Валютный рынок и проблема долларизации экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Валютный рынок представляет собой инструмент интеграции одной хозяйственной единицы в мировую экономику независимо от уровня социально-экономического развития и политической ориентации.

Файлы: 1 файл

макро курсовая.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Нерезиденты — это:

  • физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  • предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
  • находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеуказанных нерезидентов;
  • находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные иностранные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

 Операции в иностранной валюте и с ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

  • переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  • получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
  • переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
  • переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая перевод сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

 В валютные операции, связанные с движением капиталов, входят:

  • прямые инвестиции — вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
  • портфельные инвестиции — приобретение ценных бумаг;
  • переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иные права на недвижимость;
  • предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;
  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Валютные операции в  России осуществляют только уполномоченные коммерческие банки, т. е. банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка России на проведение валютных операций.

Существуют три вида валютных лицензий: внутренние, расширенные и генеральные. Наибольшие права предоставляет генеральная валютная лицензия.

На проведение операций с золотом  требуется также специальная лицензия ЦБ.

Валютные ценности могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

Покупка и продажа иностранной  валюты проводятся через уполномоченные коммерческие банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых ЦБ России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускаются.

Валютное регулирование, осуществляет Центральный банк России. Он устанавливает  порядок обязательного перевода, вывоза и пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам; выдает валютные лицензии; проводит валютные интервенции на главных валютных биржах страны — ММВБ и Санкт-Петербургской бирже.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля является Центральный банк России, а также правительство РФ. Агентами валютного контроля выступают организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Основной агент валютного контроля — Федеральное агентство по валютному и экспортному контролю. Законодательной основой валютного контроля выступает Инструкция по валютному импортному контролю, направленная на совершенствование учета и контроля за импортными операциями. Расчеты так же, как и по экспорту, осуществляются только через уполномоченные банки, оформившие с импортерами паспорта сделок. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий только при наличии подписанного паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может производиться только со счета импортера в его уполномоченном банке или банком-корреспондентом, действующим по его поручению. Это позволит резко уменьшить утечку валюты за рубеж.

 

1.3. Состояние валютного рынка РФ

Валютный рынок в России представлен, прежде всего, валютными биржами в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Состояние валютного рынка РФ зависит от смены международных валютных курсов, важнейшее значение в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.

 Главенствующее значение на  рынке имеет рубль, как национальная валюта. Российский рубль продолжает оставаться замкнутой валютой. Вывозить его в зарубежные развитые и развивающиеся государства можно только в небольших количествах. Рубль не является валютой международных расчетов. Он не может служить валютой цены и валютой платежа во внешнеторговых контрактах. Банки развитых западных стран не имеют счетов в рублях в своих странах.

В России фактически уже  имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуется политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление существенных золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ. В 1996г. Россия подписала ст. VIII Устава МВФ, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой в платежах и переводах.

В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.

На сегодняшний день в России действует жесткая система  валютных ограничений. К основным из них относятся:

1. запрещение вывоза, ввоза, провоза  российской валюты и других валютных ценностей, выраженных в российской валюте, включая облигации государственных займов, акции и облигации российских предприятий и организаций;

2. все валютные операции на  территории страны проводятся  по законодательству через уполномоченные  банки;

  3. все предприятия и организации в соответствии с законом обязаны продавать по официальному курсу 50% их валютной выручки, которая должна реализовываться на валютной бирже;

4. вложения средств  в экономику развитых и развивающихся   стран российскими юридическими  и физическими лицами могут осуществляться только по решению ЦБ в каждом отдельном случае.

Для укрепления валютного  положения России необходимы:

1.преодоление экономического кризиса;

2.обеспечение экономического  роста на основе увеличения  инвестиций в производственную  сферу;

3.ликвидация бюджетного  дефицита;

4.улучшение состояния  платежного баланса;

5.контроль за ростом  внутреннего и внешнего госдолга.

 

1.4.. Россия на международном валютном рынке

 Интеграция России  в мировые валютные  рынки дает  возможность участия в международном рынке прямых и портфельных инвестиций, а также ссудного капитала. В 90-е гг. деятельность России на мировом валютном рынке выглядит весьма плодотворной. В мае 1992 г. Россия вступила в Международный валютный фонд. В тот же период начинается ее сотрудничество с группой Мирового банка, включающая Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Международное агентство по гарантиям инвестиций.

