Уровень жизни и доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Преобразование условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:
повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;
недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;
обеспечение всем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политики перераспределения доходов;
переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Характеристика Российской экономики …………………………………….5
1.1Показатели социально-экономического развития………………………5
1.2Характеристика трудовых ресурсов ……………………………………10
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….…………………..10
1.2.2 Динамика уровня безработицы……………………………………….14
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан………………...17
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике………….17
2.2 Виды и структура доходов…………………………………………...…22
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...……....26
2.4 Показатели уровня жизни населения…………………………………..31
3. Анализ доходов и уровня жизни населения ……………………………….34
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов, прожиточного минимума……………………………………………………………………….34
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения……………………37
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

загатовка.doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

 

Начиная с 2008 года «доходы от продажи недвижимости» учитываются в «других  доходах».

1) Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

В рыночной экономике основными источниками личных доходов являются:

трудовая деятельность персонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий;

предпринимательская деятельность;

собственность;

средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала;

личные подсобные хозяйства (ЛПХ).

Первому из указанных источников соответствует доход в виде заработной платы и гонорара; третьему – дивиденды и проценты на капитал; четвертому – трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и т.д.), а также услуги предприятия своим работникам в виде медицинского обслуживания, повышения квалификации и т.д., пятому – продукты, возможности для отдыха, денежные средства от ЛПХ. Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системой государственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности, традициями. Одним из отличий России от развитых стран является относительно высокая доля продукции ЛПХ в совокупном доходе населения.

От структуры дохода существенно зависят:

- мотивы, а следовательно, и результаты деятельности людей, что непосредственно связано с экономикой предприятия, региона, страны;

- взаимоотношения между людьми и их группами в производственных коллективах, регионах и стране в целом;

- качество жизни людей, характеризующее степень удовлетворения их материальных, интеллектуальных и духовных потребностей.

Таким образом, структура личных доходов существенно и многообразно влияет на условия жизни людей, деятельность предприятий и других социально-экономических систем.

 

 

 

 

 

3.3. Регулирование доходов населения

 

Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в региональном разрезе характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших показателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения представлены в табл. 5.

 

 

 

 

Таблица 5

Прямые - административные меры

Косвенные – экономические меры

Трансфертные платежи

 

 

 

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

 

Административное регулирование цен

 

 

Индексация и компенсация доходов

 

 

 

Социальные программы

Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

 

Налоговые льготы малоимущим

 

 

 

Государственный контроль цен

 

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды

 

Благотворительные фонды

 

 

Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения – одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговыми органами, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно-договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ситуации глубокого финансового и экономического кризиса значительная часть населения страны оказалась за пределами черты бедности, была лишена работы и поставлена в условия выживания или вынужденного самообеспечения. Одним из главных направлений адаптации населения к условиям экономики выживания стала всемерная активизация деятельности домашних хозяйств, осуществляемая как с использованием рыночных возможностей, так и по традиционным направлениям их деятельности.

К трудовым и экономическим функциям домашних хозяйств, активизировавшимся в последнее время, можно отнести: ведение личных подсобных хозяйств; индивидуально – трудовую и частно – предпринимательскую деятельность с производством товарной и нетоварной продукции; мелкую самодеятельную торговлю; расширение сферы традиционных домашних работ и производство «самоуслуг», сдача в аренду земельных участков, недвижимости, рабочего скота, предметов длительного пользования; оперирование денежными вкладами, акциями и другими ценными бумагами. Реализация этих функций позволяет домашним хозяйствам поддержать необходимый уровень потребления и стабилизировать в определенных пределах свой жизненный уровень в целом.

Реализация всех намечаемых мер будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей и государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Экономические ресурсы, необходимые для повышения уровня и качества жизни могли бы быть получены результате перераспределения части национального богатства, осевшего в частных руках в результате нарушений законодательства.

Основным источником ресурсов являются средства всех субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста и предусмотренные в социально ориентированном государственном бюджете, обеспечивающем достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Бюджетным и налоговым законодательством потребуется обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Будут эффективно задействованы федеральные внебюджетные фонды, а также дополнительные ресурсы частных внебюджетных социальных фондов, создаваемых под гарантии государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Адамчук В. В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. – М.: Финстатинформ, 1999.

Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2007.

Данные Росстата.

Генкин Б. М. Экономика и социалогия труда. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2005.

Кокина Ю. П. Политика доходов и заработной платы. ­– М.: Юристъ, 2004.

Павлов К. В. Общая теория социально-экономической политик. - Иж, 2001.

Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Экономика труда. 2005.

Горелова Н.А. Экономика труда. – СПб. 2007.

Олимских Н. Н. Социально-трудовые отношения: формирование, регулирование и развитие. Ижевск, УдГУ, 2007.

Российская газета, № 9 от 14.03.2010.

http://www.gks.ru

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) работников организаций по видам экономической деятельности (рублей)

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

1165

1657

2402

3106

3784

4938

6344

8404

10535

11374

12651

в том числе по видам экономической деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сельское хозяйство, охота и лесное

хозяйство

569

819

1175

1522

1957

2555

3461

4882

6753

8305

9403

Рыболовство, рыбоводство

831

1013

841

1225

1545

1795

2577

3334

9490

5207

3703

Добыча полезных ископаемых

849

1114

1700

3311

2902

3844

4589

7422

8882

7574

8830

Обрабатывающие производства

1288

1909

2491

3368

4155

5294

6753

9043

10879

11338

13360

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2216

2910

4035

5169

6071

7281

8726

11136

13012

14720

16585

Строительство

1555

2231

2946

3656

4159

5414

7875

10553

13375

11450

13702

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1000

1368

1963

2596

2941

3605

5029

7225

9113

10019

10851

Гостиницы и рестораны

850

1086

1648

2230

2664

3686

4678

6213

8013

8563

9278

Транспорт и связь

1668

2342

3315

4512

5499

6824

8100

9632

12361

13689

15430

Финансовая деятельность

2861

4317

8501

9045

9478

11598

13444

18583

23658

24042

26775

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1346

1922

2652

3318

4274

5367

6665

8972

10699

10752

11541

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

2300

2859

3953

5257

5677

8558

10632

13545

16542

18557

18672

Образование

767

1147

2009

2331

2869

3640

4706

5986

7704

8767

9186

Здравоохранение и 

предоставление социальных услуг

767

1050

1954

2200

2741

3472

4726

5840

7314

8032

8346

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

871

1246

1857

2367

2887

3333

4280

5417

6916

7874

8515

Информация о работе Уровень жизни и доходы населения