Вертикальная интеграция: виды, причины, механизм осуществления, последствия для общественного благосостояния на примере Российской эконо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Под вертикальной интеграцией понимается объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств.
Вертикально интегрированная компания представляет собой структуру региональных производственных объединений с единым руководящим центром, при этом сами объединения являются самостоятельными юридическими лицами и ведут собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные в юридическом отношении предприятия данные организации могут выпускать в обращение собственные акции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1. Причины вертикальной интеграции 5
1.2. Предпосылки вертикальной интеграции 6
1.3. Виды вертикальной интеграции 12
2. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ 13
2.1. Виды стратегии на разных стадиях жизненного цикла отрасли 14
3. КОГДА ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НЕ НУЖНА 15
3.1. Сомнительные основания 15
3.2. Гарантии снабжения и сбыта 16
3.3. Обеспечение дополнительной стоимости 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

новая ЭОР.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ

 

СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Кафедра экономики

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Экономика отраслевых рынков»

Тема: «Вертикальная интеграция: виды, причины, механизм осуществления, последствия для общественного благосостояния на примере Российской экономики»

 

 

 

 

 

 

Студента Муриной Марии Ивановны

Шифр ЭЗСС - 090715

Специальность 08010365«Национальная экономика»

Курс 3

Форма обучения: заочная

Преподаватель: Коновалова Л.В.


 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня все  чаще говорится о формировании и  деятельности интегрированных групп  предприятий, причем особую актуальность приобретает проблема вертикальной интеграции и совершенствования структуры компаний путем образования вертикально-интегрированных структур, объединяющих в единое целое всю технологическую цепочку.

Под вертикальной интеграцией понимается объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств.

Вертикально интегрированная компания представляет собой структуру региональных производственных объединений с единым руководящим центром, при этом сами объединения являются самостоятельными юридическими лицами и ведут собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные в юридическом отношении предприятия данные организации могут выпускать в обращение собственные акции.

Процесс образования  вертикально интегрированных структур особенно ярко наблюдается в нефтяной и металлургической отраслях, характерен для химической и пищевой промышленности, гражданского авиастроения и ряда секторов военно-промышленного комплекса.

Известно, что  основой экономики развитых стран являются крупные корпорации, в которых аккумулируются возможности промышленного, финансового, торгового, информационного и интеллектуального капиталов. Поэтому становится очевидным, что подобного рода структуры могут быть опорой для развития и отечественной экономики.

Перспективность создания вертикально интегрированных  групп связана с вопросами, решение  которых не по плечу разрозненным предприятиям. Это вопросы развития сырьевой базы, выпуска конкурентоспособной  продукции высоких переделов, сокращения издержек и модернизации производства.

Формированию  интегрированных хозяйственных  структур препятствует множество проблем, связанных как со сложным характером взаимоотношений между потенциальными участниками, так и с неудовлетворительным состоянием правового регулирования деятельности интегрированных групп.

Многообразие  подходов к объяснению вертикальной интеграции говорит о том, что, являясь  одной из сложных форм организации, она служит различным экономическим  целям и ведет к разнообразным  последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

 

Интеграция  – это понятие теории систем, означающее состояние связанности  отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий  к такому состоянию. Интеграция в  экономике представляет собой форму интернационализации хозяйственной жизни, которая происходит на уровне фирм, предприятий, компаний, корпораций, национальных хозяйств страны, а также групп стран.

Вертикальная  интеграция – это слияние двух или более компаний, которые производят компоненты, необходимые для производства одного вида продукции. Все производственные процессы объединены в одной компании и следуют один за другим. Целью компаний при объединении в вертикальную структуру является сокращение трансакционных издержек, связанных с приобретением необходимых ресурсов.

    1. Причины вертикальной интеграции

 

Существует четыре обоснованные причины для вертикальной интеграции:

• слишком  рискованный и ненадежный рынок (наблюдается «провал» или «несостоятельность»  вертикального рынка);

 • у  компаний, работающих в смежных  звеньях производственной цепи, больше рыночной власти, чем у  вас; 

 • интеграция  даст компании рыночную власть, поскольку компания сможет устанавливать  высокие входные барьеры в  отрасль и проводить ценовую  дискриминацию в разных сегментах рынка;

 • рынок  еще окончательно не сформировался,  и компании необходимо вертикально  «интегрироваться вперед» для  его развития, или рынок находится  в упадке, и независимые игроки  уходят из смежных производственных  звеньев. 

