Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:51, реферат
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие занятости ………………………………………………..……....... 6
Гава 2. Виды и формы занятости.…………………………..……………..………10
Рекомендации……….………………………………………………………………………..16
Заключение….……………………………………………………………………...............17
Список использованной литературы………………………………………….21
б) занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя;
в) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
г) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, а также работа по авторским договорам;
д) являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
е) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
ж) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы;
з) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
и) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, альтернативной гражданской службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
к) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
Исходя из этого можно выделить два вида занятости:
1) занятость как трудовую деятельность;
2) занятость как общественно полезную деятельность.
Под трудовой деятельностью понимается работа по трудовому договору, по гражданско-правовому договору, деятельность по авторским договорам, сюда же можно отнести предпринимательскую деятельность, службу в органах внутренних дел и в вооруженных силах. К общественно полезной деятельности, как приносящей, так не приносящей доход, относится обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; уход за детьми в период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком; период отсутствия на работе в связи с призывом на военные сборы либо привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе.
Форма обеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственная служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статус занятого.
Основными формами обеспечения занятости являются:
Информирование о рынке
труда, то есть каждому безработному
служба занятости
. Бесплатное подыскание подходящей работы.
. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.
. Занятость в отъезд, то
есть предоставление рабочего
места в другом населенном
пункте с компенсацией
. Молодежная практика, то
есть трудоустройство
. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.
. Привлечение к общественным работам.
. Квотирование рабочих
мест, то есть установление нормы
обязательного приема на
. Поддержка предпринимательства
и самостоятельной занятости
граждан - органы службы занятости
предоставляют возможность
. Поддержка рабочих мест, то есть работодатель может заключить со службой занятости договор о том, что не производит массовых увольнений в период определенного времени, а государство на возвратной или безвозвратной основе предоставляет работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, пособия за счет средств государственного фонда занятости. Такая форма стимулирует скрытую безработицу и является негативной.
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
а) активную государственную политику в сфере занятости;
б) пассивную государственную политику в сфере занятости.
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В качестве заработка не учитывается выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций либо с военной службы в связи с ликвидацией, сокращением численности и штата.
Безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Женщина, ухаживающая за ребенком до 3-х лет, не может быть признана безработной, если она находится в отпуске по уходу за ребенком, так как состоит в трудовых отношениях и может выйти на работу в любое время.
Безработными могут быть признаны только те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке по последнему месту работы; для не имеющих профессии - паспорта и документа об образовании. Если у гражданина имеются нетрудоспособные иждивенцы, то он должен предоставить документ, подтверждающий совместное проживание с иждивенцем и наличие иждивенца для того, чтобы можно было получать дополнительную надбавку за иждивенцев. Статус безработного не приобретают граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В то же время никакой ответственности за это законом о занятости не предусмотрено.
Рекомендации
В целях расширения возможностей трудоустройства граждан и подбора работников для предприятий и организаций центр занятости организует ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, а также мероприятия по взаимодействию с работодателями.
Выступая инициатором проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, в процессе их организации центр занятости населения активно проявляет к сотрудничеству заинтересованных лиц: заместителей глав администрации города (районов) курирующих деятельность служб занятости, руководителей предприятий и организаций.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест является одним из основных направлений активной политики занятости населения, основной целью которого является содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, снижение социальной напряженности на рынке труда, обеспечение организации кадрами.
На ярмарках вакансий могут подыскать работу и те, кто по каким либо причинам не зарегистрирован в службе занятости и те, кто намерен сменить место работы, выпускники учебных заведений и пенсионеры. Проведение подобных мероприятий позволяет максимально приблизить граждан, желающих трудоустроиться к работодателю.
С целью расширения возможностей в получении выбора профессии, получения профессиональной информации об учебных заведениях г. Екатеринбурга и области, об условиях приема и учебы в этих учебных заведениях для выпускников школ ежегодно проводятся ярмарки - презентации учебных заведений.
Проведение ярмарок способствует решению нескольких проблем:
содействие трудоустройству граждан;
оказание помощи работодателям в комплектовании кадров;
проф-ориентационная работа среди молодежи;
консультирование граждан по вопросам труда и занятости;
информирование граждан о возможностях службы занятости.
Анализ результатов проведения ярмарок и учебных рабочих мест свидетельствует о том, что в центре занятости зарегистрировано достаточное количество вакансий для организации ярмарок.
Преследуя цель оказать выпускникам школ, помощь в выборе будущей профессии, центр занятости населения ежегодно проводит в школах ярмарки-презентации профессиональных учебных заведений. Они дают школьникам выпускных классов, молодёжи информацию об имеющихся профессиональных учебных заведениях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. На ярмарках оказываются проф-ориентационные услуги. Да и сами учебные заведения готовятся к проведению такого мероприятия очень серьёзно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время перед Российским рынком труда стоит множество проблем. Для их решения надо в корни менять политику занятости. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующие и на вновь создаваемых высокоэффективных рабочих мест поможет снизить уровень безработицы. Проблема безработицы одна из актуальных социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в двадцатом веке. Поэтому решение проблемы занятости населения находиться в числе наиважнейших, первоочередных задач.
О проблеме занятости в России и его некоторых районах можно сказать, что наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывают сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на улучшение функционирования рынка труда при благоприятной экономической ситуации выглядит излишне оптимистично.
На сегодняшний день, нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно развиваться, либо сохранит "ползучий" характер.
Безработица была, есть и будет, задача государственных организаций занятости состоит в том, чтобы не допустить длительную безработицу конкретного человека.
Неблагоприятное дело составление прогнозов, особенно в сфере занятости. Сколько раз считали возможную безработицу, столько и ошибались. Безошибочно лишь одно - она прочно входит в нашу жизнь. Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания.
При решении проблемы занятости безработных граждан центром занятости выполняются действия по решению проблемы занятости, это:
стимулирование развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности;
разработка и реализация программ содействия занятости населения;
оказание социальной поддержки безработным всех групп населения.
Последовательное выполнение перечисленных методов по регулированию процессов на рынке труда дает возможность создать условия для нормального функционирования и развития, позволит разрешить часть проблем, снизить социальную напряженность, создать благоприятные условия для осуществления в области социально трудовых отношений.
В настоящее время в условиях оживления экономики, работа службы занятости должна выражаться не в оказании пассивно ожидающему клиенту, а в побуждении безработных и незанятых граждан к труду.