Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 05:22, курсовая работа
Преобразование условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:
повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
обеспечение всем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика Российской экономики …………………………………….5
1.1Показатели социально-экономического развития………………………5
1.2Характеристика трудовых ресурсов ……………………………………10
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….…………………..10
1.2.2 Динамика уровня безработицы……………………………………….14
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан………………...17
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике………….17
2.2 Виды и структура доходов…………………………………………...…22
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...……....26
2.4 Показатели уровня жизни населения…………………………………..31
3. Анализ доходов и уровня жизни населения ……………………………….34
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов, прожиточного минимума……………………………………………………………………….34
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения……………………37
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики и социологии труда
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономике и организации труда
на тему «Уровень жизни и доходы населения»
Выполнил
Студент гр. ЗС (ГКТ) -2010-060400-12 (к) Р. В. Гордеева
Руководитель
к. э. н., доцент
Ижевск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика Российской экономики …………………………………….5
1.1Показатели социально-экономического развития………………………5
1.2Характеристика трудовых ресурсов ……………………………………10
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….…………………..10
1.2.2 Динамика уровня безработицы……………………………………….14
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан………………...17
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике………….17
2.2 Виды и структура доходов…………………………………………...…22
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...……....26
2.4 Показатели уровня жизни населения…………………………………..31
3. Анализ доходов и уровня жизни населения ……………………………….34
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов, прожиточного минимума…………………………………………………………
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения……………………37
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………..40
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.
Можно сказать, что возросшее внимание к проблемам уровня жизни населения, более глубокий их анализ, а также более полное отображение системы показателей уровня жизни в материалах государственной статистики означает, с одной стороны, реакцию на резкое падение уровня жизни значительной части населения, а с другой, - осуществление не только популистки прокламируемого, но объективно реализуемого под влиянием проходящих преобразований процесса социализации экономики.
Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения.
Нашему обществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения. Они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности:
в гуманитарно – социальной сфере (подрыв воспроизводства человека, качества жизни и др.);
в сфере производства (подрыв материально – технической базы уровня жизни; дезорганизация хозяйственных связей и др.);
в сфере распределения (деформация системы оплаты труда, подрыв трудовых стимулов; анархичность формирования доходов населения; бюджетная разрегулированность и др.);
в сфере обращения и обмена (высокая инфляция; дестабилизирующие и дестимулирующие перекосы цен; хаотическая организация товарных потоков во времени и по территориям и др.);
в сфере государственного управления (ослабление социально – экономической роли государства и его органов; потеря управляемости экономики; недостаточная согласованность федерального и регионального управления; криминализация экономики и др.).
Преобразование условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:
повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
обеспечение всем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).
1. Характеристика Российской экономики
1.1. Показатели социально-экономического развития
Понятие "уровень жизни" в значительной степени относится к количественной характеристике и определяет меры благосостояния населения. Измерить и выразить его можно совокупностью мер, дополняющих друг друга. В экономической практике наиболее широко используется набор основных социально-экономических показателей.
Важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами. Следовательно, при оценке уровня жизни применяются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на 1-го человека или семью; показатели обеспеченности жилой площадью, мебелью, предметами длительного пользования, культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.
Используются также показатели уровня здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг и др. Например, обеспеченность населения школами, детсадами, врачебным обслуживанием (в расчете на 100 человек), пунктами обслуживания, прачечными, банями, парикмахерскими, столовыми. Для определения уровня удовлетворения потребностей населения его сравнивают с нормативами потребления, имеющими научное обоснование. Например, наукой о питании человеку рекомендуется в год потреблять 150 кг овощей, 70 - 80 кг фруктов, 60 - 70 кг мяса.
Ухудшение социально-экономических показателей в последнее время непосредственно связано с результатами реформы, основанной на использовании классических монетарианских принципов.
Учитывая огромные размеры России, большая часть которой к тому же относится к экстремальной зоне Севера, в российской экономике роль и значение системы государственного регулирования объективно должны быть более значимы, чем в большинстве других стран. Огромные размеры территории определяют необходимость осуществления очень крупных капиталовложений в производственную инфраструктуру, в оборону, в экологию и т. п. То обстоятельство, что большую часть российской территории занимают северные регионы с экстремальными условиями осуществления воспроизводственного процесса, также предопределяет объективную необходимость более значимых масштабов государственного регулирования социально- экономических процессов (т. о., при выборе варианта реформирования следует учитывать территориальный фактор реформирования).
