Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 10:30, курсовая работа
В системе ВЭП особое место занимает валютная политика. Валютная политика (Currency policy; exchange policy) — составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий и совокупность мероприятий, проводимых государствами, центральными банками и центральными финансовыми органами, внутри и вне страны, посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции, покупательскую силу денег и на экономику страны в целом, в соответствии с текущими, стратегическими целями.
-банкротство мелких и средних банков;
-активная деятельность иностранных банков.
Валютная политика Республики Казахстан представляет собой составную часть внешнеэкономической, а также общей денежно-кредитной политики. Валютная политика при одновременном использовании денежно-кредитной направлена на обеспечение стабильности и конвертируемости национальной валюты, поддержание равновесия платежного баланса, сдерживание безработицы и инфляции.
В сложной обстановке социально-экономических преобразований текущая валютная политика Казахстана основана на сочетании частичной либерализации валютных операций и ряда жестких ограничений на внутреннем валютном рынке.
Из традиционных форм валютной политики используются такие инструменты, как: регулирование режима валютного курса, валютные интервенции, управление золотовалютными резервами и регулирование степени конвертируемости тенге. Национальный банк придерживался регулируемого плавающего обменного курса тенге. Валютные интервенции, широко применяемые в Канаде и ряде других стран, осуществляются и на внутреннем валютном рынке Казахстана с целью сглаживания колебаний номинального курса тенге в результате краткосрочных изменений конъюнктуры на валютном рынке.
Временное снижение золотовалютных активов в иностранной валюте вызвано политикой проведения Нацбанком валютных интервенций (на 11,2 млн $ в 1993г., 18,9 млн $ в 1994 г., 106,8 млн $ в 1995 г.) для поддержания стабильного курса национальной валюты.
Требуется новый подход к определению стоимости золота, она должна быть привязана к стоимости энергоносителей, как это принято во всем мире.
Официальный обменный курс тенге к доллару США устанавливается по результатам состояния биржевого и внебиржевого валютных рынков, а также уровню инфляции и другим макроэкономическим показателям. Чаще всего такой курс используется в соглашениях между юридическими лицами. В 1996 году, присоединившись к условиям статьи VIII Соглашения МВФ, Казахстан взял на себя обязательства не вводить или усиливать валютные ограничения, не вводить или изменять практику применения множественных валютных курсов, вводить или усиливать ограничения на импорт по причинам, связанным с платежным балансом. Согласно соглашению, ограничения по выполнению платежей и переводов по текущим международным сделкам были сняты, что позволило достичь условия по обеспечению свободной конвертируемости тенге.
2.2 Анализ современного состояния валютного рынка РК
Перспективы экономического развития сейчас, как никогда ранее зависят от развития макроэкономической ситуации, во многом определяемой увеличивающимся разрывом между темпами инфляции и динамикой курса доллара, как было выше представлено. Учитывая узость, неразвитость и низкую платежеспособность внутреннего товарного рынка и снижение конкурентоспособных отечественных производителей (из-за опережающего роста внутренних цен и качества) дальнейший рост курса тенге в ближайшее время усилит неконкурентоспособность экспортеров, что может нанести экономике Казахстана невосполнимый ущерб, усилить финансовую напряженность, так как поступления от экспорта - основная статья доходов бюджета и главный источник валютных поступлений.
Ныне возросла ценность достоверного прогноза курса тенге, точность измерения, которого важна не только для обоснования стратегических решений на уровне народного хозяйства и отраслей, но и для принятия оперативных решений предприятиями, торговыми, коммерческими структурами и банками. Пока не существует модели, которая позволила бы помимо традиционных факторов (изменение цен, объема и структуры производства и т.д.) учитывать и воздействие таких реалий, как глобальная неплатежеспособность производственных предприятий, инфляционные ожидания, распад хозяйственных связей. Поэтому профессионал-аналитик в этих условиях имеет больше шансов на успех, чем попытка прогноза курса тенге на специально сконструированной народнохозяйственной модели или часто публикуемые в печати прогнозы, основанные на прямой экстраполяции или переносе на нашу экономику неадекватных ее состоянию методов расчета, принятых в промышленно развитых странах с устойчивой экономикой.
Многочисленные, но всегда ошибочные прогнозы курса тенге свидетельствуют, что нельзя (или нельзя без серьезной корректировки) переносить хорошо зарекомендовавшие себя в западных странах со стабильной рыночной экономикой методы расчетов курсов валют, например, основанные на определении сравнительной покупательной способности валют, на экономику Казахстана. Ни в одной стране никогда курс национальной валюты не складывался, исходя из ее покупательной способности относительно доллара, а был существенно ниже. Спрос на иностранную валюту становится тем интенсивнее, чем быстрее идет процесс обесценения национальной валюты. При наличии известных условий твердая иностранная валюта начинает служить и орудием платежа, не признанным законом, но фактически исполняющим эту роль.
