Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:10, курсовая работа
На современном этапе развития общества, в период глобализации, особенно актуальным становится понимание процессов, происходящих в мировой экономике. Мировая экономика – это совокупность всех национальных хозяйств, вовлеченных в международные экономические отношения, т.е. в мировую торговлю и разного рода сотрудничество.
Каждая страна обладает собственной национальной денежной единицей. Но только на основе соотношения двух валют - валютного курса – можно осуществить эквивалентный обмен товарами и услугами между двумя государствами. Валютный курс устанавливается на валютном рынке под воздействием спроса и предложения. На валютный курс также оказывает влияние большое количество факторов – все факторы, которые влияют на спрос и предложение валюты.
Введение………………………………………………………………………….... 3
Понятие валютной системы...................................................................................4
Виды систем валютных курсов............................................................................13
Валютная система Казахстана..............................................................................18
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………….…..34
Ситуация на внутреннем рынке наличной и безналичной иностранной валюты в Казахстане определяется поведением мирового валютного рынка и, естественно, если в Европе и США доллар дешевле евро, аналогичная ситуация будет наблюдаться и в Казахстане. В настоящее время в среднем по республике соотношение евро к доллару (если рассчитать его через курсы покупки и продажи в обменных пунктах) отклоняется от курса, определяемого мировыми валютными рынками в пределах 1 процента, с учетом разницы в часовых поясах и затрат банков на ввоз наличной иностранной валюты. То есть курс евро в Казахстане не дороже, чем в других странах. Однако если посмотреть на ситуацию с курсами евро и доллара в обменных пунктах по регионам страны, то разброс в этом случае достаточно велик. Не последнюю роль здесь играют предпочтения населения, возможный ажиотаж , объясняемый реакцией на рост стоимости евро по отношению к доллару, неодинаковая доступность евро в обменных пунктах регионов, а также возможное использование ситуации в спекулятивных целях. Учитывая непредсказуемость поведения курса евро к доллару, невозможно определиться сразу с вкладами своих сбережений в той или иной сильной и твердой валюте. Наибольший доход получает тот, кто точно предугадал поведение рынка и вовремя отреагировал на сложившуюся ситуацию, вложив свои средства в наиболее прибыльный актив. Однако такое поведение чревато и большими потерями, если ситуация будет разворачиваться противоположно ожиданиям. Грамотный инвестор, как правило, распределяет свои средства сразу между несколькими активами, чтобы максимально обезопасить себя от потерь, возможно в ущерб потенциальным сверхприбылям. Такая стратегия характерна для профессиональных участников рынка. Оптимальная стратегия состоит в размещении средств на вкладах в тенге, евро и долларах США, соотношение которых зависит от предпочтений, целей и способности каждого конкретного человека пойти на валютный риск. Тем не менее, несмотря ни на что, доллар продолжает оставаться для многих средством сбережения и мерой стоимости. Хотя в 2002г. казахстанские банки увеличивали объемы ввоза наличного евро в республику, нетто-ввоз наличных долларов в 8 раз, а чистая продажа долларов в обменных пунктах - в 13 раз превышали операции с евро. При этом доля депозитов в евро в банках республики в 2002г. не превышала 1 процента. По итогам 2003г. доля внешнеторговых операций со странами еврозоны составила в среднем 16%, сократившись на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом значительная часть товарооборота с еврозоной осуществлялась в долларах США. Для предприятия, осуществляющего внешнеторговые операции, при выборе валюты контракта определяющими факторами являются не стоимость валюты, а устойчивость ее обменного курса. При этом выбор казахстанских предприятий в пользу использования доллара при операциях с нерезидентами обусловлены рядом факторов. Первый из них: цены на сырьевые товары, поставляемые на экспорт, определяются на мировых товарных рынках и фиксируются в долларах США.
Таким образом, львиная доля поступающей экспортной выручки от нефти и металлов также выражена в долларах США. Кроме того, доля стран еврозоны в импорте Казахстана не превышает 19%, соответственно и доля расчетов за евро не может быть большой. Стоит помнить о том, что значительная часть прямых иностранных инвестиций в Казахстан приходится на США и выражена в американских долларах. В последние годы курс доллара к тенге достаточно стабилен, поэтому валютные риски между долларом и тенге при расчетах по внешнеторговым контрактам и с прямыми инвесторами минимальны. Естественно, что предприятия, основная доля внешнеторговых операций по экспорту и импорту которых приходится на страны еврозоны, могут быть заинтересованы в использовании евро, а с ростом товарооборота, соответственно, будет увеличиваться и доля расчетов в евро. Тем не менее, тенденцию будет определять не высокий курс, а скорее стабильность и предсказуемость стоимости единой иностранной резервной валюты, которой в настоящее время евро не является. Но опыт других стран, таких как Китай, Россия, Япония, которые приветствуют в своих расчетах и резервных позициях евро, дает толчок и для Казахстана, на что мы тоже делаем упор в своих исследованиях. То есть нами предлагаются рекомендации в части пересмотра официальных золотовалютных активов в пользу евро.
