Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 04:07, реферат
В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкиваются с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливают государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономической деятельностью страны.
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структурой более масштабного уровня государственного контроля
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Основные понятия, цели и принципы валютного контроля……………… 5
2. Организация валютного контроля в Российской Федерации…………….. 7
2.1. Органы и агенты валютного контроля………………………………… 7
2.2. Резиденты и нерезиденты…………………………………………………. 11
2.3. Объекты валютного контроля…………………………………………….. 12
3.Заключение…………………………………………………………………... 15
Список используемых источников……………
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации; определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Министерство финансов
РФ контролирует, в частности, соблюдение
резидентами и нерезидентами законодательства
России и ведомственных нормативных актов,
регулирующих осуществление валютных
операций, и выполнение резидентами обязательств
перед государством в иностранной валюте;
осуществляет контроль за полнотой поступления
в установленном порядке средств в иностранной
валюте по внешнеэкономическим операциям;
участвует в ведении контроля за соблюдением
порядка квотирования и лицензирования
экспорта товаров и услуг; контролирует
эффективность использования кредитов
в иностранной валюте, предоставляемых
Российской Федерации на основе международных
договоров и соглашений, осуществляет
иные функции, связанные с валютным и экспортным
контролем.
Государственный таможенный
комитет как орган валютного контроля
в соответствии со ст. 199 Таможенного кодекса
Российской Федерации, а иные таможенные
органы как агенты валютного контроля,
осуществляют валютный контроль за перемещением
лицами через таможенную границу валюты
Российской Федерации, ценных бумаг в
валюте Российской Федерации, валютных
ценностей, а также за валютными операциями,
связанными с перемещением через границу
товаров и транспортных средств.
В рамках свои полномочий
агенты валютного контроля могут проводить
проверки соблюдения нормативно-правовых
актов резидентами и нерезидентами; проверять
полноту и достоверность учета валютных
операций и отчетности по ним у резидентов
и нерезидентов; запрашивать документы
и информацию о проведении валютных операций
Должностные лица органов
и агентов валютного контроля в пределах
компетенции этих органов имеют право:
а) проверять
все документы, связанные с осуществлением
ими функций валютного
б) приостанавливать операции по счетам
в уполномоченных банках в случае непредставления
упомянутых в настоящей статье документов
и информации;
в) приостанавливать действие или лишать
резидентов, включая уполномоченные банки,
а также нерезидентов лицензий и разрешений
на право осуществления валютных операций;
г) другие
права, предусмотренные
В случае нарушения предприятиями,
банковскими и иными финансовыми учреждениями
валютного законодательства и нормативных
актов Центрального банка РФ резиденты,
включая уполномоченные банки, а также
нерезиденты несут ответственность в
виде взыскания в доход государства всего
полученного по недействительным сделкам
или взыскания в доход государства необоснованно
приобретенного не по сделке, а в результате
незаконных действий.
За нарушение правил учета и отчетности
по валютным сделкам, непредставление
органам валютного контроля документов
и информации резиденты и нерезиденты
могут быть оштрафованы в пределах суммы,
которая не была учтена, была учтена ненадлежащим
образом или по которой документация и
информация не были представлены в установленном,
порядке.
При повторном нарушении
названных ранее правил, а также за невыполнение
или ненадлежащее выполнение предписаний
органов валютного контроля у резидентов,
включая уполномоченные банки, и у нерезидентов
Центральным банком РФ взыскиваются в
доход государства суммы, полученные по
недействительным сделкам, а также штрафы
в пределах пятикратного размера этих
сумм; приостанавливается действие или
лишаются лицензий резиденты и нерезиденты.
Должностные лица юридических лиц - резидентов, и юридических лиц - нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность.
2.2. Резиденты и нерезиденты
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.
Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами являются:
Нерезидентами являются:
2.3. Объекты валютного контроля
Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.
В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:
- перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.
Операции
с иностранной валютой и
На осуществление всех операциях, связанных с движением капитала необходима лицензия Центрального Банка РФ.
К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг).
Валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений. Валютные операции между нерезидентами также проводятся без ограничений, за исключением операций, связанных с внутренними ценными бумагами и с расчетами в рублях. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением таких операций, как осуществление обязательных платежей (налогов, пошлин) в иностранной валюте, операций с уполномоченными банками, дарение валютных ценностей близким родственникам и другое.
Резиденты
открывают без ограничений
Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).
В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами.
Центральный
банк Российской Федерации в целях
обеспечения учета и отчетности
по валютным операциям может устанавливать
единые правила оформления резидентами
в уполномоченных банках паспорта сделки
при осуществлении валютных операций
между резидентами и
При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к возникновению новой для экономики России проблемы, связанной с "утечкой" капитала из страны. Сложилась система "бегства" капитала из Российской Федерации, главное место в которой занимают внешнеторговые операции. Отсутствие четкого валютного законодательства и углубление экономического спада привели к тому, что полученная валюта почти полностью перестала возвращаться в Россию (она пускалась в оборот за рубежом).
Причинами укрытия российскими предприятиями и гражданами валютной выручки являлся экономический спад; отсутствие благоприятного инвестиционного климата, несовершенство налоговой системы; незащищенность границ.
Основными путями утечки капитала из Российской Федерации являются:
а) занижение экспортной и завышение импортной цены контракта;
б) владение оффшорными компаниями;
в) вывоз товаров на временную переработку и хранение за рубежом с последующим не возвратом на таможенную территорию Российской Федерации;
г) использование форм международных расчетов и безвалютных расчетов в режиме товарообмена и т.д.
В данных условиях необходимо создать эффективную систему валютного контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки на территорию Российской Федерации.
В системе государственного валютного контроля в РФ можно выделить следующие главные направления. Это прежде всего:
- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
Информация о работе Валютный контроль в Российской Федерации