Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа
Цель работы: изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
Выборочное обследование домашних хозяйств является методом государственного статистического наблюдения за изменением уровня жизни населения. Информация, полученная в ходе обследования, используется для исследования закономерностей влияния новых социальных процессов на уровень жизни населения и выработки соответствующей политики, направленной на социальную защиту различных групп населения.
Выборочное обследование 6000 домашних хозяйств проводится во всех областях Республики Беларусь и в г. Минске, им охвачено 49 городов и поселков городского типа и 53 сельских Совета.[13, с. 98]
Домашнее хозяйство ‒ одно лицо или группа лиц, для которых общими являются бюджет и место проживания. При этом родственные связи не являются обязательными.
10) Располагаемые ресурсы домашних хозяйств ‒ это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном хозяйстве, за минусом материальных затрат на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций.
Оценка стоимости потребленных продуктов, произведенных в личном подсобном хозяйстве, осуществляется по средним ценам покупки продуктов питания населением. В стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций ‒ это оценка в денежном эквиваленте полученных членами домашнего хозяйства различных льгот и дотаций (как из бюджета, так и от организаций) на покупку товаров и оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости. Оценка льгот и дотаций производится со слов опрашиваемых членов домашнего хозяйства. Распределение населения по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов
представляет собой ряд с заданными интервалами, ранжированный в порядке возрастания среднедушевых располагаемых ресурсов, который позволяет сгруппировать население по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в эти интервалы и рассчитать численность или удельный вес населения (домашних хозяйств) в каждом интервале.
11) Потребительские расходы домашних хозяйств ‒ это денежные расходы на питание, покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков, а также на оплату услуг.
12) Среднедушевое потребление продуктов питания в домашних хозяйствах определяется путем деления общего объема потребленных в домашних хозяйствах продуктов питания (без учета питания вне дома) на число фактически присутствовавших членов домашних хозяйств.
К общему объему потребленных
продуктов питания относится
количество купленных продуктов
питания и поступивших в
В объеме потребления в домашних хозяйствах основных продуктов питания учитываются:
- мясо и мясопродукты различных видов животных, субпродукты в пересчете на мясо;
- молоко и молочные продукты (масло животное, сыр, сливки, сметана, творог, мороженое, молочные консервы, сухое молоко и т.п.) в пересчете на молоко;
- яйца домашней птицы, яичный порошок, меланж в пересчете на яйца;
- мука, хлеб и хлебопродукты, крупа и макаронные изделия в пересчете на муку;
- картофель, овощи и
продовольственные бахчевые
13) Жилищный фонд ‒ совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, расположенных на определенной территории, включающая жилые дома общего типа, специальные жилые дома (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов и другие), служебные и иные жилые помещения.
14) Обеспеченность населения жильем ‒ количество общей площади, приходящейся на одного жителя. Этот показатель рассчитывается путем деления общей площади жилищного фонда на конец года на численность населения на эту же дату.
Таким образом, вышеперечисленная совокупность показателей позволяет определить уровень жизни населения, выявить его динамические закономерности и определить общую тенденцию развития в Республике Беларусь.
В январе — сентябре 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 186,7 трлн рублей и увеличился по сравнению с январем — сентябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 7,9 %. Прогнозом на 2011 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 596 предусмотрен его рост на 9 — 10 %. То есть можно сделать вывод, что наблюдается замедление роста ВВП, который вышел за нижнюю границу годового прогноза, но при это он остается на достаточно высоком положительном уровне.
Исследуем динамику уровня жизни населения, используя такие показатели, как денежные доходы населения, реальные денежные доходы населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, реальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий, реальный размер назначенных пенсий и покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов.
Данные, характеризующие основные показатели доходов населения приведены в таблицах 1— 2.[Приложение А]
В январе — августе 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 92,9 трлн рублей и по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличился на 40,1 %. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 7,4 %.
