Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:23, курсовая работа
Индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы венчурного предпринимательства 5
1.1.«Рисковое предпринимательство» и его роль в экономике 5
1.2. История возникновения и развития венчурного бизнеса 8
1.3.Сущность венчурного капитала 11
Глава 2. Венчурная индустрия в России: история, реалии,
перспективы 19
2.1. Этапы развития венчурного предпринимательства в России 19
2.2. проблемы развития венчурного предпринимательства в России 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Венчурная индустрия в России зародилась не в результате частной инициативы отечественных «ангелов бизнеса» или национальных финансовых институтов, что коренным образом отличает ее от США и Европы. Она была принесена извне с целью ускорения процесса перехода страны к рыночной экономике.
На протяжении своего недолгого, но бурного развития, венчурный бизнес непрерывно эволюционировал по одному из двух путей развития: американскому (упор на частную инициативу) и европейскому (подпитка институциональными инвесторами). В конце 1990-х годов эта отрасль пережила стремительный рост, а затем глубокий спад, вызванный «технологическим пузырем», образовавшимся из-за переоценки возможностей Интернета. Необходимо, правда, отметить, что подобный спад практически не отразился на российском рынке венчурных инвестиций, по причине его неразвитости. Неразвитость присуща и рынку венчурного капитала Европы, что определило принятие нами за эталон венчурного механизма его американский вариант, где она получила такое мощное развитие.
Точкой отсчета создания венчурной индустрии в России следует считать 1993 год. Венчурная индустрия зародилась не в результате частной инициативы отечественных «бизнес-ангелов» или национальных финансовых институтов, а была привнесена «варягами», чтобы ускорить процесс перехода страны к рыночной экономике. На встрече глав государств Большой семерки и Европейского союза в апреле 1993 года было принято решение об оказании России помощи на проведение структурных реформ. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) во исполнение этого решения организовал 11 региональных венчурных фондов (РВФ) которые должны были содействовать укреплению приватизированных компаний посредством прямых инвестиций в их акционерный капитал. Вслед за ЕБРР, в российский рынок прямых и венчурных инвестиций вошла Международная финансовая корпорация (МФК) - подразделение Мирового банка, специализирующееся на работе с развивающимися рынками. В апреле 1993 года МФК выступила соинвестором фонда Framlington Russian Investment Fund, а с середины 90-х годов участвовала в капитале еще нескольких фондов. Однако процесс инвестирования был затруднен массой факторов: ранняя стадия развития рыночной экономики, неадаптированность менеджеров иностранных фондов к российским условиям, отсутствие прямых контактов между менеджерами фондов, - все это привело к созданию в 1997 году Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования (РАВИ), призванной содействовать становлению и развитию венчурной индустрии в России.
Экономический кризис 1998г. стал переломным моментом для еще неокрепшей индустрии прямых и венчурных инвестиций, поскольку из действующих на то время примерно 40 фондов многие были вынуждены свернуть свою деятельность, а из 11 управляющих компаний ЕБРР остались три. В течении двух лет после кризиса 1998 года объем прямых инвестиций, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы, сокращался.
С начала 2001 года объем прямых и венчурных инвестиций в России начал расти. Это объясняется серьезным улучшением макроэкономических показателей страны после кризиса и ростом потребительского спроса. Одним из основных катализаторов этого процесса стал общемировой интернет-бум конца 1990-х годов. Затем наступил спад, связанный с общемировым сокращением прямых и венчурных инвестиций. С конца 2002 года объем инвестиций вновь возрос, и развитие индустрии продолжалось.
Особенность России в настоящее время - это достаточно развитый, по мировым меркам, сектор частного инвестирования, ориентированный на стадию расширения и реструктуризацию бизнеса, а также очень небольшое число созданных в России венчурных фондов, что также подтверждается статистикой Российской Ассоциации прямого и Венчурного Инвестирования.
Статистика подтверждает, что сектор прямых инвестиций намного опережает венчурный. Обусловлено это тем, что на рынке России доминируют крупные фонды, ориентированные на реализацию проектов последних стадий. По мнению экспертов, в России проще получить 10 млн. долларов уже в запущенный проект, чем 0,1 - 1,5 млн. долл., в инновационный старт-ап. Это объясняется в первую очередь тем, что основные полюса роста российской экономики - сырьевой и потребительский, недвижимость и торговля. Рынок венчурных инвестиций в России, который находится на этапе становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе) участия государства – для создания адекватных институтов венчурного инвестирования.