Насколько реально в сложившихся экономических условиях использовать валютно-ценовой механизм, решающим элементом которого является заниженный курс тенге, для стимулирования экспорта.
Факторный анализ свидетельствует, что в 1996-1997 гг. как минимум, экономических шансов удержать тенге от дальнейшего падения не было. Хотя темпы роста инфляции резко упали, практически все основные факторы, воздействующие на курс тенге, продолжали носить неблагоприятный характер. При этом разрушающее воздействие на валютный курс тенге усиливалось тем, что они действуют по принципу дифракции волн – одно направленно и концентрированно. Это означает, чтобы не повышать обменный курс тенге в ущерб перспективам развития экономики, темпы инфляции и темпы роста курса доллара (падение курса тенге) в 1996 г. должны быть примерно одинаковы или рост инфляции может превышать рост курса доллара в пределах 15 максимум 20%.
В 1998-1999г.г. изменение курса тенге/доллар составляло 1,20% и 0,25%, столь резкие граничные различия объясняются переходом на режим СПОК. Курс тенге по отношению к доллару США в 2000-2005г.г. характеризовался высоким уровнем стабильности и устойчивости. На волатильность курса тенге повлияли:
- внешнеэкономическая конъюнктура (сокращение притока иностранной валюты в результате снижения мировых цен на основные товары казахстанского экспорта),
- внутренние факторы (наблюдающаяся в банковском секторе свободная ликвидность способствует спекулятивным действиям профессиональных участников валютного рынка).
С начала 2003г. повышение курса тенге относительно доллара, выраженное в годовом исчислении, составило 10,51%, поднявшись со 155,6 тенге за доллар в декабре прошлого года до 146,95 тенге за доллар в июле 2003г. и до 135 тенге за доллар на июль 2004г. Из года в год рост курса тенге был не сильно впечатляющим, но все же значительным. Помимо прочего, быстрое повышение курса тенге вызвало резкое падение реальной ставки вознаграждения по казахстанским внутренним корпоративным облигациям. В результате инвестиционный доход частных пенсионных фондов, скорректированный на инфляцию, будет, вероятно, самым низким со времени запуска пенсионной системы в 1998 году.
На благо или во вред, ревальвация тенге оказала воздействие на всех в Казахстане, потому что казахстанская экономика до сих пор в большей мере долларизована и представляет собой двух-валютную систему: доллар находится в обращении наряду с тенге и, фактически, эти валюты взаимозаменяемы.
В 2003-2006 годы фундаментальное соотношение изменилось, но девальвация доллара к тенге по всем меркам до сих пор была скромной: примерно 4% за период с соответствующей даты предыдущего периода.
Главные мировые фондовые рынки и рынки облигаций очень чутко реагируют на «рыночные расстройства» обменных курсов, товарных бирж и взаимосвязанных финансовых рынков. На рынках второго уровня, таких как Казахстан, Восточная Европа и прочие страны СНГ, реакции имеют тенденцию к отставанию от событий на основных рынках. Однако, если «реакция пошла», то перемены на рынках второго уровня могут быть такими же изменчивыми и разрушительными, как те, что происходят на главных рынках – если не сказать больше.
Курс евро опустился низко относительно доллара 24 ноября 2000 года, курс тенге относительно доллара опустился ровно через два года, в декабре 2002 года. Причиной такого отставания является тот факт, что тенге был привязан к доллару, а не к евро. Но так продолжалось до декабря 2002 года, когда евро в тенге стало стоить дороже, с этого момента казахстанцы стали терять доверие к доллару.
Отмечая обратную тенденцию обмена тенге на евро можно порекомендовать казахстанцам вообще не обменивать свои тенге. Повышение курса тенге происходит как по отношению к доллару, так и по отношению к евро по простой причине, что тенге покупает нечто такое, что не может купить ни одна из «твердых» валют – высокую норму доходности.
С доходностью в два-три раза превышающей доходность, существующую в зоне евро и США, казахстанские рынки облигаций – суверенных и корпоративных – стали целью международного процентного арбитража. Инвесторы, получающие фиксированный доход, продают облигации, деноминированные в долларах и евровалюте, и покупают суверенные ноты, деноминированные в тенге, а также агентские ценные бумаги и корпоративные облигации, индексированные по курсу доллара, которые должны оплачиваться в тенге. Именно спрос ставит тенге выше доллара и евро на Казахстанской фондовой бирже.
