Уровень экономического развития страны и факторы, его определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Данная тема актуальна для нашей страны. Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Выявить сущность, типы и факторы экономического роста и развития;
2) Рассмотреть и изучить модели экономического роста;
3) Особенности современного этапа экономического роста в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....
Глава 1. Теоретические основы экономического развития
1.1. Понятие экономического развития страны………………………………
1.2. Типы и модели экономического развития………………………………..
1.3. Факторы, определяющие экономическое развитие государства………..
Глава 2. Анализ экономического развития России на современном этапе
2.1. Динамика экономического развития РФ……………………………….....
2.2. Роль государства в экономическом развитии страны..…………………. Глава 3. Проблемы и перспективы экономического развития России
3.1. Проблемы современного этапа экономического роста в стране…………………………………………………………………………….
3.2. Основные приоритеты экономического развития
Российской Федерации в 2011 - 2013 гг……………………………………....
Заключение……………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая работа по макре защита.docx

— 525.06 Кб (Скачать файл)

•  Объем импорта товаров  в январе-июле 2010 г. увеличился на 27,3% (в январе-июле 2009 г. снизился на 40,2%). Сальдо торгового баланса за январь-июль 2010 г. по сравнению с январем-июлем 2009 г. увеличилось в 1,8 раза и составило 96,6 млрд. $ США.

•  Международные резервы РФ увеличились за январь-сентябрь 2010 г. на 11,5%, без учета совокупного  объема средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния – на 24,9%.

Номинальный объем ВВП за 2010 г. оценивается  в размере 45175 млрд. рублей, что на 218 млрд. рублей, или на 0,5%, выше предусмотренного указанным Федеральным законом (44957,0 млрд. рублей). Темп роста ВВП сохранен на уровне 104%. Оценка индекса-дефлятора  ВВП составляет 111,1% (110,7%).

  Ожидаемая среднегодовая мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2010 г. составляет 75 $ США за баррель и соответствует уровню, установленному при формировании федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., а среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) – 265 $ США за тыс. куб. м, что на 5% ниже значения, установленного названным Федеральным законом (279 $ США за тыс. куб. м).

Прогнозируемый объем ВВП составляет:

•  2011 г. – 50389 млрд. р. при темпе  роста 104,2% и индексе-дефляторе 107,1%;

•  2012 г. – 55950 млрд. р. при темпе  роста 103,9% и индексе-дефляторе 106,9%;

•  2013 г. – 61920 млрд. р. при темпе  роста 104,5% и индексе-дефляторе 105,9%.

      Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу при формировании, рассчитан исходя из следующих внешних условий:

•  среднегодовых мировых цен  на нефть марки «Юралс» в 2011–2013 гг. на уровне 75–79 $ США за баррель  при постепенном снижении объемов  поставок нефти на экспорт с 249 млн.тонн в 2011 г. до 245 млн.тонн в 2013 г. (по оценке, 247,6 млн. тонн в 2010 г.);

•  среднеконтрактных цен на природный газ (включая страны СНГ) в 2011–2013 гг. на уровне 270–284 $ США за тыс. куб. м, при этом объем экспорта природного газа увеличивается – с 210,1 млрд. куб. м в 2011 г. до 240,6 млрд. куб. м в 2013 г. (по оценке, 185,2 млрд. куб. м в 2010 году);

•  восстановления темпов роста  мировой экономики на уровне 103,8–104,2% в год. При этом прогнозируется, что  рост российской экономики превысит темпы роста мировой экономики: в 2011 г. – на 0,4 процентного пункта и в 2013 г. – на 0,3 процент. пункта, а в 2012 г. будет ниже на 0,1 процент. пункта.