Между этими причинами нельзя ставить знак равенства. Первая предпосылка, несостоятельность вертикального рынка, — самая важная.

    1. Предпосылки вертикальной интеграции

 

  1. Несостоятельность вертикального рынка

Вертикальный  рынок считается несостоятельным, когда совершать трансакции на нем слишком рискованно, а составлять контракты, которые могли бы застраховать от этих рисков, и контролировать их исполнение слишком дорого или невозможно. У несостоятельного вертикального рынка есть три характерных признака:

• ограниченное число продавцов и покупателей;

 • высокая  специфичность, долговечность и  капиталоемкость активов; 

 • высокая  частота трансакций.

Кроме того, на несостоятельном вертикальном рынке  особенно ярко проявляются неопределенность, ограниченная рациональность и оппортунизм, то есть проблемы, оказывающие воздействие на любой рынок. Ни одна из этих характеристик сама по себе не свидетельствует о несостоятельности вертикального рынка, но в совокупности они почти наверняка предупреждают о такой опасности.

Продавцы и покупатели. Количество продавцов и покупателей на рынке — наиболее важная, хотя и самая непостоянная переменная, которая сигнализирует о несостоятельности вертикального рынка. Проблемы появляются, когда на рынке есть только один покупатель и один продавец (двусторонняя монополия) или ограниченное количество продавцов и покупателей (двусторонняя олигополия).

Специалисты в области микроэкономики считают, что на таких рынках рациональные силы спроса и предложения сами по себе не устанавливают цены и не определяют объемы сделок. Скорее, условия сделок, особенно цена, зависят от соотношения сил продавцов и покупателей на рынке, а это соотношение непредсказуемо и нестабильно.

Если на рынке  есть только один покупатель и один поставщик (особенно при долгосрочных отношениях, предусматривающих частые сделки), то оба обладают монопольным положением. Поскольку условия на рынке изменяются непредсказуемым образом, между игроками часто возникают разногласия и оба могут злоупотреблять своим монопольным положением, что создает дополнительные риски и издержки.

Для двусторонних олигополий особенно актуальна и  сложна проблема координации. Когда  на рынке, к примеру, есть три поставщика и три потребителя, то каждый игрок  видит перед собой пять других, с которыми ему придется разделить общий излишек. Если участники рынка будут действовать неосмотрительно, то в борьбе друг с другом передадут излишек потребителям. Избежать такого развития событий можно было бы, создав монополию в каждом звене отраслевой цепи, но этого не разрешает антимонопольное законодательство. Остается другой вариант — интегрироваться вертикально. Тогда вместо шести игроков на рынке останутся три, каждый будет соперничать только с двумя претендентами на свою долю излишка и, вероятно, вести себя более разумно.

Активы. Если проблемы такого рода возникают лишь при двусторонней монополии или двусторонней олигополии, не говорим ли мы тогда о некоем рыночном курьезе, не имеющем практического  значения? Нет. Многие вертикальные рынки, на которых, казалось бы, присутствует множество игроков с каждой стороны, на самом деле состоят из тесно переплетенных между собой групп двусторонних олигополистов. Эти группы формируются потому, что специфичность, долговечность и капиталоинтенсивность активов настолько повышают издержки по переключению на других контрагентов, что из видимого множества покупателей лишь малая часть имеет реальный выход на продавцов, и наоборот.

Есть три основных вида специфичности активов, которые  определяют деление отраслей на двусторонние монополии и олигополии.

• Специфичность  местоположения. Продавцы и покупатели размещают основные фонды, например угольную шахту и электростанцию, на близком расстоянии друг от друга, снижая таким образом транспортные расходы и затраты на хранение складских запасов.

 • Техническая специфичность.  Одна или обе стороны инвестируют  в оборудование, которое может  быть использовано только одной  или обеими сторонами и не  представляет большой ценности  при любом другом использовании. 

