Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа
Цель работы: изучить уровень жизни населения и его составляющие, рассмотреть различные концепции уровня жизни, а также проанализировать динамику уровня жизни в Республике Беларусь.
Для обеспечение этих целей государство должно совершенствовать политику доходов через постепенный перенос социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан; через развитие социального партнерства, что обеспечит взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества и станет важным средством защиты интересов работающих; через переход на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.
В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются:
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
Минимальная заработанная плата
является минимальным социальным стандартом
в области оплаты труда. Дальнейшее
ее повышение следует осуществлять
по мере роста эффективности
Важным направлением социальной политики является оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.
Определение объемов и
структуры потребления
Повышение уровня потребления
и его рационализация возможны лишь
на основе устойчивой сбалансированности
спроса и предложения по оптимизации
производства товаров и развития
сферы услуг, совершенствования
системы распределительных
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
Для обеспечения повышения уровня жизни пенсионеров необходимо реформировать и пенсионную систему путем создания стабильной, финансово устойчивой системы. На ближайшие годы государством намечено проведение следующих мероприятий:
В перспективе на основе роста денежных доходов необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
Государственное социальное страхование застрахованным гражданам обеспечивает следующие социальные гарантии:
– пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособия и компенсации в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
– пособия, связанные с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
– пособия по болезни и временной нетрудоспособности, выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособия по безработице; пособия на погребение.[18, с. 79] Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.
Республика Беларусь осуществляет также политику в области социальной помощи населению. Она направлена на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня. Она ориентирована на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.). Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетных должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей. В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов.
Таким образом, в Республике Беларусь проводится множество мер по повышению уровня жизни населения. Государство также разработало на ближайшее будущее большое количество мероприятий, которые имеют единую цель – повышение уровня благосостояния населения, что в свою очередь будет положительно влиять на развитие национальной экономики Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Качество жизни как показатель (категория) благосостояния характеризуется степенью удовлетворения потребностей, отношениями к соответствующим нормам, обычая и традициям.
Существует множество подходов к определению сущности, структуры понятия уровня жизни. В данной работе были рассмотрены различия в подходах определения составных компонентов уровня жизни в концепции ООН и шведской модели. Основными компонентами уровня жизни концепции ООН являются здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и условия труда, жилищные условия, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека. Основными компонентами данной категории в шведской модели являются труд и условия труда, экономические и политические возможности, школьное обучение, здоровье и использование медицинской помощи, социальные возможности, жилище, питание, свободное время и его проведение.
Для измерения уровня жизни населения используется ряд показателей. Такие показатели могут образовывать целые системы, которые наилучшим образом будут подходить для измерения уровня жизни в определенной стране.
Так, например, для измерения уровня жизни населения в Беларуси используются такие показатели, как денежные доходы населения, реальные денежные доходы населения, располагаемые денежные доходы населения, расходы и сбережения населения, покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения, денежные расходы и сбережения населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, реальная заработная плата, средний размер назначенных пенсий, реальный размер назначенных пенсий.
Уровень жизни – это динамическая категория, которая испытывает на себе воздействие множества факторов. Эти факторы делят на внешние и внутренние. К внешним, например, относят: экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал и др.; к внутренним – доходы населения, потребление и расходы населения, социальная дифференциация населения и др. При этом все эти факторы могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на уровень жизни населения.
В январе — августе 2011 г. общий объем денежных доходов населения по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличился на 40,1 %. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за январь — август 2011 г. в процентах к январю — августу 2010 г. составила 143,6 %. Реальная заработная плата в январе — августе 2011 г. по сравнению с январем — августом 2010 г. увеличилась на 10,1 %. Реальный размер назначенных пенсий в сентябре 2011 г. по сравнению с сентябрем 2010 г. уменьшился на 19,5 %.
Для обеспечения высокого уровня и качества жизни необходима специальная деятельность государства, направленная на улучшение условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращение и устранение социального неравенства, на постоянное повышение образовательного и культурного уровня всего населения. Системой мер, которая позволяет достичь этих целей, является социальная политика. В Республике Беларусь вопросам социальной политики уделяется большое внимание.
Таким образом, уровень жизни населения является одним из важнейших показателей экономического развития страны. Поэтому государство должно постоянно проводить определенные мероприятия по повышению жизненного уровня населения страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Основные показатели доходов населения
Таблица 1 ‒ Основные показатели доходов населения (1995-2010)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Денежные доходы в расчете
на душу населения, |
515,7 |
46,61) |
96,6 |
144,3 |
193,9 |
253,2 |
333,0 |
422,4 |
511,4 |
658,6 |
766,1 |
952,4 |
Реальные денежные доходы
населения, |
66,4 |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
65,1 |
113,8 |
128,1 |
104,0 |
100,7 |
109,3 |
118,1 |
115,9 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
755,1 |
58,91) |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
Реальная заработная плата, |
95,0 |
112,0 |
129,6 |
107,9 |
103,2 |
117,4 |
120,9 |
117,3 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
Средний размер назначенных
пенсий |
387,2 |
36,41) |
65,0 |
89,6 |
113,9 |
172,6 |
211,0 |
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
Реальный размер назначенных
пенсий, |
130,3 |
143,2 |
122,1 |
102,3 |
101,4 |
132,4 |
113,2 |
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |