Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:36, реферат
Налоговыми льготами, иначе льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.
Введение
Глава 1. Экономическое содержание акцизов
Глава 2. Теоретические основы акцизов
1. Плательщики акцизов
2. Объекты налогообложения акцизами
3. Подакцизные товары
4. Ставки акцизов и определение налоговой базы
5. Порядок исчисления и уплаты акцизов
Глава 3. Значимость роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
1. Фискальная значимость акцизов, их принципиальные отличия от налога на добавленную стоимость
2. Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ
Заключение
Список литературы
Приложение
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Налоговая база при реализации (передаче,
признаваемой объектом налогообложения
в соответствии с настоящей главой)
произведенных
1) как объем реализованных (
2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
3) как стоимость переданных
4) как объем реализованных (
При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.
Не включаются в налоговую базу
полученные налогоплательщиком средства,
не связанные с реализацией
Налоговым периодом признается календарный месяц.
5. Порядок исчисления и уплаты акцизов
Налогоплательщики самостоятельно осуществляют расчет суммы акцизов, подлежащей уплате в бюджет по итогам каждого налогового периода, путем составления налоговой декларации по установленной форме.
Общими составными элементами в методике исчисления суммы акцизов по отдельным видам подакцизных товаров являются: расчет налоговой базы за истекший налоговый период; расчет суммы акциза исходя из сложившейся налоговой базы за тот же налоговый период.
Сумма акциза определяется как произведение налоговой ставки по соответствующему виду подакцизных товаров на величину исчисленной налоговой базы. Полученные результаты суммируются, и таким образом рассчитывается общая сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший налоговый период. Подобный метод исчисления суммы акциза возможен лишь на основе ведения раздельного учета облагаемых операций по видам и наименованиям подакцизных товаров применительно к установленным ставкам налогообложения.
Это особенно важно в тех случаях, когда внутри одного и того же вида подакцизных товаров применяются различные ставки налогообложения.
Сумма акциза, исчисленная исходя из налоговой базы, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется тем, что НК РФ предусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциям на величину налоговых вычетов.
Рассмотрим виды и порядок применения налоговых вычетов, уменьшающих начисленную сумму акцизов по операциям с подакцизными товарами и отдельно по операциям с нефтепродуктами. Уменьшение общей начисленной суммы акцизов по операциям с подакцизными товарами производится на величину налоговых вычетов, предоставляемых при:
• использовании налогоплательщиками, производящими подакцизную продукцию, в качестве сырья для ее изготовления приобретенных подакцизных товаров. В данном случае вычету подлежит сумма акцизов, уплаченная по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья.
Аналогичный вычет осуществляется и при изготовлении подакцизной продукции из давальческого подакцизного сырья, по которому был уплачен акциз на территории России. Вычет предоставляется изготовителю такой продукции по операциям ее передачи собственнику давальческого сырья. Налоговые вычеты в указанных случаях могут быть произведены только при условии, если ставка акциза на подакцизные товары, использованные в качестве сырья, определена на ту же единицу измерения налоговой базы, что и налоговая ставка по подакцизной продукции, произведенной из этого сырья; приобретении этилового спирта из пищевого сырья для изготовления виноматериалов, использованных в дальнейшем в производстве алкогольной продукции. Вычету подлежит сумма уплаченного акциза по этиловому спирту, использованному для изготовления виноматериалов; возврате покупателем подакцизных товаров или отказе от них. Вычету подлежит сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком по этим товарам. Порядок применения налоговых вычетов регламентируется НК РФ. Его основополагающие моменты, относящиеся к плательщикам акцизов по подакцизным товарам, состоят в следующем.
Вычеты суммы акциза по этиловому спирту из пищевого сырья, использованному для изготовления виноматериалов, производятся исходя из объемной доли этилового спирта, использованного для производства виноматериалов, на момент их приобретения. При этом налогоплательщик, производящий алкогольную продукцию, обязан представить в налоговые органы договор купли-продажи виноматериалов, платежные документы с отметкой банка подтверждающие факт оплаты приобретенных виноматериалов, списанных в качестве основного сырья на производство алкогольной продукции. Сумму налогового вычета можно определить по следующей формуле:
В = (Н * Д):100% * О,
где В — сумма налогового вычета; Н — налоговая ставка акциза на этиловый спирт; Д — объемная доля этилового спирта, содержащаяся в приобретенных виноматериалах; О — объем виноматериалов, списанных на производство вина.
Пример: Организация для производства крепленного вина приобрела 200 000 л виноматериалов с объемной долей этилового спирта 20%. На производство вина в налоговом периоде списано 18 500 л виноматериалов. В приведенном примере сумма налогового вычета по акцизу на этиловый спирт, использованный на производство виноматериалов, потребленных в качестве основного сырья и списанных на расходы по изготовлению вина, составит:
В = [(23,5 руб. * 20%) * 18 500 л] / 100% = 86 950 руб.
Сумма налоговых вычетов в отдельные налоговые периоды может превышать общую сумму акцизов, исчисленную исходя из сложившейся налоговой базы. В связи с этим уплаты акцизов не происходит. Образующаяся сумма превышения налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета в счет уплаты налогов и сборов, пени, недоимок, сумм присужденных налоговых санкций в отчетном налоговом периоде и трех последующих налоговых периодах. Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, связанным с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ, — по согласованию с таможенными органами. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, оставшаяся незачтенной, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.
Уплата акцизов по операциям реализации (передачи) произведенных налогоплательщиками подакцизных товаров производится по истечении каждого налогового периода равными долями в два срока:
Исключение предусмотрено для уплаты акциза по операциям с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом, которые признаются объектом налогообложения в соответствии с сохраняющимся в 2007 г. особым порядком акцизного налогообложения этих товаров.
Применение особого порядка налогообложения акцизом указанных товаров обусловлено характером их производственного использования. Прямогонный бензин используется в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, которая в номенклатуру подакцизных товаров не включается. Лицам, осуществляющим операции с прямогонным бензином в условиях применения особого порядка его акцизного налогообложения, с 1 января 2007 г. предусматривается выдача свидетельств на производство прямогонного бензина и на его переработку при изготовлении продукции нефтехимии.
У организации, имеющей свидетельства на переработку прямогонного бензина, объект налогообложения возникает при получении этого подакцизного товара. Под получением понимается приобретение прямогонного бензина в собственность. Если организация имеет собственное производство прямогонного бензина и самостоятельно осуществляет его переработку при наличии соответствующего свидетельства, то у нее также возникает объект налогообложения акцизом по операции получения прямогонного бензина. А передача его из одного структурного подразделения в другое в качестве сырья для изготовления продукции нефтехимии у такой организации не признается облагаемой операцией.
Таким образом, в отличие от общеустановленного порядка налогообложения, у организации, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, возникает принципиально иной объект налогообложения акцизом этого товара.
Аналогичный особый порядок налогообложения сохраняется в 2007 г. и в отношении денатурированного этилового спирта, используемого на производство неспиртосодержащей продукции организациями, имеющими свидетельство на осуществление указанного вида деятельности.
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту организациями, имеющими соответствующее свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с указанными товарами в соответствии с особым порядком их акцизного налогообложения, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Акцизы, как правило, уплачиваются по месту производства подакцизных товаров. Налогоплательщики по окончании каждого налогового периода обязаны в установленный срок представлять в налоговые органы налоговую декларацию по акцизам по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений.
Глава 3. Значимость роль акцизов в
налоговой системе и
1. Фискальная значимость акцизов,
Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, — федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене подакцизного товара. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства и не затрагивают сферу работ и услуг. Налогообложение акцизами осуществляется применительно к каждому отдельному виду подакцизных товаров, т. е. имеет индивидуальный характер.
В отличие от НДС взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Как правило, это происходит на начальной стадии по выходу товара из производства. При перепродаже товар, по которому акциз был уже уплачен, вновь акцизом не облагается. Сумма акциза, изначально добавленная к отпускной цене товара, на всех последующих стадиях его продвижения становится составной частью цены. Построение акцизов по принципу однократности взимания выгодно отличает их от НДС, так как в определенной мере сдерживает дальнейшее развитие инфляционных процессов.
Акцизы — существенный источник доходов федерального бюджета и территориальных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Однако ежегодно фискальная значимость акцизов в доходах бюджетов подвергается существенным колебаниям. Так, например, в доходах федерального бюджета за период с 2000 по 2004 г. диапазон колебаний удельного веса акцизов составлял от 15,0 до 3,6%. Важным показателем фискальной значимости акцизов является их доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, на которую влияют изменения, вносимые в состав подакцизных товаров, объект налогообложения, размеры налоговых ставок, объем льгот, инфляционные процессы.
Таким образом, реальная оценка фискальной значимости, а также фискального потенциала акцизов неразрывно связана с рассмотрением круга подакцизных товаров и всех составных элементов механизма исчисления и уплаты акцизов.
Фискальные возможности акцизов могут быть существенно расширены как за счет изыскания новых сфер их применения, так и посредством улучшения администрирования их сбора, особенно в такой столь значимой в фискальном отношении области хозяйствования, как производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, которая непременно должна находиться под эффективным контролем государства. Акцизы имеют вполне реальные перспективы дальнейшего повышения своей фискальной значимости в формировании доходов государства.