Валютное регулирование и контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: в современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением. Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальным знание механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы осуществления валютного контроля 5
1.1. Сущность, цели и принципы валютного контроля. 5
1.2. Организационно-правовой механизм валютного регулирования и контроля. 9
2.Анализ осуществления валютного контроля в РФ 16
2.1. Анализ методов осуществления валютного контроля. 16
2.2. Оценка валютного контроля над резидентами при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. 19
Заключение 29
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Переславцева Света.docx

— 67.73 Кб (Скачать файл)

а)  расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;

б) контракт предусматривает  передачу российским резидентом компенсации  за поставленный товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте.

Инструкции жестко вменяют  в обязанности отечественным  предприятиям и организациям - импортерам обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него средствам в иностранной  валюте, а в случаях не поставки товара они должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

3. Осуществление валютного  контроля при бартерных операциях   Следующим шагом в деле создания эффективной системы валютного регулирования и контроля ВЭД в России стало принятие в 1996 г. ряда законодательных и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость принятия мер по упорядочению бартерный операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные валютные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

Российские лица, заключившие  бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством  для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных по стоимости  товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами. Экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной сделки, который является основным документом контроля и учета бартерных операций.         

4. Осуществление валютного  контроля в неторговом обороте. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. В противном случае необходима подача письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

Единовременный вывоз  из Российской Федерации физическими  лицами - резидентами и нерезидентами  наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается. Нерезидентам позволено проводить любые валютные операции на территории РФ, значительно увеличились возможности резидентов в области осуществления валютных операций на территории РФ и за рубежом.

2.2. Оценка  валютного контроля над резидентами  при осуществлении ими внешнеэкономической  деятельности

 

Все участники внешнеэкономической  деятельности независимо от их организационно-правовых форм обязаны представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. В подтверждение  проведенной экспертизы они получают соответствующие сертификаты (инспекционный  отчет о проверке экспортных грузов и инспекционный отчет о прибытии экспортных грузов), которые являются обязательными товаросопроводительными  документами экспортируемых товаров.

Порядок осуществления валютного  контроля за импортными операциями во многом схож с контролем за экспортной валютной выручкой.                                Однако имеются и определенные особенности. Установленный порядок валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым: - расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта Российской Федерации; - хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру удовлетворена или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, т.е. контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый товар, хотя бы частично, в виде денежных средств в иностранной валюте.

Каждый импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной  валюте. В случае не поставки товара он должен обеспечить возврат указанных средств, ранее переведенных по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета  импортера и только банком импортера  и (или) банком-корреспондентом, действующим по его поручению. При выдаче кредитов в иностранной валюте импортеру для оплаты товаров по контракту, по которому подписан паспорт импортной сделки (Приложение 1), не банком импортера, последний обязан перечислить средства по кредиту на текущий валютный счет импортера в его банке. Оплата импортируемого товара иным банком, чем банк импортера или банк - его корреспондент, или со счета третьего лица допускается только при наличии у импортера лицензии Банка России на осуществление такой операции.

По каждому заключенному импортером контракту оформляется  в двух экземплярах паспорт импортной  сделки. Он подписывается уполномоченным банком, где открыт текущий валютный счет импортера, и который осуществляет расчеты по данному контракту. Одновременно с паспортом сделки импортер предоставляет в банк оригинал или заверенную копию контракта, на основании которого был составлен паспорт импортной сделки. С согласия банка импортер может вместо копии всего контракта представить заверенные выписки из него.

После проверки ответственным  лицом банка копия контракта  либо выписка из контракта приобщаются  к досье по данному паспорту сделки. С представлением в банк паспорта сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, за поступление в Российскую Федерацию импортных товаров в установленные сроки или за возврат суммы предоплаты. После проверки и подписания банком паспорта сделки первый экземпляр возвращается импортеру, а второй - помещается в досье.

С подписанием паспорта сделки банк принимает контракт на расчетное  обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции  контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. В случае, когда условиями контракта предусмотрена предоплата в размере, превышающем предельную сумму, разрешенную Банком России без гарантии валютного контроля (ВК), банк импортера принимает решения о выдаче гарантии валютного контроля. Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки. Для таможенного оформления импортных товаров импортер в банке получает ксерокопии оригинала паспорта импортной сделки, заверенные ответственным лицом банка и скрепленные печатью и вместе с грузовой таможенной декларацией представляет их в таможенный орган. После проверки соответствия данных, содержащихся в паспорте импортной сделки, сведениям, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта, требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа ставит подписи на паспорте импортной сделки и грузовой таможенной декларации и скрепляет их своей личной номерной печатью.