Соответствующий спрос на суверенные и корпоративные казахстанские облигации вызывает рост цен на облигации и снижение процентных ставок. Те, кто покупает ипотеку, и предприятия, ищущие корпоративного финансирования, приветствуют низкие процентные ставки, даже если и пенсионные фонды им не рады. Международный арбитраж не только заставил снизиться процентные ставки. Он также внес свою лепту в дефицит финансовых инструментов инвестиционного класса.
Тем не менее, в долгосрочном аспекте, наиболее благоприятным результатом международного процентного арбитража на казахстанском рынке облигаций, вероятно, будет снижение уровня долларизации экономики Казахстана. Что открывают для себя казахстанцы в настоящее время, так это, что валюты сами по себе не являются средством сохранения стоимости. В пространстве с плавающим курсом валюты не могут быть чем-то большим, чем расчетными единицами и средством обращения. Средствами сохранения стоимости являются физические активы, которые покупаются с помощью валюты – акции, облигации, недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы и камни и прочее. Насколько хорошо актив сохраняет стоимость, зависит от качества актива, а не от валюты, за которую он куплен. Стоимость превосходит валюту.
Но верно также и то, что стоимость стремится отыскивать такие валюты, внутренняя стабильность которых делает будущую стоимость предсказуемой. Это валюты стран с устойчивой банковской системой, активными финансовыми рынками с продолжительными кривыми доходности, законодательством, которое поддерживает обеспечительный залог. Тот факт, что международные арбитражеры нашли средство сохранения стоимости на казахстанских рынках облигаций, подтверждает, что тенге является такой валютой. Если международные арбитражеры доверяют тенге, то может быть и казахстанцам тоже пора доверять своей валюте.
Подытоживая, что можно предложить для улучшения стабилизации валютного курса тенге и для нормального функционирования казахстанского валютного рынка. Использование искусственных методов, например, сжатия денежной массы за счет снижения финансовых возможностей производства, способно лишь создать временную иллюзию возможностей и положительных сдвигов, но в конечном итоге ухудшить экономическую ситуацию. Часто говорится о валютной интервенции как способе стабилизации курса. Но возможности валютной интервенции резко ограничены в масштабах и во времени.
Возможности стабилизации курса тенге прежде всего зависят от общеэкономической ситуации в стране: от динамики производства, масштабов сбалансированности внешней торговли, финансово-кредитной политики, политики процентной ставки и т.д.
Одновременно должен быть принят ряд мер, который обеспечит переключение повышенного спроса на валюту как форм тезаврирования денег и защиты денежных накоплений от обесценения на другие сферы приложения: расширение продажи жилья и нежилых помещений, земли, других форм недвижимости; эмиссия ценных бумаг (заем) с положительной процентной ставкой; повышение процентных ставок по депозитам, в первую очередь по срочным; развитие всех форм страхования.
Другим направлением решения проблемы курса тенге является увеличение предложения валюты. Естественно, что ныне главной предпосылкой этого является расширение источников получения валюты и прежде всего расширение экспортной базы. При этом важнейшее значение имеет недопущение вывоза или оставления валюты, получаемой экспортерами, на счетах в зарубежных банках. А каналов трансграничной «утечки» капитала достаточно много. И, наконец, необходимо максимальное сокращение затрат валюты на неэффективный импорт.
Наибольший эффект при наименьших затратах может быть обеспечен принятием особых мер в области валютного контроля путем: существенного улучшения работы государственной службы валютного и экспортного контроля; введения жестких санкций за незаконно оставленную за границей экспортную выручку или незаконно переведенную за границу иностранную валюту; постепенного смягчения ограничения по текущим валютным операциям для резидентов при одновременном усилении контроля за движением капиталов с целью предотвращения незаконного вывоза капиталов за границу; введения в законодательном порядке строгой ответственности за искажение информации по валютным операциям коммерческими банками; улучшения таможенной и валютно-финансовой отчетности; осуществления проверки использования валютных средств на счетах за рубежом, в том числе открытых по решениям Правительства; кроме того, следует сократить практику использования целевых блокированных счетов за рубежом или открывать их в казахстанских банках; создать эффективный механизм регистрации оффшорных компаний и контроля за ними; пресекать дальнейшую утечку валютных средств за границу через деятельность на территории Казахстана представителей иностранных страховых компаний; внести изменения в действующий порядок вывоза и ввоза наличной иностранной валюты уполномоченными банками, юридическими и физическими лицами; разработать механизм взаимодействия с ведомствами иностранных государств, выполняющими функции валютного и экспортного контроля, и соответствующими международными организациями; безотлагательно подписать и ратифицировать международные конвенции, определяющие рамки сотрудничества государств-участников в борьбе с финансовыми преступлениями, а также привести законодательство Республики Казахстан в соответствие с этими документами и рекомендациями специализированных международных организаций (в частности, это касается меры в правовых государствах).