Поэтому применение хеджирования как одного из способов управления и минимизации рисков является одним из неразработанных вопросов в законодательстве республики, что является самым главным препятствием развития методов страхования валютных рисков в Казахстане.
Таким образом, в связи с тем, что Национальный Банк Казахстана уделяет в настоящее время, повышенное внимание процессу укрепления национальной банковской системы, представляется целесообразным детальное изучение применяемых в Великобритании нормативов достаточности капитала и опыта регулирования валютного рынка с помощью Кодекса поведения, который может быть взят на вооружение и Агентству РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
С другой стороны, для увеличения государственных инвестиций в экономику необходимо привязывать объемы золотовалютных резервов к одному из макроэкономических показателей и излишки инвалюты передавать из валютного резерва Национального Банка в государственный бюджет. Необходимость такой меры диктуется задачей, поставленной Главой государства о создании Инвестиционного фонда для обеспечения приоритетного использования финансовых ресурсов страны на развитие реального сектора экономики. Кроме того, требуется повысить эффективность использования средств инвалютных резервов страны. В то время, когда миллиардные ресурсы Национальный Банк размещает за рубежом под низкие проценты, субъекты экономики привлекают из других стран значительно больше средств в виде кредитов под высокие проценты.
В результате, ежегодные потери национальной экономики только от разницы в процентах составляют сотни миллионов долларов, которые неуклонно растут и здесь надо пересмотреть налоговую политику в части завышения ставок налогообложения.
Во избежание этого инвалютные средства Национального фонда и резервов Национального Банка используются для кредитования отечественной экономики и для кредитования международных расчетов резидентов страны, исключая обратное их попадание в экономический оборот и последующее влияние на курс тенге.
Как было отмечено, стабильный рост при изменениях мировой конъюнктуры может быть обеспечен через обменный курс валюты.
Требуется разработать такой механизм, который обеспечит необходимый общий уровень отечественных цен по отношению к мировым, а также - широкое внедрение передовых технологий и оборудования для производства высокотехнологичной продукции казахстанскими товаропроизводителями.
В нашей стране не выработаны меры по рациональному использованию выручки от ожидаемого расширения экспорта нефти, которому дополнительно могут способствовать дальнейшее увеличение объемов иностранных инвестиций и сохранение благоприятной конъюнктуры мирового рынка на энергоресурсы и металлы.
В Национальный
Фонд поступает часть средств
госбюджета, но этого недостаточно
для регулирования всего объема
иностранной валюты в экономике.
Поэтому широко используются инструменты
денежно-кредитной политики. Валютная
интервенция Национального
По законодательству, изымаемая из оборота иностранная валюта оседает в резервах Национального Банка. Это нерационально, т.к. экономика всегда испытывает острую нехватку инвестиций для реализации важных проектов.
В настоящее время доходы нерезидентов (иностранных компаний) от капиталов (кредитов и инвестиций в казахстанскую экономику, казахстанских ценных бумаг, размещенных за рубежом) в нашей стране в виде процентов, дивидендов и прочих доходов, ежегодно составляют миллиарды долларов. Причем темпы роста этих выплат очень высоки. Например, в соответствии с Платежным балансом Казахстана с 1999 по 2004 годы доходы нерезидентов только от инвестиций увеличились с 258 млн. до 1,4 млрд. долларов.
Безусловно, в современных условиях для реализации крупных проектов не обойтись без иностранных инвестиций. Но в то же время целесообразно эффективно использовать и свои активы.
Отсюда вытекает необходимость инвестирования в национальную экономику дополнительных объемов иностранной валюты, поступающих в валютный резерв с опережением темпов экономического роста.
Для этого нужно разработать механизм, который обеспечит поступление в госбюджет до 80-90 % прироста международного валютного резерва Национального Банка.
Данную задачу
можно реализовать по-разному. Один
из вариантов следующий. Объем золотовалютного
резерва Национального банка
законодательно привязать к макроэкономическом
Принятие таких мер увеличит долю казахстанских средств в общем объеме инвестиций, в результате чего для государства и национальной экономики снизятся потери от предоставления иностранцам налоговых льгот и уменьшатся суммы вознаграждений за иностранные инвестиции. Объемы передаваемых средств, т.е. размеры инвестиций из госбюджета в экономику могут составить до 15-20% к ВВП.
