Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 22:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить управление инновационными процессами на ОАО «Клецкий мехзавод»
Задачи курсовой работы:
изучить понятие и сущность инновационного процесса;
рассмотреть техническое развитие предприятия;
изучить задачи организационного управления инновационным развитием фирмы;
дать краткую характеристику ОАО «Клецкий мехзавод»;
ВВЕДЕНИЕ
Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности в конечном счете способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию экономики.
В условиях рыночных отношений в силу ряда объективных причин, условий и факторов (усложнение общественных потребностей, быстрое обновление новшеств, их наукоемкость и др.), независимо от степени совершенства системы управления народным хозяйством, общественным производством, необходим дополнительный специальный механизм воздействия на инновационный процесс. Это означает, что в общественном производстве, народном хозяйстве функционируют две взаимосвязанные системы управления инновационным процессом.
От правильности осуществления инновационных процессов на предприятиях и управления ими зависит конкурентоспособность не только отдельного предприятия, но и государства в целом.
Управление инновационным процессом основывается на применении нормативных требований к научно-технической и производственной деятельности мер государственной поддержки приоритетных направлений развития техники и технологии, льготного налогообложения прибыли от инновационной деятельности, систем материального стимулирования творческой инициативы работников предприятий и др.
Все эти элементы управления инновационным процессом в условиях рыночной экономики базируются на использовании показателей стоимости инновационных разработок и, следовательно зависят от системы ценообразования в этой сфере. Ценообразование в инновационной сфере должно обеспечивать заинтересованность всех участников инновационного процесса в разработке новой техники и технологий в установленные сроки при рациональном расходовании средств заказчика.
Объект исследования курсовой работы – ОАО «Клецкий мехзавод»
Предмет исследования – управление инновационным процессом
Цель курсовой работы – изучить управление инновационными процессами на ОАО «Клецкий мехзавод»
Задачи курсовой работы:
1.1 Понятие и
сущность инновационного
Согласно Ф.Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке [3, с. 3].
В социологическом словаре «инновация» (от лат. «innovatio»– введение чего-либо нового) – это процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина «инновация» (от фр. «innovation») – обновление, перемена [2, с. 5].
Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики [1].
Каждая конкретная инновация появляется как результат научно- производственного цикла (НТЦ) и проходит определенные стадии развития - создания освоения и распространения. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационным процессом [6, с. 14].
Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.
Наиболее простой моделью инновационного процесса служит инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Инновационная цепь
Источник: [10, с. 38]
Этапы определяют последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники. Техника - это совокупность вещественных факторов производства, в которых материализованы новые знания и умения человека. Процесс начинается с фундаментальных исследований, направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель фундаментального иследования - познать закономерности развития природы и общества. Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях известна цель намечаемой работы, но не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания.
Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве.
Стадия «наука» включает:
Фундаментальные и прикладные исследования, а также проектно-конструкторские работы тесно связаны между собой и взаимно стимулируют друг друга.
На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла. Эта стадия включает:
Использование новой продукции происходит в сфере потребления.
Здесь выделяются следующие этапы:
Инновационный процесс заканчивается диффузией инновационного продукта. Диффузия (лат. Diffusion – распространение, растекание) представляет собой распространение однажды освоенного инновационного продукта в новых регионах, на новых рынках.
Понятие «ускорение развития» отличается от понятия «опережения» тем, что оно более адекватно отражает процессы ускоренного достижения стратегических целей соответствующего этапа научно-технического и социально-экономического развития государства и общества.
Таким образом, «инновация» объясняется как переведение научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационным процессом
Наиболее простой моделью инновационного процесса служит инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий.
1.2 Техническое развитие предприятия
Техническое развитие как объект организационно-экономического управления охватывает разнообразные формы, которые должны отражать соответствующие стадии процесса развития производственного потенциала и обеспечивать простое и расширенное воспроизводство основных фондов предприятия [11, с. 298].
Техническое развитие предприятия - процесс формирования и совершенствование технико-технологической базы предприятия, ориентированный на конечные результаты его хозяйственной деятельности за счет технико-технологических нововведений.
Целями технико-технологических инноваций являются:
Развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства.
Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Основные показатели этой оценки:
Управление техническим развитием предприятия должно включать: установление целей и выявление их приоритетов; выбор направлений технического развития; оценку эффективности возможных вариантов решений; составление программы технического развития; корректировка плана и контроль за выполнением предусмотренных программой мер [12, с. 46-47].
Таким образом, развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства.
1.3 Задачи организационного управления инновационным развитием предприятия
Управление инновационным процессом– совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
В процессе своего инновационного развития предприятия взаимодействует с государством, внешней средой (включающей потенциальных и фактических инвесторов), а также с поставщиками и потребителями ее продукции и услуг. Совокупность перечисленных субъектов приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 - Классификация задач организационного управления инновационным развитием предприятия
Источник: [5, с. 35]
Информация о работе Ускорение управление инновационным процессом