  Согласно прогнозу внутренние условия характеризуются:

•  постепенное снижение уровня инфляции (декабрь к декабрю предыд. года) с 6–7% в 2011 г. до 4,5 – 5,5% в 2013 г. (по оценке, 7–8% в 2010 г.);

•  незначительным ослабление среднегодового номинального курса рубля к доллару США с 30,5 руб. за 1 $ США в 2011 г. до 30,7 руб. за 1 $ США в 2012 г. и до 31 руб. за 1 $ США в 2013 г. (по оценке, 30,4 руб. за 1 $ США в 2010 г.);

•  снижение индекса реального эффективного обменного курса рубля (к предыд. году) с 105,7% в 2011 г.до 97,9% в 2013 г. (по оценке, 110,7% в 2010 г.);

•  сокращение численности экономически активного населения с 73,2 млн. чел. в 2011 г. до 72,9 млн. чел. в 2013 г. (по оценке, 73,2 млн. чел. в 2010 г.).

   

  Реализация прогноза завист как от внешних факторов, связанных с динамикой изменения цен, физических объемов по основным товарам российского экспорта и скорости восстановления мировой экономики, так и от внутренних, обусловленных формированием условий для ускорения роста потребительского и инвестиционного спроса.

   Анализ показывает, что прогноз цены на нефть марки «Юралс» на уровне 75–79 $ США за баррель на 2011–2013 годы может быть реализован.

В то же время, по оценкам ряда экспертных организаций, цена на нефть марки  «Юралс» может быть существенно  выше 80 $ США за баррель (до 100–104 $ США  за баррель), что окажет существенное влияние на повышение устойчивости платежного баланса, способствовует увеличение доходов бюджета, но усиливает риски укрепления рубля.

     Возможность развития ситуации в данном направлении связана с наблюдаемой в 2010 г. нестабильностью мировой экономики, что приводит к замедлению темпов ее роста и, соответственно, к снижению спроса и уровня потребления нефти на мировом рынке.

   В представленных по прогнозу материалах Минэкономразвития России учитывается возможность отклонения мировых цен на нефть марки «Юралс» от принятых в базовом сценарии. Поэтому разработаны два дополнительных сценария возможного развития событий в экономике страны.

•  Так, по варианту 2с мировые  цены на нефть увеличиваются с 81 $ США за баррель в 2011 г. до 90 $ США  за баррель в 2013 г.

•  В варианте 1а учтена снижение мировых цен на нефть до уровня 60 $ США за баррель в 2013 г., что приводит к существенному замедлению темпов роста российской экономики (до 102,2%) при значительном ослаблении курса рубля к доллару США. По расчетам Счетной палаты, снижение цены на нефть марки «Юралс» на 1 $ США приводит к снижению доходов федерального бюджета на 53–55 млрд. рублей.

   Зависимость бюджетной системы РФ от внешних факторов и прежде всего от конъюнктуры мировых цен на нефть и других товаров традиционного российского экспорта находится на недопустимо высоком уровне. РФ, обеспечивая около 15% мировой торговли нефтью, поставляя на рынки Европы более 50% своего экспорта нефти, участвовует в процессе ценообразования на указанный стратегически важный вид сырья.

   В 2011–2013 гг. восстановление положительной динамики экономического роста, реальный объем ВВП за этот период увеличивается на 13,1%, однако его рост будет значительно ниже, чем в докризисный период (за 2006–2008 годы – на 23,5%).

  В целом за 2001–2010 гг. реальный объем ВВП увеличивается в 1,59 раза, что не обеспечило решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи удвоения ВВП за 10 лет. С учетом прогнозных данных на 2011–2013 гг. реальный объем ВВП в 2004–2013 гг. возрастет в 1,53 раза, что также не позволяет реализовать намеченную целевую установку.

     Данные о номинальных объемах ВВП, темпах роста ВВП и индексах-дефляторах ВВП за 2003–2013 гг. представлены на следующей диаграмме.

Прирост промышленного производства в 2011–2013 гг. составит 13,1% (за 2006–2008 гг. – 14,2%), продукции сельского хозяйства  – 17% (18,6%). Экспорт товаров (физический объем) в 2011–2013 гг. увеличился на 6,5% (за 2006–2008 гг. – на 7,7%), физический объем импорта товаров вырос на 30,7% (в 1,7 раза). В этих условиях предполагается, что инвестиции в основной капитал увеличелись на 22,3% (на 57,4%), оборот розничной торговли – на 17,5% (на 50,4%).

