Валютный контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:07, реферат

Описание работы

В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структурой более масштабного уровня государственного контроля

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля……………… 5
2. Организация валютного контроля в Российской Федерации…………….. 7
2.1. Органы и агенты валютного контроля………………………………… 7
2.2. Резиденты и нерезиденты…………………………………………………. 11
2.3. Объекты валютного контроля…………………………………………….. 12
3.Заключение…………………………………………………………………... 15
Список используемых источников……………

Файлы: 1 файл

Реферат Валютный контроль в РФ.docx

— 37.67 Кб (Скачать файл)

      Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

   Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;  определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

     Министерство финансов РФ контролирует, в частности, соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений, осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем. 
     Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса Российской Федерации, а иные таможенные органы как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.  
      В рамках свои полномочий агенты валютного контроля могут проводить проверки соблюдения нормативно-правовых актов резидентами и нерезидентами; проверять полноту и достоверность учета валютных операций и отчетности по ним у резидентов и нерезидентов; запрашивать документы и информацию о проведении валютных операций 
      Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:

а) проверять  все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки  и сведения по вопросам, возникающим  при проверках, а также изымать  документы, свидетельствующие о  нарушениях в сфере валютного  законодательства; 
б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации; 
в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) другие права, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.  
      В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

     За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном, порядке. 
     При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.

     Должностные лица юридических лиц - резидентов, и юридических лиц - нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность.

 
     2.2. Резиденты и нерезиденты

         Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.

   Согласно  Закону «О валютном регулировании и  валютном контроле» резидентами являются:

  • физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов;
  • дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами ;
  • Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

     Нерезидентами являются:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  • находящиеся на территории России филиалы, представительства и другие подразделения юридических лиц – нерезидентов;
  • межгосударственные и межправительственные организации, дипломатические и иные представительства иностранных государств
 

2.3. Объекты валютного контроля

   Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.

   В соответствии с российским законодательством  валютными операциями признается:

  • использование иностранной валюты в качестве средства платежа;
  • использование рублей в качестве средства платежа при расчетах между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами;
  • приобретение и отчуждение резидентами ценных бумаг, удостоверяющих право получения иностранной валюты;
  • приобретение и отчуждение нерезидентами ценных бумаг, удостоверяющих право получения рублей;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

   - перевод нерезидентом валюты  РФ, внутренних и внешних ценных  бумаг со счета (с раздела  счета), открытого на территории  РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

   Операции  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала.

   На  осуществление всех операциях, связанных  с движением капитала необходима лицензия Центрального Банка РФ.

   К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг).

   Валютные  операции между резидентами и  нерезидентами проводятся без ограничений. Валютные операции между нерезидентами  также проводятся без ограничений, за исключением операций, связанных  с внутренними ценными бумагами и с расчетами в рублях. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением таких операций, как  осуществление обязательных платежей (налогов, пошлин) в иностранной валюте, операций с уполномоченными банками, дарение валютных ценностей близким  родственникам и другое.

   Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в  банках, расположенных на территориях  иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или  Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

   Нерезиденты на территории Российской Федерации  вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной  валюте и валюте Российской Федерации  только в уполномоченных банках.

   Все расчеты между юридическими лицами-резидентами  в иностранной валюте производятся на основании заключенных между  ними договоров (контрактов).

   В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами.

    Центральный банк Российской Федерации в целях  обеспечения учета и отчетности по валютным операциям  может устанавливать  единые правила оформления резидентами  в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

   При этом расчеты по внешнеэкономическим  сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

 
 

    

 
 
 
 
 
 
 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к возникновению новой для экономики России проблемы, связанной с "утечкой" капитала из страны. Сложилась система "бегства" капитала из Российской Федерации, главное место в которой занимают внешнеторговые операции. Отсутствие четкого валютного законодательства и углубление экономического спада привели к тому, что полученная валюта почти полностью перестала возвращаться в Россию (она пускалась в оборот за рубежом).

      Причинами укрытия российскими предприятиями и гражданами валютной выручки являлся экономический спад; отсутствие благоприятного инвестиционного климата, несовершенство налоговой системы; незащищенность границ.

     Основными путями утечки капитала из Российской Федерации являются:

а) занижение  экспортной и завышение импортной  цены контракта;

б) владение оффшорными компаниями;

в) вывоз товаров на временную переработку и хранение за рубежом с последующим не возвратом на таможенную территорию Российской Федерации;

г) использование  форм международных расчетов и безвалютных расчетов в режиме товарообмена и т.д.

     В данных условиях необходимо  создать эффективную систему валютного контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки на территорию Российской Федерации.

     В системе государственного валютного контроля в РФ можно выделить следующие главные направления. Это прежде всего:

   - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

Информация о работе Валютный контроль в Российской Федерации