«Утечка мозгов»: аспекты проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 21:17, статья

Описание работы

Современные условия развития мировой экономики характеризуются развитием взаимоотношений между странами: создание международных и транснациональных корпораций, оказание помощи бедным странам, действие различных международных организаций. Всё это ведёт к размытию границ и постепенно уменьшает действия барьеров в экономических отношениях между странами. Однако не будем слишком наивны. Ведь основную выгоду от транснационализации и глобализации мировой экономики получают экономически развитые страны. Полезные ископаемые, природные ресурсы, земля, трудовой потенциал развивающихся стран, всё это в большой степени питает страны с развитой экономикой

Файлы: 1 файл

1.docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

«Мозги» часто материально  помогают своим родинам. Эта поддержка  может проводиться напрямую – например, в качестве денежных переводов и посылок родным и близким. Для некоторых развивающихся стран, можно, например, утверждать, что их платежный баланс улучшился бы за счет крупных сумм, которые присылают домой специалисты, работающие за границей. В ряде случаев «утечка мозгов» поддерживается и государствами, от этой «утечки» страдающими. К примеру, во многих «бедных» государствах властные круги де-факто поощряют «утечку», поскольку благодаря ей, из общества вымываются потенциальные политические оппоненты. Некоторые страны имеют специальные программы, которые позволяют им экономить: так, например, Филиппины поощряют отъезд за границу квалифицированных специалистов, не имеющих работы.

Несмотря на то, что последствия  вымывания из страны специалистов не всегда плохи, многие государства мира пытаются противостоять этому процессу или управлять им.

По данным Института исследований труда, ныне некоторые страны законодательно запрещают отъезд за границу определенных категорий специалистов – например, врачей и учителей. Однако это помогает мало: желающие уехать специалисты находили и находят возможности обойти ограничения, например, скрывая наличие у них соответствующих дипломов.

Анализ Организации экономического сотрудничества и развития показывает, что многие государства используют «американские» методы привлечения  талантливой иностранной молодежи. Так, например, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Франция и Великобритания упростили свои визовые требования для иностранных абитуриентов, а  в некоторых случаях освобождают  их от платы за образование. Кроме  того, они облегчают процесс получения  гражданства для выпускников  и для членов их семей.

Страны Скандинавии, Германия, Нидерланды и Венгрия предлагают обучение по научным и техническим  дисциплинам на английском языке. Обучение в этих государствах и стоимость  проживания зачастую намного дешевле, чем в США, Канаде и Австралии. Ряд европейских государств особо  поддерживает иностранных студентов, получающих образование в технических  дисциплинах, и предоставляют им различные льготы.

Великобритания, Франция, Германия, Япония и ряд иных государств создали  специальные типы виз для профессионалов высокой квалификации. К примеру, за последние три года Япония выдала 220 тыс. подобных виз. Германия и Ирландия целенаправленно привлекают иностранных  программистов, что считается необходимым  для усиления местной компьютерной индустрии.

Проблемой «утечки мозгов»  весьма обеспокоено Европейское  сообщество. В Европе «утечка мозгов»  воспринимается, прежде всего, как угроза потери научной элиты – La Creme de La Creme, то есть «звезд науки», яркий талант которых может принести огромные преимущества стране, в которой они работают. В масштабах всего Европейского Союза планируется увеличивать расходы на науку, что потенциально сделает возможным облегчение трудоустройства талантливых выпускников местных ВУЗов, приехавших из-за рубежа. Дело в том, что ЕС тратит на научные исследования меньше, чем США и Япония. Увеличение финансирования позволит создать сотни тысяч новых рабочих мест, что привлечет «мозги». Аналогичным путем идут государства Азии, такие, как Сингапур, Катар и Малайзия. Они также используют различные методы привлечения иностранных студентов: Сингапур, к примеру, заключил соглашения с ведущими университетами США об открытии на своей территории кампусов крупных американских университетов.

