населения.

Согласно раздела 4.7 «Физическая культура, спорт и туризм» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, государственная политика в области физической культуры и спорта будет направлена на дальнейшее формирование системы стимулов, обеспечивающих высокую степень заинтересованности людей в занятии физкультурой и спортом, укрепление физического здоровья населения, повышение имиджа страны в мировом спортивном сообществе.

Согласно раздела 4.8 «Обеспечение населения жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по доступным ценам, улучшать качество жилья и жилищно-коммунальных услуг.

Приоритетными направлениями развития жилищной сферы являются:

- расширение жилищного  строительства за счет всех источников финансирования в соответствии с принятыми европейскими стандартами качества жилья;

- увеличение объемов строительства  жилья для граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, сокращение сроков пребывания  на учете нуждающихся, а также строительство жилых помещений социального пользования для отселения граждан, проживающих в аварийных и ветхих домах;

- внедрение форм долгосрочного  кредитования граждан и организаций  для жилищного строительства (системы  жилищных строительных сбережений, ипотечного кредитования и других форм);

- создание рынка арендного  жилья;

- оказание услуг жилищно-коммунального  хозяйства в соответствии с  государственными социальными стандартами  обслуживания населения;

- снижение затрат на  оказание жилищно-коммунальных услуг населению на основе внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий;

- повышение уровня возмещения  населением затрат на оказание  жилищно-коммунальных услуг с  учетом роста доходов;

- увеличение объемов капитального  ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда и сокращение сроков их проведения;

- улучшение благоустройства  территории, прилегающей к жилым  домам, создание мест для стоянки  автомобилей, развитие коммунальной  инфраструктуры населенных пунктов, особенно в сельской местности  и малых городских поселениях [10, с. 30].

В 2015 году уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27-28 кв. метров (в 2010 году – 24,1 кв. метра). Ускоренными темпами будут решаться задачи обеспечения комфортности и доступности жилья, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.

Согласно раздела 4.9 «Молодежная политика» Основных положений Программы социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы, главными задачами молодежной политики являются создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их вовлечение во все сферы жизнедеятельности общества.

 

Заключение

В заключении данной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Качество жизни – совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое, социальное и культурное благополучие населения.

Понятно, что при оценке качества жизни нет возможности использовать некий универсальный показатель. Ведь речь идет о субъективной оценке условий существования и развития человека. При оценке качества жизни на первом месте – уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состояние здоровья нации и продолжительность жизни в стране. Следует учитывать степень достижения прогрессивных норм потребления, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени и рациональность его использования.

Уровень жизни определяется степенью обеспечения населения материальными, социальными и духовными благами, необходимыми для жизни.

  1. ООН выделяет 12 групп показателей такого рода, включая: демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность); санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятости; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека.
  2. Всегда сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда обращают внимание на реальное положение.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения