Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:46, курсовая работа
Данная тема актуальна для нашей страны. Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Выявить сущность, типы и факторы экономического роста и развития;
2) Рассмотреть и изучить модели экономического роста;
3) Особенности современного этапа экономического роста в России.
Введение………………………………………………………………………....
Глава 1. Теоретические основы экономического развития
1.1. Понятие экономического развития страны………………………………
1.2. Типы и модели экономического развития………………………………..
1.3. Факторы, определяющие экономическое развитие государства………..
Глава 2. Анализ экономического развития России на современном этапе
2.1. Динамика экономического развития РФ……………………………….....
2.2. Роль государства в экономическом развитии страны..…………………. Глава 3. Проблемы и перспективы экономического развития России
3.1. Проблемы современного этапа экономического роста в стране…………………………………………………………………………….
3.2. Основные приоритеты экономического развития
Российской Федерации в 2011 - 2013 гг……………………………………....
Заключение……………………………………………………………………...
Список используемой литературы…………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..
Доля инвестиций в основной капитал в объеме ВВП увеличивается с 19,5% в 2010 г. до 20,8% в 2011 г., 20,9% в 2012 г. и 21,9% в 2013 г. Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал в 2011 г. составил 108,2%, в 2012 г. – 108%, в 2013 г. – 107,9% (в 2010 г., по оценке, – 108,4%).
По проекту ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», скорректированный в сторону увеличения целевой параметр инфляции в размере 8% соответствует верхней границе представленной в прогнозе годовой оценки уровня инфляции в 2010 г. – 7–8%.
Прогноз индекса потребительских цен (106–107% в 2011 г.) носит целевой характер и может был достигнут в случае согласованных действий Правительства РФ и Центрального банка РФ.
Определенное влияние увеличение инфляции может оказазывает рост денежной массы (агрегат М2). Темпы роста денежной массы (М2) и ИПЦ в процентах к соответствующему месяцу предыдущего года за период с января 2006 г. по август 2010 г. представлены на следующем графике.
Динамика роста денежной массы (агрегат М2) и индекса потребительских цен (в% к соответствующему периоду предыдущего года).
В среднесрочном периоде постепенное снижение целевого параметра инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 6–7% в 2011 г. до 5–6% 2012 г. и 4,5–5,5% в 2013 г.
В прогнозе
отмечается, что «приоритетной задачей
тарифной политики в 2011–2013 гг. является
ограничение темпов роста цен
и тарифов субъектов
Однако рост цен и тарифов
на продукцию (услуги) субъектов естественных
монополий планируется
Так, ежегодный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для населения в 2011–2013 гг. составил 10% и превысил среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен соответственно в 2011 г. на 2,1 процент. пункта, в 2012 г. – на 4,3 процент. пункта, в 2013 г. – на 4,6 процент. пункта. При этом доля электроэнергии, реализуемой на свободном рынке, возрос с 28,7% в 2009 г. до 53% в 2010 г. и до 76% в 2011–2013 гг.
Регулируемые оптовые цены на газ природный для населения увеличились в 2011 г. на 17,1%, в 2012 г.–на 19,2%, в 2013 г. – на 15% и превысили среднегодовой прогнозируемый уровень потребительских цен на 9,2 процент. пункта, на 13,5 процент. пункта и на 9,6 процент. пункта соответственно.
В соответствии с базовым сценарием прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 г. индекс-дефлятор ВВП в 2011 г. составил 107,1%, в 2012 г. – 106,9%, в 2013 г. – 105,9%. По мнению Счетной палаты, прогнозируемые значения индекса-дефлятора ВВП согласуются с динамикой индексов цен по показателям, оказывающим значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП.
_______________
Национальная экономика. Под ред. д. э. н. Саврукова Н.Т.: СПб.
Динамика изменения цен по показателям, оказывающим значительное влияние на индекс-дефлятор ВВП, представлена на следующем графике. Согласно прогнозу экспорт товаров в 2011–2013 гг. по сравнению с 2010 г. увеличился по стоимости на 14,2% и составлят ежегодно 389,2–432 млрд. $ США. При этом темп прироста физического объема экспорта товаров уменьшился с 2,6% в 2011 г. до 2,2% в 2013 г., рост цен экспортных поставок существенно замедлился в 2011 г. – до 0,3%, вырос в 2012 г. до 4,1%, а в 2013 г. составил 2,7%.
Импорт товаров, после значительного сокращения в 2009 г., в 2010 г. по стоимости вырос на 25,7% и увеличился за период 2011–2013 гг. на 38,6%.
Более быстрый рост импорта товаров по сравнению с экспортом привел к тому, что сальдо торгового баланса снизился с 111,7 млрд.$ США в 2011 г. до 98 млрд. $ США в 2013 г. Это создало риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В структуре внешней торговли России остаются чрезмерно высокой доля в экспорте топливно-энергетических товаров и металлов и очень незначительным удельный вес машин, оборудования и транспортных средств. По итогам 2010 г. в структуре экспорта доля минеральных продуктов, металлов и изделий из них составиляют в общем объеме экспорта – 80% (по оценке). Доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре экспорта составила в 2010 г. 5,1% (по оценке).
Прогнозируемое снижение в структуре экспорта доли минеральных продуктов с 67,8% в 2011 г. до 66,2% в 2013 г. и увеличение удельного веса металлов с 11,4% до 11.6% предусматривают сохранение доли этих групп товаров в общем объеме экспорта на высоком уровне (79,2% – в 2011 г. и 77,8% – в 2013 г.), т.е. фактически закрепляется сырьевая направленность экспорта. В то же время удельный вес машин, оборудования и транспорт-ных средств, по прогнозу, должен вырасти только на 0,3 процентного пункта (с 5,3% в 2011 г. до 5,6% в 2013 г.).
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2011 - 2013 гг.) перенесла акценты с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Основные усилия Правительства Российской Федерации сосредоточились на следующих приоритетах социально-экономической политики, реализация которых обеспечена необходимыми бюджетными расходами:
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал (расходы федерального бюджета на эти цели в прогнозный период составят в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов федерального бюджета);
обеспечение инновационного развития
и поддержка
диверсификация экономики и развитие инфраструктуры (расходы федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры составили в среднем около 3,7 - 4,7% всех расходов бюджета или около 0,8 - 0,9% ВВП в 2011 - 2013 годах). В условиях кризиса государство было вынуждено сократить расходы на модернизацию транспортной инфраструктуры, и в связи с жесткими бюджетными ограничениями такая ситуация сохранилась как минимум до 2012 года. В то же время транспортная инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов и начиная с 2013 года расходы на нее увеличиваются. Расходы федерального бюджета на стимулирование диверсификации и поддержка отраслей, по оценке Минэкономразвития России, составили в среднем 1,1 - 1,3% ВВП или около 5,5 - 6,7% расходов бюджета, при этом по мере минимизации последствий кризиса общий уровень поддержки снизились, а сами расходы переориентировались на стимулирование реализации модернизационных программ;
обеспечение обороны и безопасности (расходы федерального бюджета по 2 и 3 разделу классификации расходов федерального бюджета составят в среднем 5,1 - 5,4% ВВП в 2011 - 2013 гг.), при этом достаточно быстрое наращивание расходов в этой сфере с учетом необходимости масштабного перевооружения, увеличения закупок современного вооружения и военной техники, модернизации армии, перехода к новому облику вооруженных сил. Кроме того, с 2012 года предполагается осуществить реформу денежного довольствия;
сбалансированное региональное развитие (при этом поддержка регионального развития постепенно снижается и в среднем за прогнозный период составила около 1,5% ВВП, что обусловлено улучшением финансового состояния регионов, восстановления экономического роста);
совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса (на эти цели направлено в среднем около 0,2% расходов федерального бюджета в 2012 году). При этом общие расходы на поддержку малого бизнеса динамично растут с учетом наращивания финансирования в рамках иных квазибюджетных механизмов, в первую очередь Внешэкономбанка.
В то же время в течение 2011 - 2012 гг. общее уменьшение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП (при этом они растут в номинальном выражении). На прежнем уровне в реальном выражении остаются расходы на обеспечение нового качества жизни, относительно вырастают инновационные расходы (включая расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики) и расходы на обеспечение обороны и безопасности.
Снизились расходы на поддержку традиционных секторов экономики и регионального развития, что обусловлено завершением антикризисных мер поддержки и выходом на траекторию устойчивого экономического роста.
Общее снижение объемов финансирования приоритетов социально-экономической политики по сравнению с ранее запланированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года цифрами, с одной стороны, означает необходимость переноса акцента с мер финансовой поддержки на меры по совершенствованию институциональных условий экономической деятельности. С другой стороны, это означает необходимость кардинального повышения эффективности расходования бюджетных средств, необходимых для достижения целей политики.
Для этого, реализовываются меры, предусмотренные утвержденной Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов, в частности, ключевая мера - переход начиная с 2012 года к формированию бюджета на программной основе. Государственные программы охватывают все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и одновременно включают большую часть (до 90%) расходов федерального бюджета.
_______________
«Экономический рост и человеческий фактор». // «Независимая». стр. 2–10
Заключение
В своей работе я попыталась привести и проанализировать некоторые характеристики экономического роста и данные по экономическому росту России.
После проведенной мною работы, я могу сделать следующие выводы:
1) Под экономическим ростом
2) Экономический рост можно
3) Экономический рост
4) При экстенсивном
5) Экстенсивный путь развития
носит застойный характер, фактически
нет технического прогресса,
6) Интенсивный тип
7) Государство может играть
8) Нынешний экономический рост
в России носит
9) Российское развитие по набору
важнейших социально-
10) Сейчас задача России, на мой взгляд, состоит в том, чтобы научиться устойчиво развиваться в условиях меняющегося постиндустриального мира, не ввязываясь в войны, избегая внутренних смут, научиться извлекать уроки из своих и чужих ошибок.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.
Список используемой литературы:
1. Агапова. Т.А., Серегина С.В. Макроэкономика. Учебник ,2012г.
2. Агапова Т.А. Серегина С.Ф.
3. . Баркалов И. Б. Производственные функции и модели экономического роста. — М., 2012
4. Борисов. Экономическая теория: учебник Юрист 2011
5. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учебник -М:Юрайт-Издат.2011 год
6. Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов - М.: 2013 г.
7. Васильчук Е. «Спрос населения подхлестывает рост экономики» // «Российская Бизнесс-газета». №25. стр. 4–7.
8. Газета «Панорама 7 дней» № 13 (472) 2012г
9. Дагаев А.А. «Экономический рост и глобализация технологического развития». // «Менеджмент в России и за рубежом». – 2012 г. №1. – стр. 24
10. Ермишин П.Г., Основы экономической теории: – М.:Издательство БЭК, 2012.
11. Завьялова В. «Эксперты ждут роста». // «Финанс.».– №16 (57) стр. 3–9.
12. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М., 2012
13. “Курс экономической теории”, под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой
14. В.А., издательство “АСА”, Киров, 2012 г
15. «Курс экономики», под редакцией Райзберга Б.А., 2012г.
Информация о работе Уровень экономического развития страны и факторы, его определяющие