В изменении реальных денежных доходов населения, рассчитанных в процентах к предыдущему году, наблюдается тенденция роста, начиная с 2000 г. (все показатели больше 100 %). Но наблюдается резкое снижение этого показателя в 2002 г. и резких скачков не происходит на протяжении 2002—2009 гг. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе — августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличились на 5,8 % при прогнозе роста на 2011 г. на 8—9,5 %.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь — август 2011 г. в процентах к январю — августу 2010 г. составила 143,6 %. На протяжении 2000—2010 гг. наблюдается ее рост. Причем в 2000 г. она составляла 58,9 тыс. руб., а в 2010 г. – 1217,3 тыс. руб.
Рисунок 1 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. (2010–2011гг.)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19].
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата в январе — августе 2011 г. составила 1 387 тыс. рублей, в том числе в августе – 1 484,1 тыс. рублей и по сравнению с июлем 2011 г. уменьшилась на 1,6 %, или на 24,3 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2011 г. по сравнению с январем-августом 2010 г. увеличилась на 10,1 %, в августе 2011 г. по сравнению с июлем 2011 г. – уменьшилась на 1,4 %. Можно наблюдать резкое сокращение данного показателя в 2002 г. на 21,7 % по сравнению с 2001 г. и резкий его рост в 2004 г. на 14,2 % по сравнению с 2003 г.
Рисунок 2 – Изменение реальной заработной платы (2010—2011гг.)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [19].
Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе — августе 2011 г. по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличилась на 20,5 %, в августе по сравнению с июлем 2011 г. − уменьшилась на 9,6 %.
В органах по труду, занятости и социальной защите в сентябре 2011 г. на учете состояло 2 470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1 тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2 тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей.
Средний размер назначенной пенсии имеет ярко выраженную тенденцию роста на протяжении 2000—2010 гг. В 2000г. он составил 36,4 тыс. руб., в 2010 – 484,7 тыс. руб.
Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5 %, по сравнению с августом 2011 г. – на 12 %.
Показатель реального размера назначенной пенсии, рассчитанный в процентах к предыдущему году, за период 1995—2010 гг. принимает все свои значения в этом временном промежутке больше ста процентов, что свидетельствует о росте реального размера назначенной пенсии. Но в то же время происходят колебания данного показателя. На протяжении 2000—2003 гг. из таблицы 1 можно наблюдать тенденцию спада со 143,2 % до101,4 %, а в 2004 году реальный размер назначенных пенсий по сравнению с 2003 г. увеличивается на 31 %. Данный показатель почти не изменяется в 2007—2009 гг..
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» в сентябре месяце неработающим пенсионерам была выплачена единовременная материальная помощь для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции в размере 500 тыс. рублей.
В Республике Беларусь, как было сказано в предыдущем разделе, существует такой показатель, как покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения.
Таблица 3.2 ‒ Количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц
Примечание – Источник: [19, таблица 3].
По данным таблицы можно сказать, что все значения показателей в 2010 году выросли по сравнению с 1995 г., что свидетельствую о повышении уровня жизни населения. Стоит отметить, что на первом месте по потреблению стоит такой продукт, как яйца, далее – молоко и молочные продукты в пересчете на молоко, картофель, овощи и бахчевые, хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые), мясо и мясопродукты в пересчете на мясо, сахар.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать, что наблюдается тенденция роста реальных денежных доходов населения, хотя в 2011 году их фактический уровень оказался ниже планируемых. Номинальная заработная плата также увеличивалась на протяжении рассмотренных лет. Наблюдаются колебания в размере реальной заработной платы. Средний размер назначенной пенсии имеет ярко выраженную тенденцию роста на протяжении 2000—2010 гг. Но в 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 года реальный размер назначенной пенсии значительно уменьшился.
Социальные аспекты жизни
общества являются главной целью
экономического развития страны, главной
целью экономических
Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов.[7, с. 319]
В соответствии с поставленной целью основными направлениями деятельности государства по повышению уровня жизни должны стать: