Виды и формы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: показать существующие виды и формы организации рынка, дать определение и разобраться в сущности каждого из видов и форм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ РЫНКОВ 4
1.1. Рынок сельскохозяйственных и промышленных товаров 4
1.2. Рынок услуг 4
1.3. Рынок жилой площади 5
1.4. Рынок средств производства 6
1.5. Рынок инвестиций 6
1.6. Рынок денег, валюты, ценных бумаг 7
1.7. Рынок рабочей силы (труда) 8
2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА 10
2.1. Биржи 10
2.2. Аукционы 16
2.3. Выставки 19
2.4. Ярмарки. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27

Файлы: 1 файл

Виды и формы рынка.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Участие предприятий в биржевой торговле на постоянной или разовой основе может осуществляться за определенную плату через брокерские конторы и брокеров (маклеров).

Биржевой маклер является высококвалифицированным  специалистом и имеет особый статус, позволяющий ему выполнять следующие функции: а) посредничество при заключении соглашений в результате принятия поручений (приказов) членов и посетителей биржи и нахождения соответствующих контрагентов; б) представительство интересов клиентов путем ведения биржевых операций от своего имени; в) консультирование торговцев по вопросам качества и свойств продаваемых товаров; г) документальное оформление соглашений и передача их на регистрацию; д) экспертные оценки и заключение по разным вопросам биржевых соглашений, торговой конъюнктуры и др.

Биржевое соглашение, осуществленное с участием маклера, вступает в силу с момента подписания маклерской записки сторонами и маклером, а при наличии у маклера предложения (офферта) одной из сторон и письменного согласия (акцепта) от другой - лишь маклером. Оно представляет собой письменно оформленный документ купли-продажи или поставки двух видов: на реальный товар и срочные (фьючерсные). При первом - товар переходит от продавца к покупателю, то есть это реальный товарооборот. Товар должен находиться в помещении биржи (ее складах) или, в крайнем случае, должен быть поставлен в срок 1-15 дней после заключения соглашения.

Товар, чтобы стать биржевым, должен отвечать целому ряду требований. Прежде всего необходимо, чтобы он был  массовым, следовательно, не монопольным. Количество товара должно быть определено в соглашении в кубических метрах, штуках, вагонах, тоннах или других единицах измерения. Если количество проданного товара указано в вагонах, должна быть отмечена и полная нормальная вместимость вагона (платформы). Фактическая величина продажи называется лотами, то есть партиями, которые должны быть числом, кратным биржевой единице. Это означает, что большее количество товаров должно делиться на каждую такую единицу без остатка.

Качество, являющееся также одним  из требований к биржевому товару, в соглашении определяется: по стандарту и техническим условиям, по договорным условиям, при предшествующем осмотре и по образцам. Определяющим фактором при стандартизации качества биржевого товара является введение базового сорта как единой меры. Она является тем критерием, по которому дается качественная характеристика аналогичного товара. В качестве базового сорта принимается наиболее распространенный вид продукции данного рынка

 Особенностью биржевого товара  является то, что его всегда  можно и купить, и продать - он вполне ликвидный. Биржевой товар, прежде чем попасть к потребителю, много раз переходит из рук в руки. Это обусловлено тем, что на бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или контракт на его поставку.

Котировочная цена - типовая биржевая цена, устанавливаемая биржей на основе реальной оценки конъюнктуры рынка. Она является ценой равновесия спроса и предложения данного товара, устанавливается экспертным путем на определенный срок или дату и является ориентиром для продавцов и покупателей при заключении соглашений. Котировочные цены определяются выборным органом биржи (котировальной комиссией). Причем комиссия устанавливает их по характеру цены, а также цены проведения операций, цены продавцов и цены покупателей по моменту осуществления операций, то есть к моменту открытия биржи, в середине биржевых торгов и в конце дня, перед закрытием биржи.

Котировка цен осуществляется двумя  способами: путем регистрации фактических  цен спроса, предложения и соглашений, а также путем выведения типовой, то есть собственно котировочной цены или справочной цены котировальной комиссии. Делается это следующим образом. Исходя из конъюнктуры рынка данного дня по определенному товару, при большом количестве соглашений типовая цена исчисляется как средняя цена соглашений, поскольку в соответствии с законом больших чисел отклонения будут взаимно компенсироваться. Конъюнктура рынка устанавливается на основе трех его характеристик: соотношения спроса и предложения, тенденции движения цен в течение биржевого дня, количества осуществленных соглашений. Определение типовой цены при малом количестве соглашений - сложный процесс и требует большой компетенции котировальной комиссии. Справочная (котировочная) цена не является официальной или твердой ценой биржи, а представляет собой лишь мнение котировальной комиссии о том, какой именно является наиболее типовая цена.

