Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 13:23, реферат
В условиях формирования рыночной экономики одним из основных требований успешного функционирования предприятия является безубыточность хозяйственной деятельности, способность возместить расходы собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.Одним из основных показателей, который характеризует финансовые результаты деятельности предприятий перерабатывающей промышленности , является валовой доход. Поэтому, тема, выбранная для написания курсовой работы несомненно является актуальной.
Завершающая стадия анализа -- обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.
Третий этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объема товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях, покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.). Немаловажное значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный анализ с работой лучшего однотипного предприятия торговли и общественного питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использования его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.На основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его резервы за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных форм расчетов с поставщиками, сокращения числа посредников при закупке товара, проведения более эффективной ценовой политики, изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.
Результаты проведенного анализа используют в качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период.
Пример 1:
Показатели |
Ед. измер. |
Прогноз |
Факт |
Отклонение «+», «-» |
% выполнения |
|
Товарооборот (Т/об) |
тыс. руб. |
5600,0 |
5701,1 |
101,1 |
101,8 |
|
Валовой доход |
тыс. руб. |
2085,4 |
2125,4 |
40 |
101,92 |
|
Уровень валового дохода |
% |
37,24 |
37,28 |
0,04 |
100,11 |
1. Определяем
сумму прогнозируемого
5600,0 Ч 37,24 % / 100% = 2085, 4 тыс. руб.
2. Определяем сумму фактического валового дохода.
5701,1 Ч37,28% / 100% = 2125,4 тыс. руб.
3. Определяем отклонение:
а) товарооборота: 5701,1 - 5600,0 = +101,1 тыс. руб.
б) валового дохода: 2125,4 - 2085,4 = +40 тыс. руб.
в) уровня валового дохода: 37,28 - 37,24 = +0,04 тыс. руб.
4. Определяем процент выполнения:
а) товарооборота: 5701,1 Ч 100 % / 5600 = 101, 8 %
б) валового дохода: 2125,4 раза,
2125,4 Ч 100 % / 2085,4 = 101, 92 %
в) уровня валового дохода: 37,28 % Ч 100 % / 37,24% = 100, 11%
5. Определяем
влияние изменения
(5701,1 - 5600) Ч37,24% / 100% = +37, 6 тыс. руб.
1. Определяем
влияние изменения среднего
(37,28 - 37,24) Ч 5701,1 / 100% = + 2,28 тыс. руб.
2. Определяем общее влияние факторов.
37,6 + 2,28 = 37,88 тыс. руб.
Выводы:
за анализируемый квартал
5. Прогнозирование валового дохода
Планирование валового дохода - составная часть финансового планирования на предприятиях общественного питания.
Целью планирования валового дохода является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.
Достижение цели предполагает:
1. осуществление
глубокого анализа валового
2. изучение рынка потребительских товаров и услуг для экономического обоснования их цены и входящей в нее торговой надбавки (наценки);
3. выбор метода планирования валового дохода, определяемый целями развития предприятий;
4. координацию
плана валового дохода с
5. разработку управленческих решений, способствующих выполнению плана валового дохода;
6. корректировку
плана в связи с изменяющимися
условиями деятельности предпри
Предпосылки планирования валового дохода на торговых предприятиях таковы:
· прогнозируемые
изменения законодательной
· разработанная ценовая политика предприятия на предстоящий период;
· разработанный план реализации товаров (продукции) и закупки товаров (сырья).
Процесс планирования фирмы осуществляется поэтапно.
Методика анализа валового дохода за преднаплановый период изложена выше.
Расчет плановой суммы валового дохода основывается на использовании ряда методов, выбор которых зависит от информационной базы, ценовой политики, определяемой целевыми приоритетами, выбранными предприятием на предстоящий период, от уровня планово- экономической работы и др.
В процессе планирования валового дохода могут использоваться следующие методы:
1) технико-экономических расчетов;
2) экономико-статические;
3) экономико-математические;
4) оптимизационные методы;
5) на основе целевой суммы прибыли.
Метод
технико-экономических
1) средний уровень торговой надбавки (наценки);
2) средний уровень валового дохода;
3) фактический объем закупки товаров (сырья) с их (его) поставкой в планируемом периоде.
