Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа
Под вертикальной интеграцией понимается объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств.
Вертикально интегрированная компания представляет собой структуру региональных производственных объединений с единым руководящим центром, при этом сами объединения являются самостоятельными юридическими лицами и ведут собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные в юридическом отношении предприятия данные организации могут выпускать в обращение собственные акции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1. Причины вертикальной интеграции 5
1.2. Предпосылки вертикальной интеграции 6
1.3. Виды вертикальной интеграции 12
2. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ 13
2.1. Виды стратегии на разных стадиях жизненного цикла отрасли 14
3. КОГДА ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НЕ НУЖНА 15
3.1. Сомнительные основания 15
3.2. Гарантии снабжения и сбыта 16
3.3. Обеспечение дополнительной стоимости 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика отраслевых рынков»
Тема: «Вертикальная интеграция: виды, причины, механизм осуществления, последствия для общественного благосостояния на примере Российской экономики»
Студента Муриной Марии Ивановны Шифр ЭЗСС - 090715 Специальность 08010365«Национальная экономика» Курс 3 Форма обучения: заочная Преподаватель: Коновалова Л.В. |
Архангельск 2012
Сегодня все чаще говорится о формировании и деятельности интегрированных групп предприятий, причем особую актуальность приобретает проблема вертикальной интеграции и совершенствования структуры компаний путем образования вертикально-интегрированных структур, объединяющих в единое целое всю технологическую цепочку.
Под вертикальной интеграцией понимается объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств.
Вертикально интегрированная компания представляет собой структуру региональных производственных объединений с единым руководящим центром, при этом сами объединения являются самостоятельными юридическими лицами и ведут собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные в юридическом отношении предприятия данные организации могут выпускать в обращение собственные акции.
Процесс образования вертикально интегрированных структур особенно ярко наблюдается в нефтяной и металлургической отраслях, характерен для химической и пищевой промышленности, гражданского авиастроения и ряда секторов военно-промышленного комплекса.
Известно, что основой экономики развитых стран являются крупные корпорации, в которых аккумулируются возможности промышленного, финансового, торгового, информационного и интеллектуального капиталов. Поэтому становится очевидным, что подобного рода структуры могут быть опорой для развития и отечественной экономики.
Перспективность создания вертикально интегрированных групп связана с вопросами, решение которых не по плечу разрозненным предприятиям. Это вопросы развития сырьевой базы, выпуска конкурентоспособной продукции высоких переделов, сокращения издержек и модернизации производства.
Формированию
интегрированных хозяйственных
структур препятствует множество проблем,
связанных как со сложным характером
взаимоотношений между
Многообразие подходов к объяснению вертикальной интеграции говорит о том, что, являясь одной из сложных форм организации, она служит различным экономическим целям и ведет к разнообразным последствиям.
Интеграция – это понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Интеграция в экономике представляет собой форму интернационализации хозяйственной жизни, которая происходит на уровне фирм, предприятий, компаний, корпораций, национальных хозяйств страны, а также групп стран.
Вертикальная интеграция – это слияние двух или более компаний, которые производят компоненты, необходимые для производства одного вида продукции. Все производственные процессы объединены в одной компании и следуют один за другим. Целью компаний при объединении в вертикальную структуру является сокращение трансакционных издержек, связанных с приобретением необходимых ресурсов.
Существует четыре обоснованные причины для вертикальной интеграции:
• слишком рискованный и ненадежный рынок (наблюдается «провал» или «несостоятельность» вертикального рынка);
• у компаний, работающих в смежных звеньях производственной цепи, больше рыночной власти, чем у вас;
• интеграция
даст компании рыночную власть,
поскольку компания сможет
• рынок
еще окончательно не
Между этими причинами нельзя ставить знак равенства. Первая предпосылка, несостоятельность вертикального рынка, — самая важная.
Вертикальный
рынок считается
• ограниченное число продавцов и покупателей;
• высокая
специфичность, долговечность
• высокая частота трансакций.
Кроме того, на несостоятельном вертикальном рынке особенно ярко проявляются неопределенность, ограниченная рациональность и оппортунизм, то есть проблемы, оказывающие воздействие на любой рынок. Ни одна из этих характеристик сама по себе не свидетельствует о несостоятельности вертикального рынка, но в совокупности они почти наверняка предупреждают о такой опасности.
Продавцы и покупатели. Количество продавцов и покупателей на рынке — наиболее важная, хотя и самая непостоянная переменная, которая сигнализирует о несостоятельности вертикального рынка. Проблемы появляются, когда на рынке есть только один покупатель и один продавец (двусторонняя монополия) или ограниченное количество продавцов и покупателей (двусторонняя олигополия).
Специалисты в области микроэкономики считают, что на таких рынках рациональные силы спроса и предложения сами по себе не устанавливают цены и не определяют объемы сделок. Скорее, условия сделок, особенно цена, зависят от соотношения сил продавцов и покупателей на рынке, а это соотношение непредсказуемо и нестабильно.