Особенностью  фьючерсных соглашений является поставка товара в соответствии с предварительно заключенными контрактами по ценам, складывающимся на рынке реального товара, или по котировочной цене. К сроку выполнения соглашения биржа берет определенную сумму залога (депозит, маржа). Фьючерсные соглашения заключаются между продавцами и покупателями, как правило, не с целью продажи или покупки товара, а с целью страхования от возможных изменений цены на него на реальном рынке. То есть при срочных операциях фьючерсного типа движение товара необязательно, поскольку это - продажа права на товар. Стандартный биржевой контракт, став объектом такой торговли, может реализоваться по разным ценам (в момент купли и продажи цены на рынке реальных товаров изменились). Если цена повысилась, разницу выплачивает продавец, и наоборот, - если она снизилась - покупатель.

Для того чтобы застраховаться от возможных потерь вследствие изменений цен при выполнении контрактов на реальный товар, в биржевых операциях применяется хеджирование (ограждение, защита). В наиболее общем виде хеджирование определяется как страхование цены товара от риска или нежелательного для производителя спада, или невыгодного для потребителя увеличения. И продавец, и покупатель одинаково заинтересованы в устранении значительных колебаний и в конечном итоге - в стабилизации движения цен. На практике это делается таким образом. Субъект, продающий реальный товар на бирже с поставкой в будущем, опираясь на существующий уровень цен, в то же время покупает фьючерсные контракты на такие же срок и количество товара. А субъект, который покупает реальный товар с поставкой в будущем, в то же время продает на бирже фьючерсные контракты. Они выступают как страховые гаранты - когда в операции одна сторона теряет как продавец реального товара, в тоже время она выигрывает как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество товара, и наоборот.

Уменьшение риска, связанного с  торговлей фьючерсными контрактами, способствуют опционные соглашения, представляющими собой торговлю предварительными контрактами. Источником дохода для покрытия фактической цены по сравнению с ценой при заключении опционного соглашения выступает премия. Она является величиной риска, что позволяет покупателю опциона заблаговременно знать, что он может потерять, если откажется от его приобретения. А это может быть при следующих обстоятельствах. Субъект, занимающийся сельскохозяйственным производством, в марте хочет купить трактор, который стоит несколько миллионов карбованцев. Но в это время у него нет денег, они будут лишь в сентябре, после реализации его товара. За указанное время цены на трактор могут измениться. Чтобы реализовать свои интересы, покупатель (хочет приобрести трактор, а денег нет) и продавец (хочет реализовать трактор и за отсрочку платежа получить процент) заключают контракт, называющийся опционом, в соответствии с которым покупатель обязуется заплатить за трактор установленную сумму и определенную сумму за опцион. Продав опцион, субъект, имеющий трактор, обязан его продать. Субъект, купивший опцион, получает право приобрести трактор, но может от него и отказаться. При этом он теряет процент за опцион, а продавец его получает.

На бирже реального товара существуют также и срочные соглашения, которые  не сопровождаются выпуском фьючерсных контрактов. Они заключаются на обусловленное  ранее количество товара, то есть лот, соглашение, о поставке которого оформляется в виде биржевого документа, указывающего точно определенные обязанности сторон. Их называют варратом. Это унифицированная складская записка, свидетельство биржи о гарантии наличия товара в ее распределительной сфере.

 

2.2. Аукционы

 

Еще одним видом оптовой и розничной торговли является аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже.

Аукцион (от латинского auctio - продажа с публичного торга) представляет собой продажу таких товаров, которые обладают индивидуальными свойствами и ценностями. Их реализация осуществляется с публичного торга в определенном месте и в заранее установленное время.

Аукционы бывают на повышение или понижение цены в гласной или негласной форме.

При так называемом гласном аукционе на повышение цены торги начинаются после объявления минимальной цены, установленной продавцом. После  этого покупатели делают добровольные прибавки до окончательной цены покупки, которые прекращаются после третьего удара молотка аукциониста и гласного объявления номера покупателя и окончательной цены. Первоначальная цена определяется в договоре между организатором аукциона и владельцем товара.

При негласном (немом) аукционе покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки согласия на поднятие цены. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Негласное проведение аукциона позволяет сохранить в тайне покупателя.

Аукционы как форма организации продажи товарных и иных ценностей по принципу "кто больше" бывают товарными и валютными. Основными сторонами аукциона являются: владелец ценностей - продавец - организатор аукциона - покупатель. Аукционные торги проводит аукционист, наделенный полномочиями объявления цен во время торгов.

При аукционной продаже аукционист не несет ответственности за проданный товар, так как покупатели имеют возможность достаточно подробно с ним познакомиться предварительно до проведения торгов.

Аукционы могут проводиться и на понижение цены, так называемые голландские аукционы. Они начинаются с объявления первоначально явно завышенной цены, которая постепенно понижается до той, по которой один из участников торга не выразит согласие продать свой товар.

Валютные аукционы организуются для конкурсной продажи за национальную валюту свободно конвертируемой валюты, имеющей высокую покупательскую способность. Валютные аукционные торги являются прообразом валютных биржевых торгов.

В зависимости от порядка их организации, аукционы бывают принудительные, которые проводят, как правило, государственные организации с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного в срок имущества и т.п., и добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров с целью наиболее выгодной их продажи.

Аукционы являются коммерческими  организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированными специалистами. Организационное построение аукциона как коммерческой организации напоминает построение ярмарок. Управление осуществляет аукционный комитет, в состав которого входит директор аукциона, представители местных органов муниципальных властей. Директору аукциона непосредственно подчинены исполнительные службы, в том числе: финансовая, правовая, экспертная, транспортная, общего хозяйства и др. Аукционный комитет разрабатывает и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и назначением ведущего торгов - аукциониста.

Для участия в торгах каждый желающий должен оформить заявку и предложение на выдвижение товара с подробным указанием его наименования, описанием, характеристикой потребительских свойств и данных о количестве и качественных особенностях.

Экспертная работа завершается  установлением стартовой цены. Все условия аукционной продажи фиксируются в аукционном соглашении, подписываемом торгующими сторонами.

Принятые от продавцов товары сортируются  в зависимости от качества по стандартным  партиям или единицам товара, т.е. по лотам. От каждой партии отбирается образец. Каждому лоту присваивается номер, по которому он будет выставляться на аукцион. Перед открытием аукциона подготавливается рекламный каталог с включением всех номеров лотов, который вместе с пригласительным билетом и правилами участия и проведения аукциона высылается всем приглашенным участникам. Все товары, включенные в рекламный каталог, вносятся в аукционную ведомость и в обязательном порядке выставляются для предварительного осмотра.

До начала аукциона, заблаговременно, обычно за 1,5-2 месяца, в прессе помещаются рекламные объявления с подробной информацией о времени проведения аукциона, месте, сроках, количестве и видах основных товарах, допущенных к торгам. Как правило, торги проводятся в специальном аукционном зале, имеющем форму амфитеатра.

Бывают случаи, когда аукционист не достигает намеченной цели, т.е. не удовлетворен предложенными ценами. В этих случаях он имеет право без лишних объяснений снять лот с торгов и выставить его в следующий раз. По окончании торгов покупатель оформляет аукционную сделку, при этом получает от бухгалтера аукциона товарный чек в двух экземплярах. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего перераспределения полученной выдержки, т.е. разницы между стартовой ценой и полученной. Порядок распределения выручки между организаторами аукциона и владельцами товаров предусмотрен в подписанном аукционном соглашении.

В практике проведения зарубежных аукционов  используются автоматизированные способы. При этом изменение цены на повышение или понижение фиксируется покупателями с помощью нажатия электрических кнопок, отражающих цену на циферблате. Лот покупает тот, кто первый нажмет электрическую кнопку, останавливаемую стрелкой циферблата. Эта система проведения аукционов снижает трудоемкость и время проведения торгов. Возможно проведение и "заочных аукционов", когда заявки подаются в запечатанных конвертах.

2.3. Выставки

 

В мире проводится ежегодно множество  тематических выставок (новых технологий, автомобильные, тяжелого машиностроения, товаров народного потребления и т.п.).

Функционирование таких выставок преследует цели:

- оказание предприятиям, организациям, арендаторам, лицам, занимающимся  индивидуальной трудовой деятельностью,  выставочно-информационных услуг;

Информация о работе Виды и формы рынка