В течение календарного месяца, с даты завершения таможенного оформления импортируемого товара импортер представляет в банк заверенную ксерокопию грузовой таможенной декларации, которая подтверждает ввоз товара на территорию Российской Федерации. Существенной проблемой валютного контроля является необоснованный вывоз капитала за границу. Поэтому при анализе документов и, прежде всего, договоров (контрактов), на основании которых совершаются валютные операции, необходимо обратить внимание на следующие признаки. В договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей или поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств. Или в договоре предусмотрен экспорт резидентом товаров либо платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах.

В кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих  в год 20 процентов от суммы кредита (займа), а также, когда получателем денежных средств либо товаров являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору, предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров. Эти и другие аналогичные случаи говорят о возможности неправомерного перевода валютных средств за границу. Проблемы развития валютного контроля для внешнеэкономической деятельности российских компаний.

Переход к рынку в России начался несколько лет назад, но массовый отток капитала из страны продолжается. Издержки этого явления  хорошо известны: утрата производительного  потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами – все  это ложится тяжелым бременем на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики.

Среди главных причин оттока капитала из Росси можно назвать  неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный  характер налогообложения, несостоятельность  банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный отток  капитала из страны с использованием таких средств, как занижение  сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформление фиктивных авансовых  платежей в счет импорта, а также  банковские переводы в обход существующих мер контроля.

По принятому определению  отток капитала включает все виды оттока средств, превышающие нормальное перемещение капитала в соответствии со стратегией диверсификации международного портфеля. Данное определение охватывает все случаи оттока капитала в результате преступных действий; отток средств, заработанных законным образом, но противоречащих закону в силу нарушения мер регулирования  капитала (или уклонения от уплаты налогов); а также вполне законный отток средств в соответствии с действующими правилами, но вызванный  неэкономическими факторами, например политической неопределенностью. Хотя любые оценки оттока капитала являются ориентировочными, в России это явление достигло, как представляется, особого размаха после 1994 г. При среднегодовой сумме свыше 20 млрд. долл. США в год (приблизительно 150 долл. США на душу населения), если пользоваться показателем «горячих денег», и 15 млрд. долл. США (несколько больше 100 долл. США на душу населения) в соответствии с «широким» показателем денежной массы – эти два показателя используется наиболее часто для измерения оттока капитала. В соответствии с показателем «горячих денег», отток капитала определяется как чистые ошибки и упущения в платежном балансе.

Основные причины оттока капитала из России:

- нестабильность, являющаяся в большой степени следствием политической нестабильности, порождает неуверенность в отношении будущей прибыли от инвестиций в России;

- произвольный и конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению от уплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их от налоговых органов;

- недоверие к банковской системе способствует переводу сбережений за рубеж;

- слабость институциональных механизмов защиты прав собственности и широко распространившаяся коррупция не располагают к накоплению активов в России;

- наконец, в некоторых случаях приватизация создала возможности для руководителей предприятий отчуждать находящиеся в их ведении активы и укрывать полученную выручку за рубежом.

Перечисленные главные причины  создают стимулы для перевода (или хранения) капитала за рубеж, что  осуществляется самыми различными путями.

Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными  аналогами, российский феномен бегства  капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы.

В процессе проведения в  России экономических реформ становление  новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего  валютного рынка в частности  заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал  из страны вывозиться не столько в  нарушение закона, сколько в обход  действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми  де-факто из-за пробелов в законодательстве.

«Бегство» капитала имеет  ряд отрицательных последствий для экономики страны:

1. Сокращается предложение  валюты и уменьшается в целом  денежная масса . Рубли поступают  на валютный рынок, конвертируются  и вывозятся, или вообще не  поступают в страну, если в  результате ценовых манипуляций  скрывается валютная выручка  или совершается нелегальный  вывоз экономических активов.  Сокращается объем предложения  валюты, продаваемой на Московской  межбанковской валютной бирже,  валютное поле резко сужается  и курс рубля становится неустойчивым.                                  

Информация о работе Валютное регулирование и контроль в РФ