Наиболее крупные кредиты  Россия получает от МВФ. Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

1. наличие  прогнозируемой,   последовательной экономической политики;

2. наличие утвержденного  до начала нового финансового  года федерального бюджета;

3. сохранение стабильного  налогового режима.

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются основные параметры макроэкономической политики России на период кредитования.

 Взаимодействие России  с МБРР строится в зависимости  от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР в свою очередь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по коррекции своей структурной экономической политики.

Основная масса предоставленных  России кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных, проектов. Такие кредиты не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.

Набирает темпы сотрудничество Россия с другими влиятельными финансовыми  структурами. Россия, имея статус наблюдателя  в Азиатском банке развития (АзБР), в 1997 г. становится его полноправным членом. В перспективе налаживание взаимодействия с Черноморским банком торговли и развития, Ближневосточным и Североафриканским банком, Межамериканским банком развития.

Следует подчеркнуть, что  при всей важности помощи международных финансовых организаций России их роль и значение в развитии российской экономики, влияние на экономические реформы достаточно ограничены. На 1 января 2009 года внешний долг России составил 40,5 млрд. дол., что является одним из самых низких показателей в Азии. Россия активно занимается реструктуризацией и выплатой по внешнему долгу.

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд. ($4,6 млрд)

 

Глава II.Проблема долларизации в России

2.1. Процессы долларизации в мире.

           В настоящее время в научных  кругах широко обсуждается идея  долларизации экономики развитых  и развивающих стран как основного  способа преодоления нестабильности их валютной системы и денежно-кредитной  политики. Прения относительно наиболее подходящего валютного режима ведутся уже довольно долго, однако единого мнения по данному вопросу до сих пор не выработано. Происходит это главным образом в силу того, что современный мир не перестаёт ставить перед экономистами различные и порой весьма сложные задачи, решения которых не так просты, как может показаться на первый взгляд.

Долларизация — вытеснение национальной валюты иностранной валютой (чаще всего долларом США), применяемой в функциях средства обращения, платежа, сбережения, меры стоимости. Это обычно связано с высокой инфляцией в стране, где имеет место долларизация. В любом случае, чрезмерная инфляция — изначальный стимул к долларизации экономики.

Долларизация классифицируется на официальную, полуофициальную и  неофициальную.

 

При официальной (формальной, полной) долларизации страна отказывается от эмиссии национальных денег, а  в обороте используется определенная иностранная валюта, или национальная валюта (иногда одни монеты) используется как второстепенная.

Многие государства, и  отнюдь не слаборазвитые, допускали  инвалюту во внутренний денежный оборот. В частности, в тех же США до 1857 г. допускалось использование  иностранной валюты.

Целый ряд небольших государств (независимые и зависимые от США и Великобритании) официально применяют доллар США как единственное законное платежное средство: от Эквадора (используется с 2000 г.) с населением чуть более 13 млн. человек до крошечного острова Питкэрн (с начала XIX в.), где проживает несколько десятков человек. Среди наиболее известных государств и территорий — Сальвадор, Панама, Пуэрто-Рико.

С образованием зоны евро США стали беспокоиться из-за вероятности  утраты долларом положения основной резервной валюты и активизировали работу по расширению долларовой зоны: ожидалось присоединение к ней Гватемалы, существовал прогноз о возможности присоединения в отношении Аргентины, Бразилии, Мексики, других латиноамериканских стран, Индонезии и других государств.

В других небольших странах (самая крупная — Черногория) с режимом официальной девальвации  обращаются также евро, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, датская крона, австралийский доллар, новозеландский доллар, турецкая лира.

При официальной долларизации государство отказывается от проведения самостоятельной денежно-кредитной политики и чаще всего ликвидирует центральный банк, теряет доходы от эмиссии национальных денег (сеньораж — разность между номиналом денег и расходами на их изготовление), оказывается в определенной экономической зависимости от страны-эмитента инвалюты, используемой во внутреннем денежном обороте. Вместе с тем, в обороте используется твердая, хоть и чужая, валюта, часто уменьшается инфляция, возрастают иностранные и национальные инвестиции, возвращается вывезенный ранее национальный капитал, страна часто получает экономическую помощь и кредиты от страны-эмитента и международных финансово-кредитных организаций.

Информация о работе Валютный рынок и проблема долларизации экономики России