Устойчивость и социально-экономический прогресс капиталистического общества, гигантский цивилизованный скачок, которое оно совершило в ХХ в. определяется сочетанием двух начал, двух принципов: эффективности и справедливости. Эффективность, ее повышение обеспечивается рыночной конкуренцией. Но она порождает экономическое неравенство, дифференциацию доходов и, как следствие, социальную неустойчивость. Справедливость предполагает солидарность членов общества, зарабатывающих неодинаковые доходы, солидарность поколений. При этом решающую роль играет государство, перераспределяющее доходы через механизм налогов и трансфертов.
В ХХI в. социальное благополучие, социально-устойчивое положение граждан становится активным и самостоятельным фактором экономического развития, таким же, как труд, капитал, технология и предпринимательство.
Под социальной политикой понимается государственное воздействие на социальные процессы в обществе с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов.
Порождаемые рынком неравенство доходов, неравномерность распределения благ, различия в экономическом и социальном положении людей являются постоянными факторами социально-экономического развития страны. С точки зрения социального фактора перед экономикой стоят следующие исходные проблемы:
каким образом удовлетворить социальные потребности людей;
как обеспечить социально-справедливое распределение благ;
как добиться того, чтобы рост благосостояния осуществлялся в меру роста эффективности экономики.
От успешности решения этих проблем зависит характер развития общества, его социальная устойчивость. Социальная устойчивость является основным признаком социально-ориентированной экономики. Социальная устойчивость предполагает:
создание равных стартовых возможностей для новых поколений в сфере образования, здравоохранения и других условий формирования человеческого потенциала;
предотвращение чрезмерной дифференциации доходов населения;
формирование надежной системы социальной защиты и помощи для членов общества;
обеспечение доступности основной массе населения основных предметов потребления и услуг, определяющих достойный уровень жизни.
Таким образом, задача социальной политики - дать максимальному количеству людей шанс для повышения благосостояния и социального статуса.
Социально-ориентированная экономика предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития, которая достигается при выполнении следующих требований:
1. Улучшение экономического и социального положения населения страны в меру роста деловой активности.
2. Оправданная дифференциация доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности. Такая дифференциация доходов является важным стимулом развития общества.
3. Оптимальный уровень (доля в ВВП) затрат на социальные цели. Преувеличение роли государства в решении социальных проблем может привести к чрезмерной опеке граждан, с другой стороны – преувеличение роли отдельных групп населения может привести к усилению неравенства в доступе к социальным благам различных групп населения, подорвать принцип «равных стартовых возможностей».
Социальная политика бывает двух типов: мягкая и жесткая.
Мягкий тип социальной политики преобладал до последнего времени в Западной Европе. Он состоит в увеличении социальных расходов государства и в расширении социальных программ при одновременном увеличении налоговой ставки. Как показывает практика западно-европейских стран, такая политика сталкивается с определенными трудностями. Во-первых, увеличение налогов как основного источника социальных расходов государства сдерживает предпринимательскую активность. Во-вторых, перераспределение доходов населения с помощью налогов и правительственных программ часто оказывается неэффективным, так как незначительно меняется степень неравенства.
Жесткий тип социальной политики проводится с помощью свертывания непомерных социальных расходов государства. Основными задачами жесткого типа социальной политики являются: стимулирование экономической активности различных социальных групп населения; выход из обострившихся экономических противоречий путем рыночной рационализации социальной политики (распространение частных медицинских услуг, частных школ, частного жилищного строительства, частных систем социального страхования); перераспределение сократившихся материальных и финансовых ресурсов из социальной сферы в производственную с одновременным сохранением основных элементов системы социальной защиты населения.
Основные направления социальной политики: государственная политика в области образования детей и взрослых; система пенсионного страхования; система здравоохранения; государственная политика на рынке труда; социальная помощь (система помощи бедным группам населения) и др.
1.2. Характеристика трудовых ресурсов
1.2.1. Структура занятости по отрасли экономики
В трудоспособном населении выделяют экономически активное и пассивное население. Под экономически активным население понимается та часть трудоспособного населения, которая занято во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность этой группы включает как занятых, так и безработных, при этом она имеет тенденцию к сокращению.
По сравнению с 2009 годом численность занятого населения была выше на 0,5%.
В конце прошлого года уровень безработицы в России составил 7,2%, в то время уровень занятого населения составил 62,5%. Об этом сообщает Росстат по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю декабря 2010 года.
Количество экономически активного населения в возрасте 15-72 лет, как занятых, так и безработных 75,0 млн, около 53% от общей численности населения страны.
69,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,4 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с декабрем предыдущего года численность занятого населения увеличилась на 375 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 781 тыс.человек, или на 12,7%.
В среднем за 2010 год численность занятого населения составила 69,8 млн человек, численность безработных - 5,6 млн человек.