Ускорение управление инновационным процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить управление инновационными процессами на ОАО «Клецкий мехзавод»
Задачи курсовой работы:
изучить понятие и сущность инновационного процесса;
рассмотреть техническое развитие предприятия;
изучить задачи организационного управления инновационным развитием фирмы;
дать краткую характеристику ОАО «Клецкий мехзавод»;

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 141.35 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности в конечном счете способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики.

В условиях рыночных отношений в силу ряда объективных причин, условий и факторов (усложнение общественных потребностей, быстрое обновление новшеств, их наукоемкость и др.), независимо от степени совершенства системы управления народным хозяйством, общественным производством, необходим дополнительный специальный механизм воздействия на инновационный процесс. Это означает, что в общественном производстве, народном хозяйстве функционируют две взаимосвязанные системы управления инновационным процессом.

От правильности осуществления инновационных процессов на предприятиях и управления ими зависит конкурентоспособность не только отдельного предприятия, но и государства в целом.

Управление инновационным процессом основывается на применении нормативных требований к научно-технической и производственной деятельности мер государственной поддержки приоритетных направлений развития техники и технологии, льготного налогообложения прибыли от инновационной деятельности, систем материального стимулирования творческой инициативы работников предприятий и др.

Все эти элементы управления инновационным процессом в условиях рыночной экономики базируются на использовании показателей стоимости инновационных разработок и, следовательно зависят от системы ценообразования в этой сфере. Ценообразование в инновационной сфере должно обеспечивать заинтересованность всех участников инновационного процесса в разработке новой техники и технологий в установленные сроки при рациональном расходовании средств заказчика.

Объект исследования курсовой работы – ОАО «Клецкий мехзавод»

Предмет исследования – управление инновационным процессом

Цель курсовой работы – изучить управление инновационными процессами на ОАО «Клецкий мехзавод»

Задачи курсовой работы:

  1. изучить понятие и сущность инновационного процесса;
  2. рассмотреть техническое развитие предприятия;
  3. изучить задачи организационного управления инновационным развитием фирмы;
  4. дать краткую характеристику ОАО «Клецкий мехзавод»;
  5. проанализировать финансовые показатели деятельности ОАО «Клецкий мехзавод»;
  6. оценить управление инновационным процессом на ОАО «Клецкий мехзавод»;
  7. предложить рекомендации по улучшению управления инновационным процессом на ОАО «Клецкий мехзавод».

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ

1.1 Понятие и  сущность инновационного процесса

Согласно Ф.Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке [3, с. 3].

В социологическом словаре «инновация» (от лат. «innovatio»– введение чего-либо нового) – это процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина «инновация» (от фр. «innovation») – обновление, перемена [2, с. 5].

Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики [1].

Каждая конкретная инновация появляется как результат научно- производственного цикла (НТЦ) и проходит определенные стадии развития - создания освоения и распространения. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационным процессом [6, с. 14].

 

Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.

Наиболее простой моделью инновационного процесса служит инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий (рисунок 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Инновационная цепь

Источник: [10, с. 38]

Этапы определяют последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники. Техника - это совокупность вещественных факторов производства, в которых материализованы новые знания и умения человека. Процесс начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментального иследования - познать закономерности развития природы и общества. Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях известна цель намечаемой работы, но не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.

Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве.

Стадия «наука» включает:

  1. фундаментальные исследования (ФИ);
  2. прикладные исследования (ПИ);
  3. проектно-конструкторские работы (ПКР).

Фундаментальные и прикладные исследования, а также проектно-конструкторские работы тесно связаны между собой и взаимно стимулируют друг друга.

На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла. Эта стадия включает:

  1. освоение производства продукции (ОП), которое предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции;
  2. собственно производство продукции (П).

Использование новой продукции происходит в сфере потребления.

Здесь выделяются следующие этапы:

    1. реализация новой продукции (Р);
  1. эксплуатация новой продукции потребителем (Э), с возможным включением послепродажного обслуживания различных технических устройств, приобретенных потребителями;
    1. диффузия новшества (Д) [10, с. 37-38].

Инновационный процесс заканчивается диффузией инновационного продукта. Диффузия (лат. Diffusion – распространение, растекание) представляет собой  распространение однажды освоенного инновационного продукта в новых регионах, на новых рынках.

Понятие «ускорение развития» отличается от понятия «опережения» тем, что оно более адекватно отражает процессы ускоренного достижения стратегических целей соответствующего этапа научно-технического и социально-экономического развития государства и общества.

Таким образом, «инновация» объясняется как переведение научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационным процессом

Наиболее простой моделью инновационного процесса служит инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий.

 

1.2 Техническое  развитие предприятия

Техническое развитие как объект организационно-экономического управления охватывает разнообразные формы, которые должны отражать соответствующие стадии процесса развития производственного потенциала и обеспечивать простое и расширенное воспроизводство основных фондов предприятия [11, с. 298].

Техническое развитие предприятия - процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.

Целями технико-технологических инноваций являются:

  1. снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств;
  2. снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов;
  3. механизация и автоматизация технологических процессов;
  4. применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;
  5. снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного труда за счет повышения технического уровня и качества технологической оснастки, инструментов, приспособлений, научной организации труда;
  6. комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электроники и компьютерной техники и т.д.

Развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства.

Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Основные показатели этой оценки:

  1. степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;
  2. техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);
  3. доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции;
  4. средний возраст применяемых технологических процессов;
  5. коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);
  6. мощность (производительность) оборудования;
  7. удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;
  8. средний срок эксплуатации оборудования;
  9. коэффициент физического износа оборудования;
  10. доля технически и экономически устаревшего оборудования в общей его численности;
  11. коэффициент технологической оснащенности производства (количество примененных приспособлений, оснастки и инструмента в расчете на одно рабочее место в основном производстве);
  12. степень утилизации отходов производства и др.

Управление техническим развитием предприятия должно включать: установление целей и выявление их приоритетов; выбор направлений технического развития; оценку эффективности возможных вариантов решений; составление программы технического развития; корректировка плана и контроль за выполнением предусмотренных программой мер [12, с. 46-47].

Таким образом, развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства.

 

 

1.3 Задачи организационного управления инновационным развитием предприятия

Управление инновационным процессом– совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

В процессе своего инновационного развития предприятия взаимодействует с государством, внешней средой (включающей потенциальных и фактических инвесторов), а также с поставщиками и потребителями ее продукции и услуг. Совокупность перечисленных субъектов приведена на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 - Классификация задач организационного управления       инновационным развитием предприятия

Источник: [5, с. 35]

Информация о работе Ускорение управление инновационным процессом