   Анализ динамики показателей, характеризующих экономическое развитие Российской Федерации, свидетельствует о том, что, по прогнозу, в 2010–2013 гг. предполагается некоторая стабилизация экономического роста на относительно невысоком уровне по сравнению с зарубежными странами, особенно на фоне более глубокого спада в 2009 г. российского ВВП по сравнению с большинством стран мира.

   Базовый вариант прогноза предполагает, что в 2010–2013 гг. темпы роста российской экономики превышает невысокие показатели роста экономик развитых стран при существенном отставании от экономической динамики развивающихся стран, в частности, крупнейшей – Китая. В 2010–2013 гг. (по базовому варианту прогноза) среднегодовой темп прироста российской экономики составил 4,1%, США – 2,6%, Еврозоны – 1,4%, Японии -1,6%, Китая – 8,9%, СНГ (без России) – 4,9%. В результате в 2013 г. ВВП превысил уровень 2008 г. в России – на 8,4%, в США – на 8%, в Китае – на 52,9%, в СНГ (без России) – на 13,1%.

   При рассмотрении тенденций мировой экономики необходимо отметить неустойчивый характер общего экономического развития в 2010 г., по оценкам международных экспертов.

 По показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности валют в 2010–2013 гг. сохраняется существенное отставание России не только от экономически развитых, но и от ряда других стран. При этом наилучший времени показатель ВВП на душу населения от уровня США, достигнутый Россией в 2008 г. – 33,6% (по оценке МВФ), может быть восстановлен к 2011 г., в 2013 г. он может составил 35,5% уровня США.

  Динамика  соотношений среднедушевого ВВП  в России и странах с различным  уровнем экономического развития  со среднедушевым уровнем в  США представлена на следующей  диаграмме. (Рисунок № 2)

ВВП на душу населения (по ППС), США=100%

   В целом сопоставление прогнозов Минэкономразвития России и ведущих международных экономических организаций свидетельствует о том, что позиции России относительно экономически развитых стран по важнейшим макроэкономическим параметрам в ближайшей перспективе качественно не улучшатся. Кроме того, Россия заметно уступает по динамике макроэкономических показателей ряду развивающихся стран, в том числе и некоторым странам СНГ.

 

 

 

 

 

2.2. Роль государства в экономическом развитии страны

 

 

Реальные  располагаемые доходы (РДН) увеличился в 2011 и в 2012 гг. – на 3,6% ежегодно, в 2013 г. – на 4,2%. Реальная заработная плата увеличилась в 2011 г. – на 3,5%, в 2012 г. – на 4%, в 2013 г. – на 4,7%, т.е. более низкие темпы роста данного показателя по сравнению с 2010 г., что сдерживает активизацию внутреннего потребительского спроса в плановом периоде.

    В среднесрочном периоде рост прожиточного минимума в среднем на душу населения опережает рост потребительских цен на 2,5 процент. пункта. Предлагаемая в прогнозе относительно медленная динамика восстановления доходов населения препятствует более активному сокращению численности малообеспеченного населения. В результате численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась с 12,5% общей численности населения в 2010 г. до 11,3% в 2013 г., т.е. лишь на 1,2 процентного пункта.

  Уменьшение общей численности безработных (в среднем за период) с 5,6 млн. человек в 2010 г. до 4,9 млн. человек в 2013 г.

   В условиях необходимости реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, повышаются требования к качеству прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и на плановый период. Этот прогноз должен не только с большой степенью надежности определять исходные условия для разработки проекта феде-рального бюджета, но и иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.

   По мнению Счетной палаты, подготовка прогнозов осуществляется в тесной взаимной увязке с концепцией, долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны и бюджетной стратегией. Во-первых, синхронизация и четкое согласование между собой стратегий и концепций, с отраслевыми программными документами и, во-вторых, разработка комплекса мер и плана действий по реализации намеченных в прогнозе на ближайший плановый трехлетний период индикаторов. В случае отклонения прогнозируемых индикаторов от целевых Правительством РФ должны быть предприняты соответствующие меры.

   Проведенный Счетной палатой сопоставительный анализ прогноза развития экономики страны на период до 2013 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ период до 2020 г. (далее–Концепция) подтвердил наличие имеющихся проблем при прогнозировании, так как предлагаемый прогноз не обеспечивает достижения целевых экономических индикаторов, предусмотренных в Концепции.

   Например, на 1 этапе реализации Концепции (2012 г. к 2007 г.) темпы роста ВВП составили 137–138%, на 2 этапе (2020 г. к 2012 г.) – 164–166%, что позволило бы к 2020 г. по сравнению с 2007 г. увеличить ВВП в 2,25–2,3 раза. Однако существенное снижение макроэкономических показателей в 2009 г. вследствие финансово-экономического кризиса и последующее прогнозируемое относительно медленное восстановление экономики не позволяет достичь намеченного на первом этапе реализации        Концепции целевого индикатора роста ВВП. Так, по данным прогноза, темп роста ВВП составил в 2012 г. по сравнению с 2007 г. лишь 109,1%. Таким образом, для достижения целевого значения Концепции объем ВВП должен в 2020 г. относительно 2012 г. увеличиться ≈ в 2,1 раза, а среднегодовые темпы роста ВВП в 2013–2020 гг. должны быть не ниже 109,5–109,8%.

Аналогичные риски содержатся в  достижении и некоторых других целевых  макроэкономических индикаторов, представленных в таблице, характеризующей темпы роста макроэкономических показателей. (Рисунок №3)

  Имеющиеся риски, связанные с достижением намеченных в Концепции целевых макроэкономических индикаторов, требуют их корректировки, обусловленной изменившимися условиями.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  экономического развития России

 

3.1.  Проблемы современного этапа  экономического роста в  стране

 

   Определенный риск для макроэкономической стабильности и экономического роста создает высокая степень неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде.

   В предлагаемом прогнозе на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. ослабление среднегодового номинального курса рубля к доллару США (среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю в 2011 г. 30,5 рубля за 1 $ США, в 2012 г. – 30,7 рубля за 1 $ США и в 2013 г. – 31 рубль за 1 $ США (по оценке, 30,4 рубля за 1 доллар США в 2010 году).

    Прогнозируемые серьезные изменения в курсовой политике оказывают существенное влияние на доходную часть бюджетной системы, а также затрудняют возможность хозяйствующим субъектам выстраивать долгосроч-ные прогнозы своего развития. При этом снижение цен на нефть на мировом рынке и увеличение оттока капитала вероятность ослабления курса рубля к доллару США существенно возрастает.

  Для бюджетной системы РФ ослабление курса рубля к доллару США будет означать, с одной стороны, получение дополнительных доходов, в том числе и из-за курсовой разницы, а с другой усиление инфляции, замедление роста реальных располагаемых доходов населения, повышение процентных ставок, включая ставки по кредитам, что приведет к ограничению возможностей активизации инвестиционной деятельности. В конечном итоге не исключена вероятность замедления экономического роста в целом.

   В то же время нельзя исключить риски укрепления курса рубля к доллару США в рассматриваемом перспективном периоде.

Вероятность такого развития событий  связана с возможным ростом цен на нефть на мировых рынках сверх планируемого в прогнозе уровня в случае более динамичного выхода из кризиса мировой экономики и обусловленного этим увеличения спроса на нефть на мировых рынках. Укреплению курса рубля к доллару США может способствовать увеличение притока иностранного капитала в Россию.

  Кроме того, необходимость обеспечения достижения целевых уровней инфляции в 2011–2013 гг. требует реализации более жесткой денежно-кредитной политики, что способствует укреплению рубля.

   Государство предусматривает прирост инвестиций в основной капитал в 2011 г. на 10%, в 2012 г. – на 3,5%, в 2013 г. – на 7,4% (в 2010 г., по оценке – на 2,5%), что не вполне согласуется с тезисом о повышении инвестиционной активности в прогнозе.

Информация о работе Уровень экономического развития страны и факторы, его определяющие