Ныне четверть иностранных  студентов, обучающихся за рубежом  – выходцы из Индии и Китая. Однако в последние годы Индия и Китай сами предпринимают серьезные усилия по привлечению талантов. Оба государства значительно увеличили ассигнования на ВУЗы. В этих странах создаются образцовые университеты (в Китае их должно быть 100), в которых иностранцев не просто будут обучать традиционным «экспортным» дисциплинам (например, китайскому языку или индийскому фольклору), но и биологии, информационным технологиям и так далее. Кроме того, в подобных ВУЗах будет вестись исследовательская работа, что позволит трудоустраивать наиболее перспективных студентов и аспирантов. Эти программы играют троякую роль: во-первых, они позволяют местным ВУЗам зарабатывать деньги, во-вторых, привлекают иностранные «мозги», в-третьих – позволяют обучать своих специалистов на местах, в непосредственной связи с бурно растущим индийским и китайским бизнесом.

В последние годы возник новый термин – «научная диаспора» (Scientific Diaspora): многие государства мира пытаются использовать знания, опыт и связи своих «мозгов», оказавшихся за рубежом. Подобные инициативы предпринимают некоторые страны Латинской Америки, ЮАР, Индия, Китай и даже Швейцария.

         Существует ли проблема утечки  мозгов в Беларуси? Однозначного  ответа на вопрос нет. Естественно,  что на сегодняшний момент  выезд за рубеж квалифицированных  кадров не тот, что был непосредственно  после распада СССР. Как таковая  «утечка» количественно не измеряется, а только в разрезе общей  эмиграции из страны. Распространенный  выезд белорусских студентов на обучение за границу – это еще не утечки мозгов. В Беларуси проблема эмиграции людей с научными степенями в целом чрезвычайной опасности для научного фонда страны не представляет.

Однако разница в материальном положении учёных нашей страны и  учёных США и Западной Европы слишком  велика, поэтому таланты, а особенно молодые пытаются всё чаще найти  работу за рубежом.

Ведь для того, например, чтобы провести исследование, ученые могут гадами ждать оснащения. И когда они отправляются на стажировки в Германию или Испанию, они отлично понимают, что там у них больше возможностей. Как сообщил руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси Михаил Артюхин, из Беларуси ежегодно эмигрируют и остаются за границей в среднем около 70 научных сотрудников и преподавателей университетов, в том числе 5-6 докторов наук и 25 кандидатов наук.

Одно из последних исследований по поводу миграции – «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси», проведенное по заказу Белорусского института стратегических исследований. Его выводы таковы: из Беларуси выезжают более квалифицированные кадры, чем в нее въезжают. Это закономерный процесс: в борьбе за квалифицированных работников выигрывают более богатые страны.

Между тем данные официальной  статистики не отражают реальную картину  миграционных процессов, прежде всего  потому, что практически отсутствует  учет выезжающих работать в Российскую Федерацию. Именно поэтому особенно трудно оценить масштаб интеллектуальной миграции.

Миграцию научных умов провоцирует то, что не существует ясной для всех политики в сфере науки и образования. Молодёжь не идет в науку в связи с недостаточным уровнем оплаты труда научных сотрудников. Кроме того, тяжелое состояние науки определяется отсутствием возможности работать на современном оборудовании.

Как результат, по информации Министерства образования, третья часть кандидатов наук и почти половина докторов – лица пенсионного возраста. Суммарное число научных и научно-педагогических специалистов представляет собой около 15,5 тысячи человек, 900 из них имеют степень доктора наук и более 5800 – кандидата наук. За прошедшие пять лет было защищено 93 докторских и 1130 кандидатских диссертаций. При этом в 2011 году только 3,5% аспирантов завершили учебу защитой диссертации. В 16 учреждениях образования ни один из окончивших аспирантуру не смог защитить диссертацию.

Нужны обоснованные социологические исследования, отражающие величину утечки мозгов из Беларуси. Есть статистика ЮНЕСКО, рассматривающая  количество студентов, которые учатся за рубежом. Это около 15 тысяч человек из Беларуси.

В современном мире стоит говорить не об утечке мозгов, а об их циркуляции, не стоит слишком страшиться отъезда интеллектуалов за рубеж, если есть перспектива их возвращения, если те, кто едет получать образование, возвращаются. Стоит только сделать для этого условия.

 В вопросе, будет  ли учеба началом процесса  утечки мозгов или циркуляцией,  многое зависит от позиции  государства в вопросе миграции.

Впрочем, «утечка мозгов» это не обязательный выезд из страны. Унас достаточно распространена и виртуальная миграция. Это также подтверждается исследованием «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси». Виртуальная миграция выступает в виде аутсорсинга, фрилансинга. Это программисты и компьютерщики, которые живя в Беларуси, реально работают на другие страны, таким образом также происходит реальный отток высококвалифицированной рабочей силы, которая не может найти в Беларуси работу с достойной оплатой.