Иностранная валюта, которая будет поступать из валютного резерва в госбюджет, может быть использована как для кредитования отечественных товаропроизводителей всех форм собственности, так и для непосредственного финансирования важных проектов через государственные предприятия и национальные компании. Появится возможность для ежегодного государственного инвестирования значительных средств (миллиардов долларов) в отечественную экономику и создания транснациональных компаний. Создание отечественных ТНК является одним из необходимых условий для реализации стратегического плана.
Однако, реализация этих мер сама по себе не даст никакого эффекта, если не будут соблюдены еще некоторые условия. Если изъятая иностранная валюта будет расходоваться стихийно, обратно попадая в экономический оборот внутри страны, то она повлияет на обменный курс национальной валюты и принимаемые меры потеряют весь смысл.
Государство должно
осуществлять валютные расходы в
соответствующем объеме, для импорта
производственного
Предложенный механизм использования иностранной валюты включает следующие основные положения.
Национальный Банк на фондовом рынке страны закупает часть дополнительных объемов иностранной валюты в размере, достаточном для обеспечения требуемой конкурентоспособности национальной экономики, ограничивая усиление или ослабляя национальную валюту на заданную величину.
В международных валютных резервах остается требуемый уровень запасов, и весь избыток иностранной валюты передается в бюджет как доходы государства. Далее Правительство использует эту валюту на импорт передовых производственных технологий, реализацию международных проектов и пополнение специального фонда.
Для реализации перечисленных мер необходимо законодательно обязать НБ - передавать излишки иностранной валюты в государственный бюджет при достижении ЗВР установленной величины (в процентах к ВВП или внешнеторговому обороту) внеся изменение в Закон "О Национальном Банке Республики Казахстан". Обязать Правительство - излишки иностранной валюты, которые оно будет получать от НБ, расходовать на импорт передовых технологий и реализацию важных международных проектов (через банки второго уровня, в т.ч. и Банк Развития) и международных обязательств, внесением соответствующих дополнений в Закон "О бюджетной системе".
При этом фактически
всем дополнительным объемом иностранной
валюты будет распоряжаться
Золотовалютные резервы Национального Банка будут расти пропорционально росту ВВП, а излишки иностранной валюты будут инвестированы в отечественную экономику.
Таким образом, представляется целесообразным золотовалютный резерв привязать к ВВП с передачей излишков инвалюты в госбюджет для импорта производственного оборудования, а при изменениях мировой конъюнктуры, требуемые общие соотношения отечественных и мировых цен поддерживать через курс тенге. Предполагается, что принятие перечисленных мер обеспечит не только высокий рост и стабильную занятость при ухудшениях мировой конъюнктуры, но и эффективное использование иностранной валюты, значительное увеличение доходов госбюджета, а также ускоренное развитие производства за счет увеличения государственных инвестиций в экономику.
Не менее важной перспективной проблемой валютного рынка Казахстана является определение будущего национальной валюты - казахстанского тенге - с точки зрения возможного перехода к единой наличной валюте стран Евразийского Экономического Сообщества до 2011г. Реализация данной программы означает добровольный отказ Казахстана, России, Беларуси и Таджикистана от собственных национальных валют. Данное предложение строится на опыте образования Европейского Экономического и Валютного Союза («еврозоны»), так как «одной из главных функций Европейского Экономического Сообщества является задача экономического регулирования». Но не все положительно в программе введения единой европейской валюты «евро». Это уже очевидно и сейчас, и было заметно в 2002 году, когда евро была введена в наличной форме. Во-первых, недовольство населения многих европейских стран, вошедших в «еврозоны», когда исчезли их исконно старинные национальные валюты. Во-вторых, снижение макроэкономических показателей ведущих стран «еврозоны» - Германии, Франции за счет проведения вынужденной общей экономической и финансовой политики других 10 стран «еврозоны», во многом уступающих по своему экономическому развитию и даже сегодня не соответствующих критериям конвергенции, разработанными Маастрихтским соглашением в 1991г. (Греция, Люксембург и др.). В-третьих, предпочтение лидирующих позиций в «еврозоне» той или иной стране (Германии или Франции), что вызвало определенные внутренние противоречия. В-четвертых, предложение Великобритании о продлении срока и возможно даже отказ в будущем вступления в «еврозону». Есть еще ряд других аспектов, негативно отражающих современное положение ЕЭВС. Возможно, такие же негативные последствия ждут и страны ЕврАзЭС, которые даже не имеют такой же длительный опыт разработки и создания европейской интеграции и которые шли к этим процессам порядка 40 лет (с 1959 по 1999 гг.).