Если на рынке есть только один покупатель и один поставщик (особенно при долгосрочных отношениях, предусматривающих частые сделки), то оба обладают монопольным положением. Поскольку условия на рынке изменяются непредсказуемым образом, между игроками часто возникают разногласия и оба могут злоупотреблять своим монопольным положением, что создает дополнительные риски и издержки.
Для двусторонних олигополий особенно актуальна и сложна проблема координации. Когда на рынке, к примеру, есть три поставщика и три потребителя, то каждый игрок видит перед собой пять других, с которыми ему придется разделить общий излишек. Если участники рынка будут действовать неосмотрительно, то в борьбе друг с другом передадут излишек потребителям. Избежать такого развития событий можно было бы, создав монополию в каждом звене отраслевой цепи, но этого не разрешает антимонопольное законодательство. Остается другой вариант — интегрироваться вертикально. Тогда вместо шести игроков на рынке останутся три, каждый будет соперничать только с двумя претендентами на свою долю излишка и, вероятно, вести себя более разумно.
Активы. Если проблемы такого рода возникают лишь при двусторонней монополии или двусторонней олигополии, не говорим ли мы тогда о некоем рыночном курьезе, не имеющем практического значения? Нет. Многие вертикальные рынки, на которых, казалось бы, присутствует множество игроков с каждой стороны, на самом деле состоят из тесно переплетенных между собой групп двусторонних олигополистов. Эти группы формируются потому, что специфичность, долговечность и капиталоинтенсивность активов настолько повышают издержки по переключению на других контрагентов, что из видимого множества покупателей лишь малая часть имеет реальный выход на продавцов, и наоборот.
Есть три основных вида специфичности активов, которые определяют деление отраслей на двусторонние монополии и олигополии.
• Специфичность местоположения. Продавцы и покупатели размещают основные фонды, например угольную шахту и электростанцию, на близком расстоянии друг от друга, снижая таким образом транспортные расходы и затраты на хранение складских запасов.
• Техническая специфичность.
Одна или обе стороны
• Специфичность человеческого капитала. Знания и навыки работников компании имеют ценность только для отдельных покупателей или заказчиков.
Специфичность активов
высока, например, в вертикально
интегрированной алюминиевой
Такие двусторонние монополии существуют, несмотря на очевидное множество продавцов и покупателей. В действительности на предынвестиционной фазе взаимодействия добывающего и обогатительного предприятий еще нет двусторонней монополии. Многие добывающие компании и производители глинозема кооперируются по всему миру и участвуют в тендерах каждый раз, когда предлагается разработка очередного нового месторождения. Однако на постинвестиционной стадии рынок быстро превращается в двустороннюю монополию. Добытчик и обогатитель руды, разрабатывающие месторождение, экономически привязаны друг к другу специфичностью активов.
Поскольку отраслевые игроки хорошо знают про опасность провала вертикального рынка, добычей руды и производством глинозема обычно занимается одна компания. Почти 90% трансакций с бокситами производится в вертикально интегрированной среде или квазивертикальными структурами, например совместными предприятиями.
Двусторонние монополии и олигополии, возникающие на постинвестиционных стадиях в силу специфичности активов, — самая распространенная причина провала вертикального рынка. Эффект специфичности активов многократно усиливается, когда активы капиталоемки и рассчитаны на длительный срок эксплуатации, а также когда из-за них держится высокий уровень постоянных издержек. При двусторонней олигополии вообще велик риск нарушения графика поставок или сбыта, а высокая капиталоемкость активов и большие постоянные издержки особенно увеличивают убытки, вызванные срывом производственных графиков: слишком значительны масштабы прямых потерь и упущенной прибыли при простоях. Кроме того, из-за долгого срока эксплуатации активов увеличивается период времени, на протяжении которого могут появиться эти риски и затраты.
Сведенные воедино, специфичность, капиталоемкость и длительная эксплуатация часто становятся причиной высоких издержек по переключению как для поставщиков, так и для потребителей. Во многих отраслях именно этим объясняется большинство решений в пользу вертикальной интеграции.
Частота трансакций. Еще один фактор провала вертикального рынка — частые трансакции при двусторонних олигополиях и высокой специфичности активов. Частые сделки, переговоры и торги увеличивают издержки по той простой причине, что создают больше возможностей для злоупотребления рыночной властью.
Если продавцы и
покупатели взаимодействуют
Даже если частота трансакций велика, низкая специфичность активов смягчает ее негативные эффекты: например, поход в продовольственный магазин не предполагает сложного переговорного процесса. Но когда активы специфичны, долгосрочны и капиталоемки, а сделки заключаются часто, вертикальная интеграция, скорее всего, оправданна. В противном случае трансакционные издержки и риски будут слишком высоки, а составление детальных, исключающих неопределенность договоров — делом чрезвычайно сложным.