Валютное регулирование и контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: в современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением. Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы осуществления валютного контроля 5
1.1. Сущность, цели и принципы валютного контроля. 5
1.2. Организационно-правовой механизм валютного регулирования и контроля. 9
2.Анализ осуществления валютного контроля в РФ 16
2.1. Анализ методов осуществления валютного контроля. 16
2.2. Оценка валютного контроля над резидентами при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. 19
Заключение 29
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Переславцева Света.docx

— 67.73 Кб (Скачать файл)

Целью валютного контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего  валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями. Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием. В соответствии с Законом «О валютном регулировании» среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного  контроля в соответствии с Федеральным  законом «О валютном регулировании  и валютном контроле», нормативными актами Банка России и других органов  власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

ЦБ РФ является основным органом валютного контроля и  валютного регулирования в РФ. ЦБ РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей. Кроме  того, ЦБ РФ определяет сферу и порядок  обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами  и нерезидентами, а также уполномочен  на проведение всех видов валютных операций.

Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные  Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Уполномоченные банки - кредитные  организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право  на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка  РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством  иностранных государств, имеющие  право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Главной задачей валютного  контроля в современных условиях является ограничение масштабов  утечки капитала из страны при одновременном  поддержании предложения иностранной  валюты на внутреннем валютном рынке. По мнению Банка России, масштабы и  скорость нарастания оттока капитала таковы, что они создают реальную угрозу экономической безопасности страны. Если в прошлые годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных инвестиций и  кредитных ресурсов, то сейчас в  условиях сокращения иностранных инвестиций ситуация другая: бегство капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства  по внешнему долгу. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного  импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и  свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля. Нормативно-правовая база механизма валютного контроля.

Существует система нормативно-правовых актов, представляет собой юридический  механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет  статическую функцию, закрепляя  уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное законодательство». Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.).

Механизм валютного регулирования  включает в себя три структурных элемента:

1. Валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

2. Валютные отношения,  складывающиеся между различными  субъектами по поводу совершения  ими операций с валютными ценностями;

3. Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах. Основной акт валютного законодательства — Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (глава 1 «Общие положения»; глава 2 «Валютное регулирование»; глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки»; глава 4 «Валютный контроль» и глава 5 «Заключительные положения»).

В Законе четко сформулированы основные принципы валютного регулирования  и валютного контроля (ст. 3). В  Законе по-новому обозначены органы валютного  регулирования, в число которых  в настоящее время входят Центральный  банк РФ и Правительство РФ, причем Правительству отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст. 5). Важное значение для регулирования валютных операций имеют отдельные нормы федеральных законов от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» и некоторые другие.

 Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. 3-6 ст. 4 Закона). Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства.

В целом совокупность валютных правоотношений формирует три большие  группы правоотношений:

а) в сфере валютного регулирования;

б) в сфере валютного  контроля;

в) в сфере валютного обращения. 

Первая складывается по поводу осуществления компетентными государственными органами правотворческих мер, направленных на формирование нормативной базы для  регулирования валютных отношений.

Вторая группа – правоотношения в сфере валютного контроля –  складываются по поводу деятельности специально уполномоченных государственных  органов и иных организаций по проведению административных (правоприменительных) и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Третью группу составляют правоотношения, возникающие в процессе валютного обращения, которое представляет собой совокупность действий субъектов валютных отношений по заключению, изменению и/или прекращению валютных сделок и совершению валютных операций.

Валютные отношения как  структурный элемент механизма  валютного регулирования не представляют собой однородной массы, а, в свою очередь, имеют логическую систему  построения:

  • субъекты;
  • объекты;
  • операции, т.е. действия, которые субъекты имеют право совершать в отношении объектов.

К субъектам валютного  законодательства относятся резиденты  и нерезиденты.

К объектам, в отношении  которых установлено валютное регулирование  относятся: валюта Российской Федерации, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности.

Закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» выделяет следующие  действия как элемент валютной операции:

- приобретение;

- отчуждение;

- использование в качестве средства платежа;

- ввоз на территорию РФ;

- вывоз с территории РФ;

- перевод со счета в РФ на счет за границей;

- перевод со счета за границей на счет в РФ;

- переводы по счетам в РФ.

Кроме нормативного аспекта, в структуре механизма валютного  регулирования можно выделить и  институционный аспект. Институционная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство  РФ, органы валютного контроля и  агенты валютного контроля. Он представлен теми государственными органами, которые осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

 
2.1. Анализ методов осуществления  валютного контроля.

 

Валютный контроль является важным элементом процесса валютного  регулирования. Анализ законодательных  и нормативно-правовых актов исполнительных органов власти позволяет сформулировать общую цель валютного контроля следующим  образом: обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении всех валютных операций.

Основные направления  валютного регулирования и валютного контроля:

1. Таможенно-банковский контроль  за поступлением валютной выручки от экспортныхопераций:

Первой задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным  Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия  было утверждение 12.10.1993 г. совместной инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20-10283 «О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» (далее  Инструкция). В инструкции установлен порядок осуществления и механизм реализации валютного контроля за поступлением валютных средств на счета предприятий, организаций-резидентов, осуществляющих экспорт товаров, на основе организации  обмена информацией между таможенными  органами и уполномоченными банками.

В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых  вопросах организации валютного  контроля и применения инструкции»  уточнена сфера применения  инструкции.  Действие   последней распространяется   на   все   сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:- расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;-  хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е. контроль предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях.

В перечень обязательных документов входит:

- паспорт сделки (ПС) –  базовый документ валютного контроля,

- учетная карточка (УК) –  возвратный документ, составляемый  таможенными органами на основании  ГТД и направляемый ими для  контроля в уполномоченные банки;

- реестр – документ, объединяющий  УК и включающий информацию  об отгрузках товаров на экспорт,  ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

- досье – специальная  подборка документов по контролю  за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

2. Валютный контроль за  обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

Необходимость введения таможенно- банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах - предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров. Методическое и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

Правовой основой для  создания эффективной системы валютного  контроля по импортным операциям  явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России №01-20/10538 от 26.07.95 "О порядке осуществления  валютного контроля за обоснованностью  платежей  в иностранной валюте за импортируемые товары" и Инструкции от 4.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".

Действие инструкций распространяется на все сделки, предусматривающие  ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым:

Информация о работе Валютное регулирование и контроль в РФ