 • Специфичность  человеческого капитала. Знания и навыки работников компании имеют ценность только для отдельных покупателей или заказчиков.

Специфичность активов  высока, например, в вертикально  интегрированной алюминиевой отрасли. Производство состоит из двух основных стадий: добычи бокситов и производства глинозема. Рудники и обогатительные комбинаты обычно находятся недалеко друг от друга (специфичность местоположения) по нескольким причинам. Во-первых, стоимость транспортировки бокситов несопоставимо выше стоимости самих бокситов, во-вторых, при обогащении объем руды уменьшается на 60-70%, в-третьих, обогатительные комбинаты приспособлены к переработке сырья определенного месторождения с его уникальными химическими и физическими свойствами. Наконец, в-четвертых, смена поставщиков или потребителей либо невозможна, либо связана с запретительно высокими издержками (техническая специфичность). Именно поэтому две стадии — добыча руды и производство глинозема — оказываются взаимосвязанными.

Такие двусторонние монополии  существуют, несмотря на очевидное множество продавцов и покупателей. В действительности на предынвестиционной фазе взаимодействия добывающего и обогатительного предприятий еще нет двусторонней монополии. Многие добывающие компании и производители глинозема кооперируются по всему миру и участвуют в тендерах каждый раз, когда предлагается разработка очередного нового месторождения. Однако на постинвестиционной стадии рынок быстро превращается в двустороннюю монополию. Добытчик и обогатитель руды, разрабатывающие месторождение, экономически привязаны друг к другу специфичностью активов.

Поскольку отраслевые игроки хорошо знают про опасность  провала вертикального рынка, добычей  руды и производством глинозема  обычно занимается одна компания. Почти 90% трансакций с бокситами производится в вертикально интегрированной среде или квазивертикальными структурами, например совместными предприятиями.

Двусторонние монополии  и олигополии, возникающие на постинвестиционных стадиях в силу специфичности  активов, — самая распространенная причина провала вертикального рынка. Эффект специфичности активов многократно усиливается, когда активы капиталоемки и рассчитаны на длительный срок эксплуатации, а также когда из-за них держится высокий уровень постоянных издержек. При двусторонней олигополии вообще велик риск нарушения графика поставок или сбыта, а высокая капиталоемкость активов и большие постоянные издержки особенно увеличивают убытки, вызванные срывом производственных графиков: слишком значительны масштабы прямых потерь и упущенной прибыли при простоях. Кроме того, из-за долгого срока эксплуатации активов увеличивается период времени, на протяжении которого могут появиться эти риски и затраты.

Сведенные воедино, специфичность, капиталоемкость и  длительная эксплуатация часто становятся причиной высоких издержек по переключению как для поставщиков, так и для потребителей. Во многих отраслях именно этим объясняется большинство решений в пользу вертикальной интеграции.

Частота трансакций. Еще один фактор провала вертикального  рынка — частые трансакции при  двусторонних олигополиях и высокой специфичности активов. Частые сделки, переговоры и торги увеличивают издержки по той простой причине, что создают больше возможностей для злоупотребления рыночной властью.

 Если продавцы и  покупатели взаимодействуют редко, то, независимо от степени специфичности активов, в вертикальной интеграции обычно нет необходимости. Если специфичность активов невелика, рынки эффективно работают, используя стандартные контракты, скажем лизинговые или товарно-кредитные соглашения. При высокой специфичности активов контракты бывают довольно сложными, но в интеграции все равно нет нужды. Примером могут служить крупные государственные заказы в строительстве.

Даже если частота трансакций велика, низкая специфичность активов  смягчает ее негативные эффекты: например, поход в продовольственный магазин не предполагает сложного переговорного процесса. Но когда активы специфичны, долгосрочны и капиталоемки, а сделки заключаются часто, вертикальная интеграция, скорее всего, оправданна. В противном случае трансакционные издержки и риски будут слишком высоки, а составление детальных, исключающих неопределенность договоров — делом чрезвычайно сложным.

Информация о работе Вертикальная интеграция: виды, причины, механизм осуществления, последствия для общественного благосостояния на примере Российской эконо