При определении плановой суммы валового дохода по первому варианту используется ранее рассчитанный показатель объема закупки товаров (сырья) на будущий период. Определение среднего уровня торговой надбавки (наценки) на плановый период может производиться двумя способами:
1) на основе сложившегося среднего уровня в предплановом периоде, скорректированного с учетом разработанной ценовой политики;
2) на
основе уровней торговых
По второму варианту модель расчета плановой суммы валового дохода на основе среднего уровня торговой надбавки (наценки) будет иметь следующий вид:
ВД = ОЗ Ч Утн / 100,
а на основе уровней торговых надбавок (наценок) по группам товаров:
где ВД -- плановая сумма валового дохода, тыс. руб.;
ОЗ -- объем закупки товаров (сырья) с их поставкой в плановом периоде (в ценах закупки), тыс. руб.;
Утн -- средний уровень торговой надбавки в предплановом периоде, скорректированный с учетом разработанной ценовой политики, %;
Утн -- уровень торговой надбавки (наценки) по каждой группе товаров (сырью), %.
Второй вариант планирования валового дохода является одним из широко используемых на предприятиях торговли и общественного питания. Для определения этого показателя применяют результаты анализа его динамики в предплановом периоде, скорректированные с учетом предстоящих изменений факторов, влияющих на средний уровень валового дохода (состава и структуры товарооборота, уровня торговой надбавки (наценки), звенности товародвижения и др.). В этом случае расчет плановой суммы валового дохода будет производиться по формуле:
ВД = ОЧУвд / 100
где О -- плановый объем товарооборота, тыс. руб.;
Увд - средний уровень валового дохода в предплановом периоде, скорректированный с учетом предстоящих изменений факторов, его определяющих, % к товарообороту.
Метод
планирования валового дохода по третьему
варианту используется на предприятиях
с небольшим количеством источн
ВД = П - ОЗ - ТНз
где П -- плановый объем поступления товаров (сырья) (в розничных ценах), тыс. руб.;
ОЗ -- фактический объем закупки товаров с их поставкой в плановом периоде (в ценах закупки), тыс. руб.;
ТНз -- сумма торговых надбавок (наценок) на предусматриваемый объем прироста товарных запасов в плановом периоде, тыс. руб.
Экономико-статистические методы используются при планировании валового дохода на предприятиях, работающих стабильно в течение нескольких лет. Выявленные в ходе анализа тенденции формирования валового дохода распространяются на перспективу. К этим методам относятся методы, основанные на расчете коэффициента эластичности, скользящей средней. Коэффициент эластичности показывает зависимость изменения суммы валового дохода от изменения товарооборота на 1%. С помощью метода скользящей средней определяется средний прирост (снижение) уровня валового дохода за предплановый период, корректирующий последний показатель выровненного динамического ряда уровней валового дохода.
Экономико-математические методы, используемые для расчета плана валового дохода, выражают функциональную зависимость этого показателя от факторов, определяющих его изменение, и предполагают решение одно- и многофакторной модели с использованием компьютера. В этих целях применяют трендовые уравнения множественной регрессии.
Оптимизационное моделирование валового дохода основано на применении экономико-математических методов, с помощью которых определяется лучший вариант из нескольких при различных размерах товарооборота, прибыли, издержек, соотношения удельного веса продовольственных и непродовольственных товаров. При этом лучший вариант (или оптимальные величины валового дохода) может принимать как максимальные, так и минимальные значения, определяемые целями предприятия в планируемом периоде.
Метод планирования валового дохода на основе целевой суммы прибыли является наиболее прогрессивным, так как позволяет увязать планируемую сумму валового дохода со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия (товарооборотом, издержками, прибылью), обеспечивая необходимый объем самофинансирования. В качестве базового показателя определения плановой суммы валового дохода используется целевая сумма чистой прибыли.
На последнем этапе процесса планирования валового дохода осуществляется разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана.
Система мероприятий включает в себя повышение валового дохода от реализации за счет снижения уровня цен закупки товаров (сырья), увеличение уровня цен реализации и рост объема реализации товаров (продукции).
Основными резервами роста валового дохода за счет снижения уровня цен закупки являются: сокращение числа посредников при закупке товаров (сырья), особенно тех, которые не требуют подсортировки и длительного хранения; использование системы ценовых скидок; закупка отдельных товаров (сырья) за рубежом при снижении курсов иностранных валют; осуществление товарообменных операций при благоприятных условиях обмена товаров (сырья) на распродажах по существенно низким ценам при условии их быстрой реализации.
Основными резервами повышения валового дохода от реализации товаров, продукции и услуг за счет роста уровня цен реализации являются: эффективная реализация разработанной ценовой политики на предприятии, ее своевременная корректировка в связи с изменяющимися условиями рынка; использование благоприятной торговой конъюнктуры, складывающейся на рынке потребительских товаров и услуг, повышение уровня торгового обслуживания, создающего условия для повышения цен на отдельные товары, виды продукции.