Другими негативными факторами является мощная зарубежная конкуренция на технологических рынках, а также ряд законодательных и нормативных сложностей внедрения технологий. Несмотря на текущее положение дел, практический опыт многих экспертов убеждает, что получить венчурные инвестиции в России можно. Существует достаточное количество предпринимателей, готовых рискнуть собственным капиталом, и иностранных венчурных компаний, желающих вложится в российские технологии.
В настоящее время
перед Россией стоят
Активность рискового капитала может возрастать только тогда, когда инвесторы выделяют больше капитала и когда становятся доступными источники долговременного финансирования. И поэтому кроме банков, которые во многих странах являются главным источником венчурного капитала и имеют краткосрочные инвестиционные горизонты, появились долгосрочные инвесторы, такие как пенсионные фонды и страховые компании, которые действующая российская нормативно-правовая база практически исключает из процесса инвестирования, и конечно же имели все основания рассматривать венчурный капитал как законный вид активов. В сложившейся ситуации требуется ряд государственных инициатив, которые должны быть следующими:
- создание правовой
основы для деятельности
- правовое регулирование бухучета, которое необходимо для того, чтобы финансовое положение предприятия верно отражалось в данных бухучета, а также чтобы предприятие могло относить на себестоимость продукции затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, внутренние инвестиции и т.д., что повысит доверие инвесторов к компаниям, в которые они собираются инвестировать;
- разработка приемлемых для большинства специалистов методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно-технической сферы, что могло бы увеличить число проектов, соответствующих требованиям, общепринятым в среде рискоинвесторов. Одним из предлагаемых стимулов для инвестиций венчурного капитала является частичное или в полном объеме государственное финансирование технических экспертиз и оценки представленных проектов;
- развитие информационной
среды, позволяющей малым
- прозрачность в отношении
налогообложения доходов и
- активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал и для того, чтобы дать возможность проинвестированным предприятиям получать дальнейшее инвестирование;
- снижение процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение;
- содействие повышению
образования в области
- воспитание венчурной
культуры среди
- финансовая поддержка
в форме целевых грантов, а
также налоговых льгот на
- поощрение более равномерного
распределения активности
- разработка мер регулирования
и контроля процесса
Таким образом, венчурный капитал является одним из эффективных источников финансирования инновационной деятельности, и поэтому создание венчурных сетей на основе эффективного партнерства малых, крупных предприятий, финансовых институтов и государства - важная задача развития экономики нашей страны.
Венчурное инвестирование является специфическим финансовым инструментом, призванным быть катализатором развития отраслей, характеризующихся высокой добавленной стоимостью и динамично растущими (новыми) рынками. Растущие рынки капитала сами по себе характеризуются высокой степенью неопределенности и высоким потенциалом роста. В связи с этим венчурное финансирование особенно важно для компаний, функционирующих в условиях растущих рынков капитала, в частности в России, Индии и Бразилии.
Индустрия прямого и венчурного капитала в России занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке. Она способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.
Механизмы частно-государственного партнерства широко используются для дальнейшего экономического развития России и создания эффективной системы поддержки отечественных технологий, повышения конкурентоспособности и инновационной активности.
Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые выводы:
- Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является осознание государством своей роли в этом процессе, которая стала значительной в последние годы.
- Государство должно научиться включать частный бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности; введения поправок в закон об инвестиционных фондах, закон об акционерных обществах и т.п.; изменений соотношения риск-доходность и других.
- В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и создания института венчурного бизнеса такого масштаба.
- Частному бизнесу целесообразно адаптироваться к глобальной венчурной модели - научиться увеличивать стоимость инновационных компаний и ориентироваться на капитализацию как главный критерий успеха.
- Наиболее эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства в России могут быть следующие виды государственной поддержки:
- Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.
- Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в эти компании.
- Поддержка развития финансирования ранних стадий, например, путем покрытия некоторых расходов фондов, таких как расходы на экспертизу или текущие расходы, что поможет увеличить доход от портфельных инвестиций и снизить риски инвестирования.
- Интегрированная, четкая и эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.
- Обучение и подготовка предпринимателей, формирование эффективной коммуникативной среды.