Экономический кризис неизбежно коснется интеллектуалов и приведет к оттоку из страны высококвалифицированных кадров. Вместе с тем, он не ситуацию нашей страны не столь трагична, поскольку если люди ориентируются в своей работе не на внутренний рынок, а на международные стандарты, это хорошо. Кроме того, люди, работая за рубежом, повышают квалификацию, а затем используют ее на родине, куда могут вернуться при благоприятных обстоятельствах.

Эмиграция высококвалифицированной рабочей силы также подталкивает государство к вопросу, как создать условия для таких кадров на родине.Как, например, создание Парка высоких технологий Интеллектуальная миграция, безусловно, свидетельствует о кризисном состоянии науки на родине, но может быть как вредной, так и полезной.

Роль «утечки мозгов»  в судьбе государства может проиллюстрировать  история Цзянь Сюэсэня. Этот ученый считается «отцом» китайской космической программы – Китай стал третьей, после СССР и США, страной мира, которая смогла направить человека в космос. Цзянь Сюэсэнь родился в 1911 году в Китае. В 1936 году он уехал на учебу в США, где изучал аэродинамику в Массачусетском Технологическом Институте, а затем в Калифорнийском Технологическом Институте. Во время Второй мировой войны он служил офицером в Армии США, а после окончания войны входил в состав Научного Совета при ВВС США. Уже тогда среди коллег он имел репутацию гения. В 1949 году он предложил концепцию «шаттла» – «космического самолета». Карьера Цзянь Сюэсэня в США была погублена в результате «охоты на ведьм», которую организовал сенатор Джозеф Маккарти, боровшийся с распространением коммунизма. Сюэсэня обвинили в коммунистических симпатиях и выслали на родину, лишив гражданства США (в 1955 году). В Китае Цзянь Сюэсэнь фактически с нуля создал ракетно-космическую промышленность. Под его руководством создавались китайские баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки, и первый китайский спутник. Ныне Пентагон выражает постоянно беспокойство военным усилением Китая – по иронии судьбы важную роль в этом сыграл бывший американский ученый и военный.

          Последствия «утечки мозгов» трудно подсчитать в рублях. С точки зрения экономических рисков «утечка мозгов» представляет собой серьезную проблему. Получая хорошую базу, выпускники университетов и аспирантур уезжают на Запад продолжать свое образование. Зачастую они получают предложения о работе, остаются, и в этом заключается очевидный экономический ущерб для страны-донора, так как основа для дальнейшего профессионального роста за рубежом обеспечивается именно в этой стране.

 

 

 

 

 

1. Бортник И.М. 2002. Наука  - это производная от экономики,  а не наоборот. OPEC.RU. http://www.fasie.ru/index.php?pid=38

2. Бояринцев В.И. 2004. Разгром. Дуэль N 45 (393). 9 ноября 2004 г. http://www.duel.ru/200445/?45_3_1

3. Булатов А.С. (ред.) 2005. Экономика.  М. Экономистъ. 831 с.

4. Денисов Г. А. 2004. Инновационное ускорение в строительстве. В кн.: Науковедческие исследования. М. РАН. стр. 93–101.

5. Егерев С. 2002. Диалоги с диаспорой. Отечественные записки, 2002. Номер 7(8). http://www.strana-oz.ru/?numid=8&article=405

6. Кочетков Г.Б. 2004. Инновационная экономика и проблемы подготовки кадров. В кн.: Науковедческие исследования. М. РАН. стр. 87–92.

7. Лесков С. и Коныгина Н. 2004. Возврат мозгов носит единичсный характер. Известия–Наука. http://www.inauka.ru/science/article40684.html

8. Ракитов А.И. 2004. Роль высшей школы в создании системы национальной инновационной экономики. В кн.: Науковедческие исследования. М. РАН. стр. 7–28.

9. Юревич А. В. 2004. Метаморфозы стереотипов или еще раз о научной эммиграции. http://www.voppsy.ru/tema/yurevitch2.htm.

 

Розина Людмила Геннадьевна

4 курс

УИР-3


Информация о работе «Утечка мозгов»: аспекты проблемы