Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 00:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования: в современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением. Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами.
Введение 3
1. Теоретические основы осуществления валютного контроля 5
1.1. Сущность, цели и принципы валютного контроля. 5
1.2. Организационно-правовой механизм валютного регулирования и контроля. 9
2.Анализ осуществления валютного контроля в РФ 16
2.1. Анализ методов осуществления валютного контроля. 16
2.2. Оценка валютного контроля над резидентами при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. 19
Заключение 29
Список литературы 33
Целью валютного контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями. Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием. В соответствии с Законом «О валютном регулировании» среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», нормативными актами Банка России и других органов власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
ЦБ РФ является основным
органом валютного контроля и
валютного регулирования в РФ.
ЦБ РФ управляет валютными
Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Главной задачей валютного
контроля в современных условиях
является ограничение масштабов
утечки капитала из страны при одновременном
поддержании предложения
Существует система нормативно-
Механизм валютного
1. Валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
2. Валютные отношения,
складывающиеся между
3. Регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах. Основной акт валютного законодательства — Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (глава 1 «Общие положения»; глава 2 «Валютное регулирование»; глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки»; глава 4 «Валютный контроль» и глава 5 «Заключительные положения»).
В Законе четко сформулированы основные принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст. 3). В Законе по-новому обозначены органы валютного регулирования, в число которых в настоящее время входят Центральный банк РФ и Правительство РФ, причем Правительству отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст. 5). Важное значение для регулирования валютных операций имеют отдельные нормы федеральных законов от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» и некоторые другие.
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. 3-6 ст. 4 Закона). Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства.
В целом совокупность валютных правоотношений формирует три большие группы правоотношений:
а) в сфере валютного регулирования;
б) в сфере валютного контроля;
в) в сфере валютного обращения.
Первая складывается по поводу
осуществления компетентными
Вторая группа – правоотношения в сфере валютного контроля – складываются по поводу деятельности специально уполномоченных государственных органов и иных организаций по проведению административных (правоприменительных) и организационных мероприятий, направленных на реализацию порядка совершения валютных сделок и операций в части валютных ограничений, а также мер по проверке соблюдения, выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.
Третью группу составляют правоотношения, возникающие в процессе валютного обращения, которое представляет собой совокупность действий субъектов валютных отношений по заключению, изменению и/или прекращению валютных сделок и совершению валютных операций.
Валютные отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования не представляют собой однородной массы, а, в свою очередь, имеют логическую систему построения:
К субъектам валютного законодательства относятся резиденты и нерезиденты.
К объектам, в отношении которых установлено валютное регулирование относятся: валюта Российской Федерации, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности.
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» выделяет следующие действия как элемент валютной операции:
- приобретение;
- отчуждение;
- использование в качестве средства платежа;
- ввоз на территорию РФ;
- вывоз с территории РФ;
- перевод со счета в РФ на счет за границей;
- перевод со счета за границей на счет в РФ;
- переводы по счетам в РФ.
Кроме нормативного аспекта,
в структуре механизма
Валютный контроль является важным элементом процесса валютного регулирования. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов исполнительных органов власти позволяет сформулировать общую цель валютного контроля следующим образом: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций.
Основные направления валютного регулирования и валютного контроля:
1. Таможенно-банковский контроль
за поступлением валютной
Первой задачей, поставленной
правительством РФ перед Центральным
Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России
в 1993 году, было обеспечение возврата
валютной выручки по экспортным операциям.
Правовой поддержкой этого мероприятия
было утверждение 12.10.1993 г. совместной
инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России
№ 01-20-10283 «О порядке осуществления
валютного контроля за поступлением
в Российскую Федерацию валютной
выручки от экспорта товаров» (далее
Инструкция). В инструкции установлен
порядок осуществления и
В совместном письме ЦБ РФ № 73 и ГТК РФ № 01-20/746 от 21.01.1994 «О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции» уточнена сфера применения инструкции. Действие последней распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:- расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;- хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е. контроль предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях.
В перечень обязательных документов входит:
- паспорт сделки (ПС) – базовый документ валютного контроля,
- учетная карточка (УК) –
возвратный документ, составляемый
таможенными органами на
- реестр – документ, объединяющий
УК и включающий информацию
об отгрузках товаров на
- досье – специальная
подборка документов по
2. Валютный контроль за
обоснованностью платежей в
Необходимость введения таможенно- банковского контроля за импортными операциями была вызвана широким применением отечественными импортерами при расчетах - предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров. Методическое и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.
Правовой основой для создания эффективной системы валютного контроля по импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России №01-20/10538 от 26.07.95 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" и Инструкции от 4.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".
Действие инструкций распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым: